Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев
Главная
Литературный процесс
ФИЛОСОФИЯ «СТЕПНОГО ЗНАНИЯ» АУЕЗХАНА КОДАРА

24.05.2017 726

ФИЛОСОФИЯ «СТЕПНОГО ЗНАНИЯ» АУЕЗХАНА КОДАРА

В одном из интервью Ауезхан Кодар сказал, что «каждое поколение должно говорить своим языком, находить свои темы и оставить свой собственный след». Ауезхан Кодар оставил свой след в литературе, философии и публицистике, он говорил и писал на понятном каждому казахстанцу языке, и нашел актуальные темы, волнующие современников. Точно так же, как Аль-Фараби в эпоху средневековья понимал необходимость изучения греческой естественнонаучной мысли, также и Ауезхан Кодар в наше время придавал большое значение диалогу с западом, изучению западной философской мысли. Вместе с тем, он страстно любил родной язык и культуру, критиковал невежественное отношение к историческим фактам и истокам национальной философии. Все произведения и труды Кодара проникнуты философским взглядом на мир. В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на трех направлениях многогранного творчества Ауезхана Кодара: поэтических, культурологических и публицистических работах, посвященных «степному знанию», как поэтично Ауезхан Кодар называл духовные и культурные традиции казахов, имеющие глубокие исторические корни.

1. Поэзия. Подборка стихов «Дорога к степному знанию», опубликованная в 2007 году в журнале «Дружба народов», представляет собой поэтический экскурс в историю, начиная со времен культа Митры. Каждое стихотворение – отдельный этап истории, расположенный в хронологической последовательности. Главные действующие лица представлены богами и мифологическими героями эпох. Основательная эрудиция, широта взглядов автора и его любовь к родной культуре позволили отразить в одной подборке тысячелетия истории. В своем стихотворении «Голос древнего тюрка» Ауезхан Кодар сокрушается о потере целостной государственности, о проблемах преемственности среди казахов и казахской интеллигенции в том числе, о поиске своей идентичности:

Был когда-то целым миром, где мой цельный мир?
Был я некогда кумиром, ныне наг и сир…
[1].

Заключительное стихотворение цикла «Облака», наполненное философскими образами и метафорами, на наш взгляд, наиболее точно отражает мировоззрение автора – экзистенциальное и чуткое:

Белорунные овцы, усталый пастух,
Скачут воины в тяжких, блестящих доспехах.
То вознесся по небу кочевничий дух,
На земле упустивший поводья успеха…
[1].

Вслед за кочевничьим духом, устремляются к небу/Тенгри его мысли и образы – душа поэта находит гармонию в духовности, философском поиске.

2. Культурология. Как пишет Гачев, «…как каждый народ из единого мирового бытия, которое выступает вначале как хаос, творит по-своему особый космос. В каждом космосе складывается и особый логос — национальное миропонимание, логика» [2 ст.11]. Особый логос казахов исследовал Ауезхан Кодар в своей философско-культурологической монографии «Степное знание». В этом труде автор анализирует философию коренного населения Центральной Азии в историческом контексте, подробно рассматривает влияние мировых политических и религиозных явлений, и путем научных изысканий приходит к выводу, что «…казахи, как народ, сложившийся в результате ирано-тюрко-монгольского этногенеза, являются наследниками примордиальной индоарийской традиции, которая сообщила свой импульс культуротворчеству на тюрко-монгольских языках. Митра превратился в Тенгри, Адвисура-Анахита — в Умай, жрецы - в шаманов. Круг замкнулся, он начинался с шаманов и вернулся к ним» [3].

3. Публицистика. Ауезхан Кодар, комментируя название созданного им в начале 1999 года, культурологического альманаха «Тамыр», писал: «…идея коммуникации неразрывно связана у нас с поисками собственной идентичности, с самоидентификацией, которая возможна только при сравнении себя с другими, при сопоставлении Своего и Иного, т.е., в некой атмосфере, где циркулируют различные токи. Исходя из этого, наш альманах делится на три раздела:1. Пульс перемен, 2. Корни и крона, 3. Диалог. [4]. Любовь к родному языку, к своим корням и культуре, желание расширить границы познания мира, свойственные Ауезхану Кодару, проявились в таком тщательном выборе названия альманаха. Журнал стал настоящим культурным явлением и продолжает быть популярным на сегодняшний день. Публикация в альманахе – особая честь для пишущей интеллигенции не только Казахстана, но и всего СНГ и дальнего зарубежья. Будучи человеком с ярко выраженной гражданской позицией, Ауезхан Кодар внимательно отслеживал политические и социальные изменения в обществе и реагировал на них. Раздел журнала «Пульс перемен» представляет собой острый взгляд политологов и публицистов на проблемы современности. Раздел "Корни и крона", включающий в себя историю, религию, литературу, культурологию и философию казахского мира, а также размышления о современном казахстанском искусстве, на наш взгляд, представляет собой развитие и продолжение идеи «степного знания». Идея поиска себя через взаимодействие с другими в духе современной антропоцентрической парадигмы, стала для Ауезхана Кодара близкой и понятной еще в первые годы становления независимости Казахстана.

Своими трудами, посвященными «Степному знанию», Ауезхан Кодар внес значительный вклад в понимание и развитие философии Казахстана.

Орал Арукенова


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые