Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ПОЭЗИЯ
Потомок Жайыка Бектурова...

20.07.2018 3461

Потомок Жайыка Бектурова

Потомок Жайыка Бектурова - adebiportal.kz

Главное фото Артема Чурсинова

Если говорить об Аскаре Сагнаеве как о поэте, то необходимо обратиться к истории его рода. Есть в Караганде улица имени Жайыка Бектурова. В этом году ему исполняется 106 лет. Известный писатель, общественный деятель, журналист, переводчик приходится двоюродным братом бабушки по материнской линии. Ж. Бектуров родился в ауле Кызылагаш, ныне аул Амангельды Аккольского района. Его имя носит Карагандинская областная юношеская библиотека. В 1942-47 гг. он был осужден и сослан в Сибирь. Аскар горд тем, что в его венах течет кровь известного деятеля.

Судьба нашего героя очень похожа. Аскар Сагнаев также попал в жернова репрессий после декабрьских событий 1986 года. По мнению искусствоведа Бектура Кадырова, Аскар как поэт родился именно в результате декабрьских событий 1986 года.

Поэт пробовал себя в разных жанрах: экспромты, пародия, критика, сатира, гражданская, любовная лирика. Многоплановый мастер.

Хорошую школу Аскар прошел в газете «Целина» у таких корифеев как Григорий Красников, Панкратова, Тарас Чернега, Валерий Ватюта. Григорий Красников, возглавлявший газету «Целина» больше тридцати лет назад, тогда еще и столицы не было, вспоминает добрым словом Аскара. Молодой юноша носил по редакциям города свои стихи. Их мало кто публиковал, потому что не формат, а «Целина» публиковала, потому что сама газета была не формат. Время от времени поэт устраивал литературные вечера, так у него сформировался свой круг друзей и почитателей таланта.

Аскар – настолько искренний человек, что даже когда в чем-то ошибается, он делает это искренне.

По мнению Григория Красникова, Аскару до сих пор присущ юношеский максимализм и это читается в его стихах.

У Аскара много стихов, посвященных десантникам, пограничникам, полицейским, которые пожертвовали свои жизни за спокойствие и безопасность народа. Это настоящие герои, а таким людям во все времена слагали песни. В Скандинавии поэтов назвали скальды. Они слагали висы и ниды в честь мужественных воинов. Если погибал скальд-поэт, то его смерть оплакивалась гораздо больше, чем гибель воина. Говорили, что один скальд равнялся ста воинам. Если погибнет скальд, то кто тогда сможет воспеть в песне героический подвиг славного воина? Без песни его подвиг вскоре все забудут, и потомки не будут о нем вспоминать. При дворцах мамлюкских правителей были придворные поэты. Казахские ханы тоже имели жырау, которые воспевали ханов, их деятельность и подвиги. Вспомните спартанцев, отрицая все кроме воинского искусства, они, тем не менее, учили детей петь национальные песни и играть военные марши. Считалось, что исполнение и знание национальных песен воспитывает в человеке национальный дух.

Фото из аккаунта А. Сагнаева

При всем многообразии жанров и направлений особое место в творчестве поэта занимает тема афганской войны, которой посвящен целый цикл произведений. После случайной встречи с воинами-интернационалистами Аскар окунулся в активную общественную работу по данной проблеме, стал почетным членом Союза ветеранов войны в Афганистане г. Астана. В истории этой войны есть такая страница как Памирский марш, который совершили солдаты 860-го Псковского полка. Своим ходом, выйдя из Оша, они преодолели 11 горных перевалов и с боями вошли в Афганистан. Под впечатлением рассказов солдат он написал стихотворение и посвятил его воинам из Псковского полка, в частности землякам Кочубею Юрию, Кайролле, Ашиму Канашеву, Нурмагамбетову Рысбеку, Канату Каримову и другим.

Псковский полк ВОСЕМЬСОТ ШЕСТЬДЕСЯТЫЙ

В диком высокогорном краю

По афганской дороге проклятой

Восходил на Голгофу свою.

Не одна была пройдена горка.

С них века здесь не сходят снега.

Здесь до нас Македонского войско

Променад совершало слегка.

Шли, штурмуя в боях перевалы.

С покорённой взгляни высоты.

Видишь, как раздвигаются скалы

Перед Псковским полком от беды?!

Заслужили к себе уваженье

Ветераны афганской войны.

На Героев держите равненье,

Молодые солдаты Страны!

Не найдут боевые награды

Офицеров полка и солдат

Из числа тех, кто первым когда-то

Был отправлен безжалостно в ад!

Со Щитом возвратившимся братьям

Помнить тех, кто пришёл на щите!

Видить Волка Памирского рад я

В Добром Здравии на Высоте!

Участники Международного автопробега ВДВ 2012 года. Фото из аккаунта А. Сагнаева

Аскар стремится расширить свой японский цикл, состоящий пока из двух произведений. Это стихотворение «Хатико», написанное по мотивам известной мелодрамы, и «Кинцуги», посвященное японскому искусству, призванному ценить изъяны. Что мы делаем с разбитой чашкой? Выбрасываем за ненадобностью. Японцы считают, что разбитую посуду надо восстановить, подчеркивая, что в изъянах история каждого предмета и она не заслуживает забвения. В этом можно провести некую аналогию с самим автором, судьба которого тоже неоднократно разбивалась, как та чашка, но он смог подняться, и эти трещины сделали его особенным и уникальным человеком.

Золотую поставил заплатку

На обычную чашку сэнсэй,

Чтоб призвать свои чувства к порядку,

Жизнь продлив после гибели ей.

На основе искусства кинцуги

По-иному сегодня взгляну

На обидное слово супруги,

Тронув лиры рукою струну.

Сколько трещинок, сколько поломок

В этой чашке обычной взгляни?

Был неопытен, был так не ловок.

Извините, минувшие дни!

Из живых без изъяна кого-то

Укажите, пожалуйста, мне?

В этой чашке вся мудрость народа.

Оказавшись когда-то на дне,

Проявили величие духа.

Потому-то сейчас на коне.

Депрессняк, невезенье, непруха

Этой тоже известны стране.

Золотую поставил заплатку

На разбитую чашку.

Сэнсэй! Ты призвал мою душу к порядку,

Жизнь вдохнув после гибели ей!

Пусть заковано тело в кольчуге

В бесконечной, как битва судьбе

Обойтись без искусства кинчуги

Не возможно ни мне, ни тебе!

Аскар Сагнаев любитель экспромтов, розыгрышей, шаржей, эпиграмм. Они отличаются колкостью, ведь это присуще казахам, оправдывается поэт шутя.

«Я – желчный человек, - признается Аскар, - не завидую тем, в кого бью своими словами точечно, адресно. Если бы я встретился с таким человеком как я, то в ту же минуту развернулся бы и ушел».

Один из московских литературных институтов выяснил, что невозможно научить человека писать стихи, если этого нет у него в генах. Аскар гордится тем, что в его венах течет кровь поэта.

Алмаз требует огранки, а человек образования. Большое влияние на формирование Аскара оказал кокчетавский поэт Орынбай Жанайдаров. Он многому научил поэта, не каждый на это способен. Орынбай как-то рассказал Аскару байку о том, как молодые поэты ходили за рецензией к Евгению Евтушенко.

Придя к нему на дачу, они стали стучаться.

- Кто там? – спросил недовольный Евгений.

- Это мы, молодые поэты, хотели взять у вас рецензию, - ответили они.

Евтушенко их не пустил, тогда молодые люди перелезли через забор. За такую наглость Евтушенко спустил на них собак, и они кое-как убежали. Мораль этой байки такова: никто не хочет связываться с молодыми, учить их, передавать им свои знания и навыки.

Есть несколько этапов роста поэта. Сначала он пишет просто и плохо. Потом сложно и плохо. На третьем этапе – сложно и хорошо. И только на четвертом этапе – просто и хорошо. Но дойти до этого этапа не просто.

В арсенале Аскара есть сборник стихов «Стрела Аллаха». Готовится к изданию второй сборник. Но в данный момент поэт в смятении.

«Я потерял смысл, - говорит Аскар. - Пишу стихи, размещаю в Интернете, но мне это ничего не приносит. Мои стихи являются духовной пищей, они дают силу, уверенность в себе, в том, что мы достойные, великие. Прорвемся», - не теряет надежды поэт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


Самое читаемое