Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Поэтические традиции в народном творчестве

21.04.2018 2164

Поэтические традиции в народном творчестве

История казахского народа, уходящая корнями в глубину веков, богата событиями. Радостные или печальные, большие или малые, они оставляли в душе человека неизгладимый след, запечатлевались в памяти. Культура всегда неразрывно связана с историей. В кюях и песнях отражено все многообразие жизни. Жырши и акыны часто обращались к историческим событиям, становились летописцами своего времени. Легенды, стихи, музыка передавались от поколения к поколению.

Казахская музыка тесно связана с поэзией, словом. Музыка и слово неотделимы не только в песенном жанре, речитативном искусстве акынов или жырау, но даже в инструментальном музицировании – ведь кюи всегда сопровождаются легендами, предваряются рассказами об их создании и авторе.

«Музыкальная культура казахского народа, глубоко ушедшая своими корнями в историю веков, своим полным синтеза содержанием, величием эмоционально-эстетического духа, своей вечной (божественной) идеей, которая возносится выше отображения жизненного существования, разнообразием жанров и видов, и наконец, своей утилитарно-прикладной деятельностью, особо способствующей урегулированию различных сфер жизни, занимает исключительное место в духовном бытие казахов. В этом случае любые весомые размышления о культурно-духовном мире казахского народа не могут обойти стороной его музыкальное наследие. Если бы каждый эпос оценивался только его вкладом в общечеловеческую культуру, то гордостью казахского народа должна стать, в первую очередь, его музыка», - пишет Акселеу Сейдимбек в своей работе «Қазақтың күй өнері».

У казахов музыка тесно связана с жизнью, бытом вообще, сопровождающимся песнями, кюями, терме. В казахском обществе были чрезвычайно развиты любительское пение, игра на музыкальных инструментах – для себя или узкого круга людей – друзей, родственников. Особое, почетное, уважаемое место занимали профессиональные деятели казахской культуры – акыны, жырау, жырши, кюйши.

Акын – мастер поэтического слова, поэт-импровизатор – выступает обычно в песенно-поэтических состязаниях (айтысах) на крупных народных сборищах (тоях, асах, ярмарках) от имени отдельного рода. Существует народное обозначение импровизаторского таланта – «суырып салма ақын».

В казахской культуре есть и другие типы певцов и поэтов – анши и оленши (от слов «ән», «өлең» - песня). Әнші и өлеңші, как правило, не профессионалы. В отличие от акынов, жырши они исполняют народные песни, участвуют в массовых айтысах, хорошо знают обряды и могут сочинять обрядовые плачи и другие песни, звучащие в обрядах.

Особое место в казахской культуре занимают такие своеобразные люди искусства, как сал и серэ, которые были певцами, рассказчиками, борцами и фокусниками, наездниками или жонглерами.

Как пишет академик А.К. Жубанов: «Салы и сері были артистами в подлинном значении этого слова. Они находились всегда в центре внимания, на виду у всех, они служили искусству, и эти обстоятельства наложили на них и внешний отпечаток, специфичность профессии невольно выделяла их среди других людей, а непохожесть, как известно, всегда вызывает кривотолки. Народ любил «салов» и «серэ», они пользовались исключительным почетов и уважением. Они были любимцами, баловнями казахской публики».

Салы, как правило, «гастролировали» большими группами, которые объединяли различные народные таланты – музыкантов, фокусников, силачей, жонглеров. Иногда все это совмещалось в одном человеке. Таким был, например, знаменитый Балуан-Шолак (ему дали такое прозвище (Балуан – великан, силач, Шолак - куцый), потому что он в детстве отморозил правую руку и изуродовал пальцы). Он был не только силачом, борцом, но и великолепным певцом и композитором.

И различные темы из таинственной летописи той далекой истории стали основой для казахских кюев и их легенд. Казахская музыка завораживает не только захватывающим изображением человеческих чувств и настроений, гибкостью интонационно-мелодического языка, но вместе с тем поражает своей правдивостью, тесно переплетенной с социально-исторической жизнью.

На сегодняшний день исследователями музыки зарегистрировано около 5 тысяч кюев и 5 тысяч песенного наследия казахского народа.

Ценные сведения о музыке и древних инструментах оставил в своих трудах великий ученый средневековья Абу Насыр аль-Фараби (870 - 950). Он играл на музыкальных инструментах, изобретал их, исследовал и сочинял музыку. Аль-Фараби из рода кипчаков, родился в городе Отраре, находившемся в 40 км от Туркестана.

В его «Большом трактате о музыке» описывается происхождение музыкальных инструментов и ладов, особенности каждого инструмента, способы усовершенствования. В нем упоминаются сыбызғы, домбыра, сырнай, керней, қобыз, канун, уд, цимбал (чанг), тамбур, рабаб, ударные инструменты – дабыл (барабан), данғыра (бубен). Аль-Фараби говорит о бытовании у тюркоязычных племен семиструнной арфы. Особого внимания заслуживают сведения о духовом инструменте кыпчак, который в других трудах не упоминается. Все эти инструменты аль-Фараби считает искусственными, называя естественным инструментом человеческий голос.

Аль-Фараби пишет о происхождении щипковых музыкальных инструментов и наиболее древнем из них арфе. По его утверждению, арфа появилась из лука и имела всего две струны. Далее он упоминает о двухструнном кылкобызе, обращая внимание на лукообразный вид инструмента. Аль-Фараби, рассматривая развитие музыкальных инструментов, говорит об увеличении струн на арфе до 13, о появлении на щипковых инструментах резонаторного корпуса, колков, грифа, ладов. Происхождение духовых инструментов аль-Фараби связывает с природными звуками, возникающими от ветра, приводящего в колебание воздух в стеблях различных растений. Наблюдая за явлениями природы‚ люди сами стали извлекать звуки вдуванием воздуха в стебли. У многих народов имеются легенды, в которых говорится о подобном появлении сыбызгы, ная и т. д.

В богатырском эпосе встречаются названия духовых и ударных инструментов, употреблявшихся в походах для подачи сигналов. Для всех инструментов подобного типа был характерен сильный и резкий звук. Сигнальным знаком на духовых инструментах являлся коротенький мотив, который повторялся несколько раз по усмотрению исполнителя. Походные ударные инструменты имели обычно большие размеры, силой звучания которых воины старались запугать противника. Так, например, в поэме «Камбар-батыр» (ХVI в.) говорится:

Девять всадников взяв с собой,

В боевую одевшись медь,

Он велел им в дудки дудеть,

Он велел им в бубны греметь.

Для подачи сигналов широко применялся муиз сырнай и керней. Упоминание о них часто встречается в богатырском эпосе прошлых столетий. Например, в поэме «Алпамыс-батыр хикаясы» (XVII в.) есть такие строки:

Зазвучали керней и сырнай,

С жутким свистом ядра полетели.

К сорока воротам городским

Воинов ведет правитель смелый.

Сырнай часто упоминается в народной поэзии. В стихах акына Арипа Танирбергенова (1856 - 1924) из Жарминского района Семипалатинской области говорится:

И сыбызгы отзвучит, и сырнай замолчит,

Наша жизнь незаметно пройдет.

Все оставишь, что собрано, создано было,

Коли смерть за тобою придет.

Некоторые музыкальные инструменты воспеваются в старинных народных песнях. В одной из них упоминается шанкобыз:

Шанкобыз мой звучный, заиграй,

Расскажи мне, как живет сестра,

Что покинула наш край?

Академик АН Казахской ССР А. Маргулан в своей работе «О носителях древней поэтической культуры казахского народа» впервые сообщил о некоторых ранее неизвестных инструментах. Мы находим до десяти названий. В работе описываются қылқобыз, шыңқобыз («чанг-кобыз»), тылқобыз, домбыра, сыбызғы, сырнай, керней, дауылпаз, шыңдауыл («чиндауыл»), ұран.

Старинный кылкобыз имел вид лебедя, о чем писали многие исследователи. Ссылаясь на эти сведения, А. Маргулан дает дополнительное пояснение: «Вид кобыза, как магического инструмента, отчасти связан с культом лебедя (аққу), который был вообще одним из древних тотемов казахов».

В Государственном музее этнографии народов СССР хранится сыбызгы, подаренная Чоканом Валихановым. В коллекционной описи (№13520) об этом инструменте говорится, что он «был приобретен Валихановым у сибирских киргизов (казахов)». Сыбызгы хорошо сохранилась. Изготовлена она из тростника, имеет три отверстия. Круглый прочный деревянный футляр от сыбызгы стянут в трех местах железными обручами. Футляр плотно закрывается пробкой, привязанной кожаным ремешком к верхнему обручу. До 1948 года сыбызгы находилась в бывшем музее народов СССР (в Москве). В архивных документах время приобретения сыбызгы не указано. Можно предполагать, что инструмент вместе с другими этнографическими предметами привезен Чоканом в Петербург после известной Кашгарской экспедиции.

Ч. Валиханов часто встречался со знатоком древних эпических поэм, выдающимся певцом-импровизатором, музыкантом-кылкобызистом Жанаком из рода Каракесек. От Жанака Чокан Валиханов записал поэму «Козы-Корпеш – Баян-Слу».

Во время путешествия по центральным степям, Семиречью и Тарбагатаю Ч. Валиханов часто встречал баксы. Среди них были и такие, слава о которых широко распространилась в народе. Валиханов называет их «патронами всех баксы» или «большими баксами». Оценивая сложность этой «профессии», Валиханов отмечает, что «не всякий может быть шаманом, как не всякий из нас может быть поэтом». Далее он описывает способности баксы. Например, об одном из них он пишет: «Признаки большого баксы суть следующие: во время игры кладет саблю в живот, выпускает до эфеса в горло, лижет раскаленное железо, бьет изо всей силы себя в грудь топором, и все это сопровождается игрой на кобызе-инструменте, принадлежавшем аулие Коркыту, и пением, которое называется сарын».

Баксы нередко хорошо владели музыкальными инструментами, сочиняли мелодии. По сведениям Ч. Валиханова, баксы, кроме кылкобыза, использовали и другие музыкальные инструменты: асатаяк, дангыру. В работе Валиханова имеется рисунок художника П. Кошарова, представляющий большую научную ценность. На нем изображен баксы с асатаяком. Асатаяк с оригинальными металлическими подвесками длиной приблизительно около метра. Верхняя часть инструмента украшена красивым орнаментом и напоминает головку кылкобыза. Как и на других асатаяках имеется ремешок для его носки. Нижняя часть заострена, как у копья.

В трудах Чокана мы находим описание не только известных нам музыкальных инструментов (домбра, кылкобыз, сыбызгы), но и забытых (шындауыл, муиз сырнай, асатаяк, хонбе).

Из книги: Калыбекова А. Народная мудрость казахов о воспитании. – Алматы, 2011


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые