Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев
Главная
Литературный процесс
Атсалим ИДИГОВ. «Я чеченский сын казахского народа»

28.02.2018 194

Атсалим ИДИГОВ. «Я чеченский сын казахского народа»

23 февраля в СССР всегда был праздник – отмечали День Советской армии и Военно-Морского флота. Для вайнахов же (чеченцев и ингушей) он всегда был траурным. Именно в этот день против народов была предпринята беспрецедентная по масштабам и жестокости акция, последствия которой дают о себе знать до сих пор.

Иосиф Сталин и его приспешники типа Берии совершили преступление против целых народов, преступление, которое по своим масштабам и цинизму не имеет аналогов. В течение считанных часов чеченцы и ингуши были депортированы. Их под дулами автоматов погрузили в товарняки и отправили в ссылку в Казахстан и Среднюю Азию.

А было это так. 23 февраля 1944 года, когда люди безмятежно спали, в каждый дом по всей республике врывались вооруженные сотрудники НКВД. Они выводили мужчин, в основном это были пожилые люди, женщины и дети, на улицу, брали их в кольцо. Возле каждого аула наготове стояли машины с пулеметами «Максим».

Под аккомпанемент автоматных очередей по горам многократным эхом пронесся леденящий душу приговор: «Указом Президиума Верховного Совета СССР вы лишаетесь Родины». Мужчины седели на глазах - представители власти, за которую они и их сыновья проливали кровь – убивали людей, выгоняя из домов, гнали их как скот, орудуя прикладами и штыками. Следом за мужчинами стали сгонять женщин и детей.

Вот что вспоминает ветеран Г. Абдуразаков, которому в тот черный день исполнилось 14 лет. «Это было страшное зрелище. Повсюду шум, плач, стоны, проклятья. Когда солдаты всех выгнали на улицу, моя бабушка (ей тогда было около 80 лет) упала на землю, вцепилась в нее руками и не хотела подчиняться приказу. Раздалась короткая автоматная очередь. Бабушка так и осталась лежать, обняв землю. Во дворе дома Магомеда Хазуева тоже послышалась стрельба. На глазах Магомеда убили его любимого сына Даяна. Их пытались предать земле, но солдаты не разрешили».

Живой свидетель сталинско-бериевской акции писатель М. Сулаев в романе «Горы молчат, но помнят» пишет: «Многие седобородые старики исступленно молились тут же на снегу, громко взывая к Аллаху о помощи и спасении их душ, считая, что и впрямь наступил судный день. Умерших военные оттаскивали в сторону и закапывали в снег».

«Я видел, как мужчины сжимали кулаки. Видел, как некоторые из них бросались на штыки, а штыки сбрасывали их в бездонную пропасть, - свидетельствует М. Жургаев, который во время ссылки работал начальником эвако-пере селенческого отдела Талды-Курганского облисполкома. - Туда же летели брички с людьми, а вслед им раздавались выстрелы».

В течение нескольких часов все села Чечено-Ингушетии опустели. В очагах дымились еще не потухшие угли, во дворах домов бродил скот, протяжно выли собаки, кудахтали куры. Нередко можно было встретить припорошенные снегом трупы людей. Точно такую же ужасающую картину видели горы и 125 лет назад, когда царский генерал Ермолов посылал в аулы карательные экспедиции. Только на сей раз операцией руководил Лаврентий Берия, прибывший в Грозный литерным поездом.

Горы - немые свидетели всего, что произошло в Чечено-Ингушетии. Они молчат, но все помнят. Помнят и кровавый пепел Хайбаха. То, что произошло и этом горном селении Нашхоевского сельского Совета Галанчожского района, заставило бы содрогнуться даже средневековую инквизицию. Об этом страшном эпизоде депортации и сегодня мало кто знает.

Спустя несколько дней после того, как чеченцы были в основном выселены, «малиновые фуражки» (так называли сотрудников НКВД) согнали всех больных, немощных, стариков и детей в аул Хайбах. Их закрыли в огромной конюшне и, обложив соломой, сожгли заживо.

Дзияудин Мальсагов, работавший тогда, первым заместителем наркома юстиции, был свидетелем сожжения людей. Вот что он пишет: «Точно знаю, что в конюшне собралось не менее 650-700 человек, поскольку стоял перед самым входом. Горцы заходили, ничего не подозревая. А дальше было вот что. Ворота конюшни крепко закрыли. Начальник Дальневосточного НКВД комиссар Госбезопасности 3 ранга Гвешиани отдал приказ поджечь. Я бросился к нему: «Остановите людей! Чт о вы делаете!». Он спокойно ответил: «Эти люди не транспортабельные, их надо уничтожить». Я крикнул, что буду жаловаться Берии. В ответ услышал: «Это приказ Серова и самого Берии».

Дальше еще ужасней. Нещадный, чудовищный костер поднялся до гигантских размеров. Вечный инстинкт самосохранения придал силы тем, кому была уготована самая страшная смерть. Огромные, сильно укрепленные ворота, под натиском людей вдруг рухнули, толпа ринулась наружу. Гвешиани скомандовал: «Огонь!» Из десятка стволов раздались автоматные и пулеметные очереди. Целая гора трупов не позволила никому выйти, ни один человек не спасся».

Все рассказанное Мальсаговым подтвердила правительственная комиссия в 1956 году. Члены комиссии нашли под обвалившейся кровлей конюшни останки сотен людей. Все материалы этого чудовищного преступления, а также свидетельские показания, были опубликованы в книге, которая так и называлась: «Кровавый пепел Хайбаха». Кровь в жилах стынет, когда читаешь списки сожженных (впервые они были опубликованы в Чечено-Ингушской республиканской молодежной газете «Комсомольское племя»). Самому старшему из жертв было 110 лет, самые младшие, близнецы, родились накануне.

… Поезда скорби и печали шли и шли на Восток, увозя вайнахов в неизвестность. На протяжении сотен километров вдоль железной дороги тянулись маленькие холмики. Люди умирали от болезней, холода, голода, а нередко и от пуль конвоиров.

Геноцид унес около 300 тысяч жизней чеченцев и ингушей. Это почти половина тогдашней обшей численности вайнахов. Многие пропали без вести. До сих пор есть случаи, когда родители находят своих уже убеленных сединами детей. Не знающих языка, обычаев, традиций.

Для осуществления этой кровавой акции сталинский режим обвинил целые народы в предательстве и бандитизме. А между тем правда такова, что предательство и тягчайшее преступление совершили именно те, кто стоял у руля государства - Сталин, Берия, Молотов, Каганович и иже с ними. Предательство по отношению к своим народам, своей стране. Подтверждение тому не только физическое уничтожение сотен тысяч людей, но и тот факт, что с фронтов были отозваны десятки, тысячи солдат и офицеров чеченской и ингушской национа льностей.

Мужественных воинов, удостоенных правительственных наград, в том числе и Героев Советского Союза, обвинив в измене Родине, за которую они проливали кровь, под конвоем отправили в Казахстан и Среднюю Азию.

В Чечено-Ингушетии, как бы сильно этого кому-то не хотелось, не могло быть массового бандитизма, потому что шла война и мужчины- вайнахи вместе со всеми советскими народами защищали Родину. Уже в первые дни войны на фронт ушли более 15 тысяч чеченцев и ингушей, большинство из которых погибли. В 1942-43 годах дополнительно были направлены еще более пяти тысяч воинов. По просьбе военного совета Северной группы войск Закфронта были сформированы и отправлены в бой чеченские и ингушские кавалерийские контингенты. В предвоенные два года чеченский и ингушский народы послали на защиту Отчизны около 30 тысяч человек. Всего же на первом этапе войны воевало свыше 70 тыс. представителей этих маленьких народов.

Неувядаемой славой покрыли себя защитники Брестской крепости. Среди тех, кто первым принял на себя удар коварного врага, было, по неуточненным данным, около 200 вайнахов. Почти все они погибли. Только из маленького селения Старые Атаги, что в Чечено-Ингушетии, сложили свои головы в крепости 16 отважных воинов.

Человеком-песней, человеком-легендой стал Герой Советского Союза Ханпаша Нурадилов. Всего он уничтожил свыше 900 захватчиков. Ханпаша Нурадилов погиб смертью храбрых, до конца выполнив свой долг. Рядом с его именем стоят также имена Героев Советского Союза Ирбайхана Бейбулатова, Абухажи Идрисова, Хаважи Магомед-Мирзоева, Хансултана Дечиева, Мовлади Висаитова и других. Кстати, Мовлади Висаитов вместе со своим полком одним из первых вышел на встречу с союзническими войсками США на Эльбе. Помимо прочих наград он удостоен и американского ордена «Святого легиона». Всего в годы Великой Отечественной войны, по данным архивных документов, к званию Героя Советского Союза было представлено до 100 человек, но многие его т ак и не получили по причине национа льной принадлежности.

Вайнахи, несмотря на тяжелейшие условия, в которые они были поставлены, проявили в годы войны настоящее мужество и героизм, воочию продемонстрировали единство и любовь к Родине. Трудящиеся Чечено-Ингушетии приближали Победу не только с оружием в руках, но и с амоотверженным т рудом в тылу, производя для фронт а продовольствие, оружие, горючее. Крупнейший нефтяной центр страны Грозный круглосуточно работал на Красную Армию, приближая долгожданную победу.

… К 1944-му году Казахстан пришел, пережив тяжелейший период своей истории, не успев еще залечить кровоточащие раны, нанесенные деятельностью «испытанного ленинца» Ф. И. Голощекина. Дорогой ценой заплатил казахский народ за коллективизацию и «советизацию аулов», «малый Октябрь», с которым прошел по степям республики этот несостоявшийся зубной врачеватель.

Страшный голод, разразившийся в 1931-1933 годах, унес не менее двух миллионов жизней (точных данных нет). Тысячи и тысячи лучших представителей казахской интеллигенции подверглись репрессиям. В результате политики вколачивания оказались нарушенными, а то и вовсе уничтоженными, культура, традиции, вековой уклад жизни казахов. Гонимые голодом, преследуемые официальными властями, сотни тысяч из них ушли на чужбину.

И вот эта многострадальная земля была избрана местом поселения чеченцев, ингушей, представителей других народов Кавказа. Сталинско- бериевский расчет был прост. Выжившие в пути следования непременно погибнут в Казахстане от холода (не случайно акция была осуществлена зимой) или голода. Определенное место отводилось и такому фактору, как борьба за выживание, которая, как известно, не обходится без жертв.

Но «человек с волчьим сердцем» и его окружение просчитались, решив, что и простые люди подобно им живут по волчьим законам, когда сильный уничтожает слабого. Мудрая казахская пословица гласит: «Халыќ - ќатесыз сыњшы» - «Народ безошибочный судья». Сами пережившие тяжелейшие испытания, много повидавшие горя и страданий, уже прошедшие через ужасы сталинских репрессий, казахи быстро разобрались, где ложь, а где -правда. Они не оставили в беде другой народ, оказавшийся жертвой той же системы. Вместе с русскими, украинцами и другими разделили с ним кров, предоставили место у очага.

В своей книге «Круги ада» М. Жургаев, работавший в те суровые годы начальником эвакопереселенческого отдела Талды-Курганского облисполкома, подробно описывает полную тягот и лишений жизнь населения Семиречья. По злому умыслу тех, кто возглавлял страну, люди были поставлены в экстремальные условия, когда речь шла о жизни и смерти. Повсюду свирепствовал голод, холод, болезни. Многих они не пощадили. Но люди выстояли. Произошло это благодаря их единству, взаимоподдержке, милосердию и состраданию друг к другу, готовности к самопожертвованию».

Я нигде не встречал, чтобы применительно к казахскому народу употреблялось слово «депортация». А между тем, если быть до конца объективным и правдивым, и он в какой-то мере не избежал этой участи.

Здесь я не могу не сослаться на всемирно известного чеченского ученого, политолога, гуманиста, писателя, общественного деятеля Абдурахмана Авторханова, который всю свою долгую жизнь в изгнании посвятил беспощадной борьбе со сталинским режимом, разоблачению его преступной деятельности.

В 1994 году во время встречи в Мюнхене с представителями казахской диаспоры он, когда речь зашла о репрессиях сказал: «Вам это может показаться неожиданным, но часть казахского народа тоже подверглась депортации. Объясняю свою мысль. В Казахстане любитель «кровавых блюд» Сталин преступления совершал не сам лично, а через своих верных опричников, одним из которых был Голощекин. Все было сделано с коварным умыслом, используя принцип «ре зать по живому ». Безжалостно разрушается вековой уклад жизни кочевого народа. Насаждаются чуждые и неприемлемые для степняков формы и методы ведения хозяйства, прежде всего в животноводстве. Плюс – грубое игнорирование национального менталитета, культуры, обычаев, традиции. Плюс – репрессии, уничтожение видных представителей интеллигенции, общественных деятелей, талантливых специалистов.

В результате – страшный голод в первой половине тридцатых годов. Миллионы умерли, почти столько же ушли на чужбину. Они и есть жертвы скрытой депортации. То е сть специально были созданы невыносимые условия, чтобы люди вынуждены были, чтобы выжить, покинуть свои земли. Так что я смело ставлю казахов в один ряд с депортированными северокавказскими народами».

Далее Абдурахман Авторханов делится своим мнением о казахах: «Общеизвестно, что современные казахи – это потомки воинственных кочевников, которые были вольными хозяевами бескрайних степей. Это свободолюбивые и гордые люди. Но, в отличии от нас, кавказцев, они более терпеливы и более сдержанны. Но до поры, до времени. В минуты наивысшей опасности, реальной угрозы для нации в них просыпается бунтарский дух, умение сплотиться. Чтобы сохранить себя, как народ, отстоять свои земли. Они это уже не раз доказывали за свою историю, например, начисто разбив жестоких и, казалось бы, непобедимых жунгар. Величайшая заслуга казахов в том, что они, будучи немногочисленными, сумели отстоять огромные территории и сохранить свое государство».

Абдурахман Авторханов, являясь чеченцем по крови, был интернационалистом по духу. Разоблачая человеконенавистнический сталинский режим, он выступал защитником не только чеченского и ингушского народов, но и всех других народов СССР, в том числе и русского. Его голос всегда был в защиту тех, кого преследовал и угнетал режим. В этом не т рудно убедиться, познакомившись с его фундамент альными т рудами «Ст а лин у власти», «Положение исторической науки в СССР», «Народоубийство в СССР», «Сталин и советская коммунистическая партия», «Технология власти» и другими.

Ни один русский не сказал о русских так, как сказал о них Великий гуманист и борец с несправдливостью чеченец Абдурахман Авторханов. В своем научном труде: «Империя кремля: Советский тип колониализма» он пишет: «... Сталинская машина власти была направлена на тотальное разрушение, растление и оплевывание всего тысячелетнего духовного мира русского человека – его истории, его культуры, его религии, его традиции, его души. Русского человека, верующего в Бога, чтящего исторические святыни и национальные идеалы, сталинский режим пытался перековать в советского человека, не верующего ни в какие идеалы…»

Далее, продолжая свою мысль, Авторханов заключает: «Классический большевизм Ленина ставил перед своими идеологами генеральную задачу - исторической и идеологической дерусификации русского народа. По этому изгоняло сь из духовного обращения вс е, что свидетельствовало о величии русского народа, русских государей, русских полководцев, русских святых… Наилучшим свидетельством банкрот ства большевист с кой марксист ской идеологии перед неистребимым духом русского религиозного и патриотиче ского сознания стала отечественная война, когда страна была спасена от оккупантов не под знаменем марксизма, а под знаменем русского патриотизма…». Вот вам истинно справедливый подход в оценке исторических событий того периода.

По утверждению Авторханова, сталинская клика, чтобы оправдать геноцид, выдвигала самые нелепые обвинения против целых народов, в том числе чеченцев, ингушей, карачаевцев, крымских татар, немцев Поволжья, балкарцев. В чем провинились корейцы Дальнего Востока? Почему турки, курды и хамшилы были высланы на Восток? Почему греки, живущие на Черноморском побережье были высланы в 1944 году? Почему десятки тысяч армян были оторваны от своей Родины вскоре после войны? Иначе говоря, какой механизм сработал, чтобы принять решения, касающиеся судеб целых народов? Кто понесет персональную ответственность за эти преступления? Вот те вопросы, которые ставил ученый, и на которые искал ответы, рискуя собственной жизнью.

Спустя многие десятилетия, эти вопросы стоят и перед нами, живущими ныне. Ведь до сих пор за эти масштабные преступления против человечности еще никто не извинился перед народами и поэтому не все точки еще расставлены над «i». А стало быть не до конца восстановлена справедливость.

Первого марта мы с вами в третий раз будем отмечать День благодарности, утвежденный указом Президента. Это очень правильный шаг. Нам есть, что сказать друг другу в этот день, есть за что благодарить.

Я – один из тех, в ком всю жизнь горит огонек любви, уважения и признательности казахскому народу. Именно поэтому всегда говорю, что я чеченский сын казахского народа. Именно поэтому всегда смело выхожу на любую трибуну и с гордостью заявляю: «Кім десең, мен қазақпын! Тәуелсізбін – азатпын! Мың өліп, мың тірілген, намысын бермеген қазақпын!».

Конечно же, когда говорю: «Мен қазақпын» я не имею в виду свою этническую принадлежность. Но имею в виду свой внутренний духовный мир.

Что я родился, вырос и живу на этой священной земле.

Что я настоящий патриот своей страны.

Что безмерно люблю эту землю и народ. Это то, что никогда и никто не отнимет у меня. Это то, что уйдет вместе со мной.

Поэтому сегодня я, сын депортированных, хочу еще раз сказать слова искренней благодарности казахскому народу за мудрость, доброту, сострадание, стремление жить со всеми по человеческим законам.

Хочу поклониться Великой степи, которая в самый тяжелый час приютила и обогрела целые народы. Говоря словами известного чеченского поэта Умара Ярычева: «Земля казахская, земля священная, ты в самый горький час делила с нами и хлеб, и материнское тепло».

Хочу сказать душевное спасибо своему Президенту, благодаря которому все годы независимости мы живем в мире и согласии, созидаем будущее.

Казахский перевод материала можно читать здесь.

Атсалим ИДИГОВ

Главный редактор газеты “Огни Алатау”


Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые