Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Ермек Нугманов: прекрасная устная казахская литература!

13.07.2018 335

Ермек Нугманов: прекрасная устная казахская литература!

Биржан сал - славный сын акмолинской земли. Его творчество хорошо изучено, но до сих пор его жизнь хранит множетсво загадок. Одна только романтическая история с Сарой чего стоит. Как помнят и чтят память своего земляка, как идет реализация программы «Туган жер» в Акмолинской области мы узнали на встрече с акимом района Биржан сал Ермеком Бекеновичем Нугмановым. Как оказалось, Ермек Бекенович не просто управленец-администратор, но и хороший знаток истории родного края. Беседовать с таким начитанным человеком было одно удовольствие.

Предлагаем вашему вниманию отдельные моменты беседы.

Земля, где похоронены предки

Мы называем себя номадами, кочевниками. Но в этом феномене надо четко различать, что есть кочевой образ жизни, например, бедуины, цыгане, а у нас кочевая форма ведения хозяйства. Казахи жили в древних городах Сайран, Созак, Туркестан, Тараз и других. Только 22 марта, в день весеннего равноденствия, когда день был равен ночи, казахи приступали к откочевке на северные пастбища. К апрелю-маю подходили к Караганде, где уже вовсю расцветала степь. К концу мая – началу июня останавливались на жайлау в Сарыарке. В то время не было никаких крепостей, препятствий.

Фотографии, на которых казахи изображены в порванном чапане, разорванном малахае – это все колониальная политика. В северных регионах казах никогда не строил кыстау. Каждое лето казахи были на жайлау, они знали свою землю, где похоронены его предки.

Рухани - значит дух

Если начиналась война, джигиты садились на лошадей. Казахи – смелый, воинственный народ! У казахского народа были песни-эпосы, которые поднимали воинский дух перед сражением. Когда он проявляется? Когда играет кюй «Адай», когда скачут лошади, когда улавливаешь запах полыни. Тогда внутри казаха постепенно просыпается дух свободы. Сильных духом избивали, душили, запрещали жаловаться. Сломленные люди молили о пощаде. С тех пор старики говорят: «оставьте, ничего не говорите, лишь бы оставили нас невредимыми». Так и задушили дух.

Но в каждом казахе в генах есть информация, сохранившаяся от предков. Чтобы его разбудить нужна мотивация.

Чтобы расшевелить казаха, его нужно посадить на лошадь. Вместе с спортивными занятиями, давайте учить ребят кататься на лошадях. В каждом ауле есть команда по кокпару. На мой взгляд, кокпар надо ввести в учебную программу во всех школах. В Буланды парень до сих пор ходит в форме, которую я шил для кокпара. Кокпар – это настоящая воинская игра. В кокпаре не может участвовать любая лошадь. В Кыргызстане, в Южном Казахстане такие лошади стоят по несколько тысяч долларов, потому что они специально обучены.

Кто такие кентавры? Воин в седле, имеющий свободные руки. Если бы руки были заняты, то как бы он стрелял из лука? В одной руке копье, в другой – меч, ног не видно. Надо пробудить дух наших предков.

Ты – хозяин этой земли

Надо поднять самооценку наших детей, у них она низкая. Я в каждой школе говорю детям:

«Ты – хозяин этой земли. Когда ты идешь, вражеская армия должна знать, что идет хозяин этой земли. Даже если ты толкаешь тачку на базаре, ты все равно хозяин этой земли. В каждом твоем поступке должно чувствоваться, что ты тут хозяин. У тебя нет больше места, куда ты можешь уйти. Тебя никто ни где не ждет, кроме как в Казахстане. Тебе больше некуда идти, поэтому ты тут хозяин».

Вот так надо поднимать самооценку молодежи.

Прекрасная устная казахская литература!

Бабушка Рахия рассказывала нам об айтысе Биржан-сала и Сары. Это было на самом деле. Сейчас же выходят с опровержением. У каждого своя версия. Арип Танирбергенов был учеником Абая. Говорят, что он обижался на Абая из-за оценок. Второе, говорят, что он был влюблен в Сару, а Сара не приняла его. Я много читал таких сведений. Это – одна из версий.

Родина Сары – матай найман. Матаи признают, что все так и было. В 1993 году Т. Калилаханов написал книгу «Акын Сара», во второй части которой упоминает об айтысе между Биржаном и Сарой, говорят, что этот айтыс был.

В произведении Мухтара Ауэзова «Абай жолы» встречались Абай и Биржан.

«Талантливый человек талантлив во всем»

Говорят, что Биржан хорошо знал русский язык, у него было хорошее телосложение, был борцом. Мы не застали Темиртаса, но видели Мухамедкали внука Биржана. Огромный, под два метра рост. Он вернулся с Магадана. Был высоким, сильным человеком, играл на домбре, немного пел. Скончался после 80-ти лет. Есть его прямые потомки. Мухамедкали – сын Темиртаса. У Мухамедкали было три сына: Шарип живет в Щучинске, Орал и Марал живут в пяти километрах от аэропорта Кокшетау в ауле «Казахстан». Сын Марал имеет высшее образование, преподает в школе физкультуру.

В рамках программы «Рухани жаңғыру» готовимся к 80-летию района. Идет подготовка мероприятий в честь Биржан-сала. Работают по замене и улучшению ограды мавзолея. Если дадут землю, поставим памятник Биржану, с его биографией на мраморной плите. Карта укажет маршрут к мемориалу, находящемуся отсюда в 30-ти км. Есть такие планы.

Легенда о Балташе

Сохранилась легенда о Балташе. Она хорошо описана в книге «Акбельский перевал» Зейтина Акишева. В 1916 году во время национально-освободительного движения некоторые признавали Советскую власть, а некоторые, как Кейки батыр, были против. Амангельды говорил: «Кейки, все. Мы уже воевали с царем. Это другие русские. Это русские – большевики. Они такие же бедные, как и мы». Тогда Кейки ответил: «Для меня все русские одинаковы». Так и Балташ не принимал сторону большевиков и до 30-х годов воевал с властью. Когда все погибли, оставшись один, он воевал на вершине холма. Его младшая сестра подносила ему пули. Когда умерли его жена и отец, он взял 5-месячного ребенка, усадил рядом с сестрой на лошадь и приказал ехать. Эту легенду тоже рассказывала бабушка. Уже стоя на одном колене в него было выпущено несколько пуль, но он не упал. Возможно есть аксакалы, которые об этом знают. Надо изучить и сохранить наше культурное наследие, собрать всех директоров школ, учителей истории и казахской литературы записать все легенды у стариков, аксакалов, чтобы изучали это в школе, в газетах открыть рубрики «История народа».

Тайны Биржана

Биржан сал известен как композитор и певец. Баянгали Алимжанов собрал вышедшие в 30-50 годах песни, расписал по нотам. Сам написал предисловие. Возродил его творчество.

Говорят, что у Биржана было 5 жен, 15 детей. Это все народные слухи. Потому-что из всех потомков мы знаем только Темиртаса и Калкена.

Жена Калкена родила ему одного сына Ахмеда, который рано скончался, не женясь. Калкен умер, не дожив до 30 лет.

Мой дед оставил одну ногу Великой Отечественной войне. Бабушка Рахия прожила 80 лет, она много знала о Биржане, много рассказывала, но, к сожалению, никто это не записывал. Известный писатель, публицист Илья Жаканов часто с ней встречался и взял у нее много сведений, так и писал: «как говорила сноха Рахия». Корганбек Аманжолов приходил вместе с ним и написал книгу «Біржан бұрмалары».

Работая в разных районах области, мы завидовали местным жителям:

«Вы счастливые! На вашей земле родились такие замечательные люди!

Цените, уважайте родную землю».

Достоин или нет?

Одна незатронутая тема касается ономастики. Расскажу про Аманжола Халикова. В свое время он был правой рукой Динмухаммеда Кунаева, возглавлял комиссию партийного контроля при ЦК КПК, ветеран Великой Отечественной войны. На его 95-летие Сергей Витальевич Кулагин отправил меня с напутствием: «Он уроженец Ерейментауского района Акмолинской области. Поздравь его с 95-летием от нашего имени, надень чапан, посади на лошадь».

Поехали, поздравили аксакала с юбилеем. Несмотря на возраст ветеран отметил: «Я не болен, у меня ничего не болит. Утром делаю гимнастику, гуляю, хожу. Я просто стар». Правда, уши слабо слышали.

В декабре 2016 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с ним в алматинской резиденции, поздравил с юбилеем, пожелал здоровья и благополучия.

Буквально недавно, 12 января 2018 года он умер на 97 году жизни. Мы закончили строительство сельской школы, и я предложил дать школе имя этого уважаемого человека. Как ветерана Великой Отечественной войны через ономастическую комиссию можно было дать его имя без очереди. Аксакалы начали обсуждение, а молодежь возмутилась: «Интересно, а какое отношение он имеет к Ерейментау? Ладно, родился тут, может его предки тут родились. Но что он сделал для нас? Нет, так нельзя».

Возможно, когда-нибудь и про меня скажут, какое я имею отношение к Степняку? Я просил Всевышнего: «Хоть бы здесь жить и поработать». Сейчас я работаю акимом района Биржан сал. До пенсии есть еще время и эти годы я буду работать с людьми, буду воспитывать их, весь опыт, что у меня есть, передам им. А мои 25 лет профессионального опыта – это же целая жизнь.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


Теги: библиотека, Акмолинская область, Биржан сал
(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые