Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев
Главная
Литературный процесс
Почерк молодежи в современной прозе

11.02.2017 510

Почерк молодежи в современной прозе


Как говорил Жумекен Нажмиденов: «Талант – это только плодородная земля! Но земля просто так не принесет свои плоды, надо посыпать его зерном, нужно ухаживать. Только потом, она превращается в достаток и изобилие». Так вот, мы хотим рассказать о тех писателях, которые не только посыпали землю зерном, но и сумели его вырастить. Ведь литература это что-то чудесное, всем литераторам на равных условиях предложены 42 буквы и бумага. Кто-то напишет блестящее произведение, а кто-то будет просто черкать.

Өміржан Әбдіхалық.jpg

Омиржан Абдихалык – автор «Книги того света». В самом начале произведения, он использует художественную подробность, что усиливает представление о целом. В контексте этой ситуации реализм стал своеобразным символом. Диалог между продавцом и работником открыто показывает нам отрывок из жизни современного общества. Вроде бы обычный повседневный разговор, но, тем не менее, заставляет человека задуматься.


Здесь описаны ситуации, которые часто встречаются в нашей жизни. Нам придется признать тот факт, что стиль одежды и поведение официантки не новшество. Автор описал каждое ее движение, взгляды на нее и продолжил произведение диалогом.


- Ложь.

- Что ложь?

- Жизнь.

Молчание. А дальше, наверное, каждый думает об этом. При чтении этого произведения, я тоже остановилась и задумалась над этим вопросом. У каждого есть своя жизнь, и своя правда о жизни. И так, у каждого диалога есть свое предназначение, в них коротко, но ясно обсуждаются проблемы жизни и человечества, как интернет, независимость и война.


Умер ученый. Забрал свои книги с собой. Справедливо!

На самом деле, в этой жизни все продается и все покупается. Продавец говорит, что небо не продается... Извольте, люди уже покупают земли на Луне и на Марсе, так и до небес не далеко.

Мұрат Алмасбекұлы.jpg

Аул, деревня, село – это, наверное, вечная тема для любого литературного жанра. Цикл эссе об ауле Мурата Алмасбекулы, как продолжатель исконной казахской культуры, в ней же мы найдем разгадку загадки казахской души. Неизменной частью этого произведения становится фотограф под именем Хансу, который запечатлел все важнейшие моменты из жизни автора. Вроде бы одно небольшое произведение, но оно передало нам все краски деревенской жизни, какой теплой может быть гнездо воробья, как гости собираются на «соғым» (Это казахский обычай заготовки и запасания мясом на зиму. Рецептов сохранения мяса несколько. Обычно его вялят или просто замораживают.), какая вкусная вода в колодце. Описывая все эти события, автор рисует картину деревенской жизни.


Поставив перед собой задачу, изобразить казахский народ без идеализации, художник проводит небольшой анализ жизни деревни. Главным материалом для анализа стали хорошо знакомые писателю повседневная жизнь и быт деревни, а также его воспоминания, его фотографии. Это эссе помогает почувствовать жизнь без суеты, и тогда мелочи отлетают, и остается только главное. Ностальгия... Эмоциональная окраска этого произведения создавалась светлым, добрым, радостным образом. Светлость в том, что она ведет к душевному просветлению, доброту можно увидеть в радости общего труда, а радость приходит с теплотой деревенского застолья.

нурлан қабдайұлы.jpg

Нурлан Кабдайулы затрагивает разные темы. Я назвала бы его инженером человеческих душ. У него есть произведение об одной семье, живущей во время голодовки, которая отражает всю трагедию народа. Есть рассказы о кредите, топоре и о горе ребенка активиста, который на самом деле видит зрителей, но душевно он у себя дома, где умер его отец.


Название произведения «Активист» отражает в глазах совсем другую историю, мысленно думаешь, что это – веселая история школьника активиста. Но, увы, этот рассказ, наоборот, вызывает какое-то сострадание к этому мальчику.


Это произведение является признанием того, что, реальность убогой действительности, как не собиралась, так и не собирается "светлеть". Люди в этом рассказе нагло осуждают ребенка, даже и не догадываясь о том, что творится в его душе. С помощью чего, мы в иной раз убеждаемся в словах Шекспира: «Ад пуст. Все бесы здесь». Наверное, это и есть и реальность самой прозы. Реальность жизни покрытой темными пятнами неприятностей.

мақсат мәлік.jpg

Наверное, каждый человек любит слушать удивительные по силе психологического воздействия средства – сказки, так же и герой рассказа «Сказочница» каждый вечер ходил к старому дубу, чтобы слушать их. Как нам известно, сказки удовлетворяют психологическую потребность, герой Максата Малика боится сказки, так как она не оправдала его надежды. Она обманывала его, надевая ему на глаза розовые очки. Он боится их, но все равно слушает их, в нем мы можем увидеть стойкий характер, который позволил ему перебороть себя.


Сказочницу он описывает как странного человека, в ней нет ничего, что есть у всех людей. Может это потому, что она открывает ему двери в мир чудес. В рассказе есть доверие, последовательность, и идея того, что не у всей истории есть хороший конец. Все эти идеи невероятно жизнеспособны, они весьма часто овладевают нами, проходят фоном по жизни, в конце рассказа герой сделал свой выбор, он осознанно решил следовать за ней.


Сама жизнь начинается и заканчивается сказкой. Но в сказках уже нет чудес, люди давно изжили их. Как и в этом рассказе люди деревни перестали приходить к сказочнице считая ее дочкой «нечисти». Чудо вообще дается не каждому, но даже и этими счастливцами оно не всегда может быть надежно и однозначно воспроизведено.

Қанат Әбілқайыр.jpg

Бывают же такие ситуации, что самые простые вещи оказываются самыми важными. Так же, повесть Каната Абилкаира о «Соседской дочке», проста и важна, она поможет воспитать в читателе хорошие черты характера, как характер героя, мальчика по имени Талап. Герой делится с читателем своими самыми сокровенными воспоминаниями детства. Как он был влюблен в соседскую девочку Асель, как он ждал того момента, когда сможет увидеть ее. Все это чувство томительной надежды, детской надежды. Его старания увидеть ее, одеваться красиво, победить борьбу только ради нее окрыляют не только детей, но и взрослых тоже. Пусть и этому мальчику 14 лет, когда умер его друг Еркин, он понимает, что зря создавал трагедию по поводу того, что у него одежда старая, того нет, этого нет. У Еркина был новый велосипед, зачем нужен этот велосипед, если он не сможет на нем кататься?! Он подросток, но делает правильные выводы, благодаря таким повестям дети смогут научиться различать что-то хорошее от чего-то плохого.


Произведение автора развивает в детях чувство человеческого духа, чувство любви, бесконечности. Они дают им полноту, гармонию и поэзию жизни. Как нам известно, чувства расстилают путь к знаниям. Повесть «Соседская дочь» передает все это своим маленьким читателям в повествованиях и картинах, которые полны жизни и движения, согретых теплотой чувств. Она написана легким, свободным, игривым, цветущим языком. Поэтому она может служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания.


Детские произведения можно считать духовным богатством, которые помогут формировать личность ребенка. Знаменитый критик Г. Белинский сказал: «Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются... и дети - так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать».

есболат айдабосын.jpg

Если напишет какое-то произведение, он радуется, как охотник, чьи ловчие птицы поймали волка. Есболат Айдабосын в своем рассказе «Қамшыұстар» (держатель плетки – внук) описывает нам характер старых людей. Никто не опровергнет тот факт, что старики – дважды дети. А название рассказа точнее передает нам его суть. Свой рассказ автор выводит из жизненных ситуаций и традиций казахского народа.


Как нам известно, знание и описание быта является важной существенной основой художественной прозы. Обыденная жизнь старика Конырата и его жены, полное описание того, как он делает плетку для своего внука, его характер сопровождают жизнеподобную картину мира чувствами, настроениями и мыслями стариков. Он был единственным сыном в своей семье, и у него были шесть дочерей и один сын, и у его сына один сын, продолжение его рода. Мы ясно видим любовь Конырата к своему внуку. Она бесконечна.


Можно задать вопрос: если нельзя оценить то, что происходит «внутри» текста, в его «мире», то ведь можно как-то отнестись к самому существованию такого текста? Что дает он людям? Такой текст демонстрирует нам картину быта казахского народа, что внушает читателю ту крайнюю степень любви, которую могут чувствовать старики. Тогда, можно сказать, что этот текст, возвышает наши надежды и ведет в мир вечного вращения времени.

алмаз мырзахмет.jpg

Мы частенько слышим и читаем истории, которые были в этой жизни или истории, которых автор написал с чьих-то слов. А были ли такие рассказы, когда автор сначала пишет историю, и только потом она воплощается в жизнь? Душевная тонкость Алмаза Мырзахмета – спутница его творений. «Запись писателя» открывает нам двери в его писательскую жизнь, в жизнь, где он переезжает в отдельную квартиру и готовится к созданию произведения, как он ищет в жизни своих героев, чей пыл страстей кипит и бушует.


Героиня рассказа Нургуль, прежде чем встретить свою любовь, видит его во сне, потом она просыпается, и эта история происходит с ней в жизни, только немного в измененной форме. И в этот момент читатель, возможно, подумает: «ну и хорошо, happy end». Но в следующий момент он понимает, что ошибся. Потому что, это еще сон, Нургуль просыпается от криков матери и сама не понимает, было ли это наяву или во сне. Мотив двойного сна придает этому произведению особый мистический смысл.


В конце концов, Нургуль обретает свою любовь, и с этого момента история берет уже другой поворот. Они встречаются у окна писателя, как он начинает писать, они говорят. Когда он останавливается, они тоже молчат. Вначале писатель не понял, что пишет историю этих людей. Но после, он начинает экспериментировать. Увы, эти эксперименты не привели его ни к чему хорошему... Может это и есть их судьба, пусть и без счастливого конца. Их судьбы написаны на доске «лауһуль мағфуз», а писатель просто повторяет ее.

қанат тілеухан.jpg

У каждого мужчины, наверняка, когда-то в жизни, или в детстве, или в юности был синий костюм. И у нашего героя, Калибека, тоже был синий костюм, который безумно ему нравился. Ведь этот костюм ему подарила его дочь, любимая дочь, которая вышла замуж и уехала в Германию.


Как говорил К. Гельвеций: «Чтобы быть честным, надо присоединить к благородству души просвещенный ум. Тот, в ком соединены эти различные дары природы, всегда руководствуется компасом общественной пользы». Герой этого рассказа тоже руководствуется этим компасом. Его родители были преподавателями, и он старался быть благородным, одеваться красиво. Все дело в чем? Все дело приводит нас к синему костюму. Его украли, и ему предлагают совершенно новый черный костюм, но он отказывается от него. Калибек ищущий справедливости, проиграл в поединке со своей женой.


В прозе Каната Тилеухана важную роль играет диалог, именно он часто определяет сюжетную динамику, характер героя, и тогда описания становятся стоп-кадрами, которые представляют читателю интерьеры этого рассказа. В конце рассказа дело берет совсем другой поворот, Калибека посреди улицы останавливает женщина и обвиняет его в краже. Герой не находит слов, но тут приходит муж этой женщины и говорит, что у него был синий костюм. Знали бы вы какое было желание у Калибека прокричать всему миру, что у него тоже был синий костюм. Синий...

дархан бейсенбекұлы.jpg

Азат обещал «свято и непорочно проводить свою жизнь и свое искусство». И всю ночь, во сне он слышал свой голос, двадцать пять лет назад он дал «клятву Гиппократа». Он нарушил клятву, именно этим автор хотел доказать, что в этом безнравственном обществе трудно найти нравственную медицину. Рассказ Дархана Бейсенбека о «Клятве Гиппократа» является очень актуальной для современной литературы.


Жизнь бумеранг, это слово является лейтмотивом рассказа. Делаешь ты добро или зло, в конце концов, оно возвращается к тебе. Так же и в этом рассказе Азат пожертвовал жизнью молодого человека ради денег, в итоге это вернулось ему. Мировоззрение писателя можно понять через его отношение к справедливости. Он пытается восстановить справедливость, забирая у героя сына, но в конце Азату дали второй шанс, шанс на исправление.


С помощью этого рассказа можно узнать о том, что способно заставить человека пойти на убийство, и о том, что чувствует человек, столкнувшись со смертью. Рассказ может расшевелить равнодушного человека, заставить задуматься и сопереживать, вспомнить. Эти интерактивные моменты позволяют судить о писательском темпераменте Дархана Бейсенбека.

Мирас Мұқаш.jpg

Детство – это такая удивительная пора, каждый раз вспоминая свое детство, мы умиляемся и улыбаемся. Свой рассказ «Меруерт» Мирас Мукаш пишет от имени молодого человека, который ретроспективно восстанавливает моменты своего детства. Святость его воспоминаний позволяет нам признать то, что повествование от первого лица позволяет не только передавать события, но и комментировать их, соединить описательность и образность.


Он плетет свой рассказ с огромной любовью и тоской о Меруерт. Маленькая девочка, которая была радостью не только своих родных, но и всей деревни. Любовь мальчика превращает его в художника, описывающего ее красоту. Ведь детство – это мир чудес и открытий, в нем имеются яркие моменты, и даже значительные победы. Конец столь притягательного рассказа приводит нас к трагедии. Маленькую Меруерт украли. Люди... Этим поворотом событий автор хотел затронуть проблему современного общества. На самом деле, люди самые опасные существа в этом мире. Тот, кто украл Меруерт, украл и радость рассказчика.


Несмотря на сложности критического отношения, видно, что проза молодежи развивается, это важная и живая часть современной казахской литературы.

Балнұр Қызырбекқызы 

d57d90bbe168df1e2123fda72657e89b.JPG



Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые