Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Персонажи
С
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова

Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866), дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. «Это было «...» худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Для Раскольникова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от одиночества: ведь она тоже «преступила» абсолютную заповедь («не прелюбодействуй»), «умертвила» себя. Но С.М. не одинока. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Она читает Раскольникову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Именно ей, С.М., Раскольников признается в убийстве старухи и Лизаветы. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им», потом незаметно сопровождает до полицейской конторы, а после суда — в Сибирь, где терпеливо сносит его равнодушие. Другие каторжники относятся к ней с нежностью и лаской. Самоотверженная любовь С. возрождает, наконец, сердце Раскольникова, и перед ними открывается «новая жизнь».

Наряду с образом С., Достоевский предпринял еще ряд попыток создать «положительно прекрасных» людей: князя X. («Неточка Незванова»), Ростанева («Село Степанчиково...»), князя Мышкина («Идиот»), старца Тихона («Бесы»), Макара Долгорукого («Подросток»), старца Зосиму, Алешу Карамазова и др., — в дальнейшем все больше и больше связывая их с церковью.

 

О.А. Богданова