Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

23.07.2018 156

Поэзия души

К вам всем, что мне, ни в чем не знавшей меры

Чужие и свои,

Я обращаюсь с требованием веры

И с просьбой о любви.

Марина Цветаева

В истории народов, в том числе истории народа Осетии, есть немало талантливых людей, которые шли своим поэтическим, писательским путем и оставили глубокий след в развитии словесного творчества. Одними из них были Мамсуров Темирбулат Османович (1843-1899) –первый осетинский профессиональный поэт, писавший на латинице, и Коста Леванович Хетагуров (1859-1906) – основоположник осетинского литературного языка, поэт и публицист, писавший на осетинском и русском языках, первый осетинский живописец.

В жизни всегда на смену старшему поколению идет следующее поколение людей. Так и в творчестве - уважая предшествующих поэтов старшего поколения, следующее поколение поэтов идет своим творческим путём. Своим путем идут замечательные женщины – поэтессы. В их числе Ирина Гуржибекова и Зара Бадоева.

Скажу о Заре Ланктемировне Тугановой – Бадоевой. Она родилась 17 марта 1940 года в городе Иваново, Ивановской области РСФСР. В 1956 году, окончив среднюю школу, поступила в Ивановский энергетический институт имени Ленина. В связи с переездом родителей в город Баку, перевелась в Бакинский институт нефти и химии на энергетический факультет. После окончания института получила направление в НИИ Энергетики Академии наук Азербайджана. В 1968 году вышла замуж за Бадоева Тамерлана и переехала в город Шевченко Мангистауской области Казахской ССР. Дальнейшая трудовая деятельность была связана с проектными институтами Казахстана.

Стихи начала писать в 16 лет и пишет до сих пор. Зара говорит, что она их не сочиняет – они сами рождаются. Ее стихи – это мысли о душе, людях, природе, временах года, сегодняшнем и вечном. Творчество Зары началось тогда, когда она жила в Иванове, а затем последовательно развивала его в Баку, Шевченко и Гурьеве.

Вспоминая об Иванове, Зара говорит о том, что:

Отсюда веет маминым теплом,

Покой внушает папина защита,

И доброе понятье «отчий дом»

С понятьем «счастье» вместе слито.

Более 14 лет (1998 – 2012) Бадоева жила в городе Алматы, которому она посвятила такие строки:

Все, что смущало, здесь нашло ответ

И что таилось, выбралось на свет.

Здесь разум уловил значенье перемен

И действие пришло бездействию взамен,

Вкусил свободы угнетенный дух…

В 2012 года, в силу сложившихся семейных обстоятельств, она переехала из Алматы в Москву со своим мужем горным инженером-геологом по профессии – Тамерланом Бадоевым, где продолжает писать стихи. Наши семьи дружат много лет. Сейчас общаемся по телефону. В беседах Зара с большим чувством уважения отзывается о южной столице Казахстана.

А теперь хочу сказать о творчестве Зары, которая не раз говорила, что стихи напрашиваются сами собой, только им надо найти место на бумаге.

Стихи, поверь, не сочиняют,

Скорей их автору внушают,

Мысль проникает внутрь него

И приживается легко.

Мысль ту он изучает

И душа в нее вникает.

И строчки льются на бумагу,

Людскую продолжая сагу.

Итак, передо мной сборники стихов Тугановой - Бадоевой, изданные различными тиражами в Алматы в 1998, 2002, 2003, 2006. 2009, 2011 годах. В предисловии сборника, изданного в 1998 году, Зара отмечает, что «Стихосложение для меня - это потребность, которая возникла как защита, как предохраняющий озоновый слой от «лжеэмиграции» и сиротства, последствия которых испытали многие в наше время».

Наше время – это время домофонов, смартфонов, планшетов, нанотехнологий, отрыва многих от духовности и гуманности. В поэтическом творчестве Зары звучит мотив мироощущения. Она пишет, что наше время – это одновременно «работа души, меняющая мироощущение, это удивительно интересный процесс. Начиная стихотворение, я не знаю, как разовьется мысль и это значительней чем то, о чем идет речь. Это всегда сюрприз. Слова, которые рождаются как бы вне тебя, выводят сознание на другой уровень, внушая свободу, непривязанность, вырывают из привычной среды, в конце концов, всё тягостное и ненужное, оставляя необходимое, укрепляя связи с любимыми и ценным».

И далее размышляет: «Слово в поэзии обладает способностью уводить дальше и быстрее, чем ты ожидаешь, за пределы твоей личности. К сожалению, метафизика стиха не всегда видна читателю. Многое остается между строк. Стихосложение дает возможность интеллектуально решать проблемы обыденного, как это ни парадоксально. В этом, безусловно, некая магия стиха».

Все, о чем Зара размышляет – глубоко личностное, которое она пропускает через свою душу. Своими стихами она утверждает, что в человеке есть два начала - созидателя и разрушителя. Зара, как философ и тонкий психолог, манит и не отпускает, ярко выставляя различные стороны жизненного бытия. В ее поэзии ощущаются характеры и принципы, происходят драмы и трагедии.

Автора волнуют темы вечности и возможности сделать больше:

Все вспоминаю и скорблю

О том, что не смогла любовью

Я душу спеленать твою.

Зара наблюдает, а затем отзывается и пишет о временах года и природе. Вот одно из них:

Зима сойдет на нет

И явится весна,

И явится ответ,

Порвав оковы сна.

И тихую печаль

Вберет в себя простор,

Пронзит тоской февраль

Преображенный двор.

И станет время ткать

Из множества примет

Свой голос, лик и стать,

Впечатывая след.

Набухнет в почке мысль,

Взрываясь изнутри.

И обнажится смысл

Зеленой кутерьмы.

И заспешит трава

Явить свой изумруд,

Чтоб взять свои права,

Как радости берут.

С небес спадет вуаль

И хлынет чистый свет,

И станет ясной даль

Меняя суть и цвет.

И трели зазвенят,

Пронзая тишину,

Пернатостей отряд

Нам возвестит весну.

На землю хлынет вновь,

Уже в который раз,

Вселенская любовь,

Волнуя слух и глаз.

А вот другие стихи:

ххх

Март холоден, но чист, открыт,

В нем есть прозрачная правдивость,

Ветров угрюмость до поры

И чуть задумчивая молчаливость.

ххх

Зной, аромат, безмятежность,

Лето в зените своем,

Землю окутала нежность

Небо безмолвствует в нем.

Мысли почти растворились,

Редкая искра сверкнет,

Грусть и печаль удалились,

Радость повсюду живет…

ххх

Явилась осень, вытеснила лето

И напоила воздух горечью тоски

Переиначила порядок цвета,

Забрызгав охрой травы и листки.

ххх

Сосна в заботе и печали…

Склонилась над карагачем,

Листва, пылая, в нем кричала

Скажи, ты знаешь ли о чем?

Что чувствует трава под утро,

Когда мороз ее сковал…

А лист, когда его срывают

Порывом дерзновенным вдруг.

Что он в полете прозревает,

Поддержку ищет ли вокруг?

И что при этом древо мыслит,

Глядя во след…

Представить только эти мысли

Душевных сил не хватит, нет…

Звонко и радостно звучат строки стихотворения о счастье:

Фарфоровый купол небес

Покрыт и расчерчен ветвями,

В нем выпуклость тайны и срез,

Изученный с детства нами.

Мистичен и тонок узор,

О чем письмена те вещают?...

Стремится проникнуть взор

Вглубь тайны. Она обольщает

Невидимой маской любви,

Беззвучною музыкой счастья,

Нежданным волненьем в крови

От мига ее самовластья...

Удивительно по драматичности стихотворение Зары об Одуванчике, который был отвергнут надменной красавицей Розой:

Одуванчик среди роз

Вверх тянулся, бойко рос.

Весел был и был отважен

Честен, чист, в шелка обряжен.

Он расцвел в соседстве с Розой

Чуть прозрел, - увидел слезы

На ланитах - лепестках

И промолвил, - Роза, ах!

Что печалит Вас так сильно?

Слезы катятся обильно!

Я - защитник Ваш отныне!

Прочь печали и унынье!

От любых невзгод спасу

Вашу дивную красу.

- Вы смешны, - сказала Роза,

Мне лицо омыли росы.

Не нуждаюсь я в защите,

Встреч со мною не ищите,

Птицы мне поют рулады.

Мне глаза людские рады.

Солнце светит только мне,

Вы нелепы и глупы,

Звезды блещут только мне.

Дерзкий стебель из толпы!

Одуванчик растерялся и ответить побоялся.

Он главу печально свесил,

Стал он глух, угрюм, невесел,

Приключилось что-то с ним.

На заре он стал седым.

Это стихотворение - аллегория. Ведь в жизни кто-нибудь из нас был розой или одуванчиком. Зара многое передумала и осмыслила о взаимоотношениях между духовным и разумным. И долго не решалась шагнуть из замкнутого круга плутаний и терзаний между духом и разумом. И она сделала шаг в простор неизвестности для своего сердца, выразив это стихотворением:

День приоткрыл калитку в неизвестность,

Что ждет за ней на этот раз?

Ужель опять вопрос известный,

Которому ответа не находит глаз?

Опять бесплодные плутанья,

Опять терзанья в поисках пути,

В порывах ложных узнаванья,

В попытках вырваться, уйти

От бесконечных обвинений

Себя и слабости ума,

И на крылатости стремлений

Подняться с силами сама.

Зима запорошила всю округу,

А мне не разгадать и не понять,

Тугую криптограмму круга,

Прикована я к ней опять…

Ужель не надоел тебе весь этот вздор?

Шагни из круга вон, в простор,

Осваивай его сама,

Не слишком доверяя проискам ума,

Прислушивайся к сердцу своему,

Давно пора довериться ему.

И это не все, она не останавливается на этом, идет дальше. Продолжает творческий поиск ответа на вопрос о душе и разуме. И приходит к созданию целой поэмы под названием «Диалог между душой и разумом». Со всей откровенностью должен отметить, что это необычная поэма о духовности и разумности, об их значимости в самой Заре, в людях, в их судьбах и истории.

Приведу только начало поэмы большого диалога между душой и разумом:

Душа. Друг Разум. Растолкуй мне выраженье

«О смерти помни человек»,

Твое хочу услышать мненье

Среди кочующих из века в век.

Разум. Но ведь тебя не тронет смерть,

Душа, Ты созерцаешь, вечностью дыша.

Душа. Все так, но дело не во мне, а в знанье,

Которое позволило бы телу избежать

Очередной беды и наказанья.

Утихомирить, обуздать, сдержать

Эмоции, рожденные тобою,

Ты часто провоцируешь, не скрою.

У нас, у каждого задача здесь своя

Честна, как видишь, пред тобою я.

Разум. Да, да, довольно откровенно,

Что ж, отплачу я тем же непременно.

По нраву мне открытость и напор,

Влекут они здоровый спор.

Так вот, - «момэнто мори» - выраженье

Предупреждает испокон веков,

Что все желанья и раденья

Для человека - суть оков.

Они привязывают к миру,

Чем крепче, тем больнее рвать.

Зара знакома с творчеством многих поэтов, в том числе с творчеством Шекспира, Беллы Ахмадуллиной, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака. Но она не подражает им. Она самостоятельна, она на своем творческом пути, в котором помогают ей создатель и сама жизнь.

Стихи Зары отражают ее жизненную позицию. Все, о чем она пишет, имеет духовную связь с нашим сегодняшним днем. При этом она ничего не навязывает, не морализует. Многое в стихах оставляет между строк. Недосказанность, аллегоричность оставляет право выбора соглашаться с ней или нет.

Творчество Зары Тугановой - Бадоевой – полно духовности, зовет к дружбе между всеми нами, глубоким размышлениям о сегодняшнем и вечном, согревает своей теплотой, которой не хватает, когда изобилие информации, частые стрессы вызывают защитную реакцию, делают многих и многих бесчувственными индивидуумами, когда на смену доброте настойчиво продвигаются зависть и ложь, нечестность, безразличие к судьбам других. Зара, обращаясь к человеку, вдохновляет его:

Не печалься, все пройдет,

Все трагедии, невзгоды.

Все, что было, все уйдет,

Утекут событий воды.

Казбек МАМСУРОВ


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


Теги: поэзия, Зара, Бадоева
(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые