Я - страница твоя,История! (Ф.Унгарсыновой посвящается)

22.11.2017 5417

Я – страница твоя, История!
(посвящается Фаризе Унгарсыновой)

«..как женственности облик искалечен, 
когда эпоху жаждешь понимать…» 
(Ф.Унгарсынова)

Усложняется жизненный опыт, усложняется система, но парадоксы не дают сознанию «задремать». Да-да, именно парадокс, как литературный прием, обладающий огромной силой воздействия на сознание человека, о котором знали еще в эпоху Возрождения. Но, только лишь сквозь призму времени виден ярчайший след, который оставляют за собой как культурное и духовное наследие люди-феномены. («..без слов, одним лишь взглядом в тайное проникнуть..» Ф.Унгарсынова). 
Творчество Фаризы Унгарсыновой воспринимается как феномен культуры эмоционально-чувственно осваивающий мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. («…Разгул цивилизованного мира пошлем к чертям! Сбежим! Вот родники..» Ф.Унгарсынова). Она обладает большой силой воздействия на читателя, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.(«…Ищу Человека! не верю- бесследно уйти он не мог..» Ф.Унгарсынова). 
Ее творчество настолько личностно и самобытно, что неловко создается впечатление исповедального характера, которое требует осознанного к себе отношения для образного и аналитического понимания авторской позиции. («..какая радость жизнь прожить, а жизни вовсе не вкусить..» Ф.Унгарсынова). Личностное выражается при формировании у читателей гуманного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к человеку, народу, нации, культуры. («…надо искать черепки и осколки истин суровых и следовать им..» Ф.Унгарсынова). Ее «самобытный дар» и есть «жизненное ядро», которое посредством потенциальной динамики, опираясь на свое прошлое, осваивая внешние достижения, осуществляет постоянный процесс самостоятельного «развития».

«..Да здравствует жизнь в бесконечном движенье! 
Изменчивость, может быть, тем хороша, 
Что все неизвестно и нет утешенья,
И в самодовольстве не дремлет душа..»
(Ф.Унгарсынова) 
Проявление самобытности, существенно, необходимо в литературе. Понятие «самобытность» на сегодняшний день встало в один ряд с политическими понятиями «независимость» и «суверенитет», а культурная самобытность была названой (по материалам ЮНЕСКО) одной из важных проблем времени.
Описывая внутренне-духовный мир человека, его личностные переживания, сложности и противоположности, его психологии, его отношении с другими людьми, размышления и анализ, приводят читателя к пониманию общих закономерностей явления социальной жизни.(«..Да, видно, времена такие- высокому цена низка..» Ф.Унгарсынова)
Мучительная дилемма, которая постоянно присутствует в творчестве Ф.Унгарсыновой, выражается в напряженных поисках личностности и самобытности, основанных на синтезе двух начал, тесно переплетающихся с субъективными и объективными аспектами, что впоследствии, определить их представляется сложно, но внедрение аналитических подходов снимает перегруженность этих понятий. Не удивительно тогда становится, что в ее произведениях встречаются дифференцированные подвижные элементы, представляющей в своей сущности диалектический дуализм. («..про смелость нежности, про робость мужества..» Ф.Унгарсынова)
Любопытно, что термин «дефферентность» (разность) получил широкое распространение в науке как основной момент всеобщей эволюции материи: как от простого к сложному, а проведя аналогию в творчестве Ф.Унгарсыновой дифференциальная полярность символических образов также претерпевали эволюционно-интегральное развитие: от личностных эмоциональных переживаний к освещению обще-глобальных проблем.(«..Какою мукой я пренебрегу, чтобы привлечь холодное вниманье истории, безжалостной к страданьям..» Ф.Унгарсынова)
Специфика ее творчества проявляется в самоутверждении, сопровождающее интенсивным стремлением к возражению и преобразованию в соответствии с новыми вызовами времени, но при сохранении старой. («..я пламенем сделаюсь алым и в юность верну стариков, птенцам неразумным и малым, открою высоты веков..» Ф.Унгарсынова)
Обрыв, риторическое обращение, вопрошание, отрицание, утверждение, восклицание, призыв, драматизация – все это служит повышению эмоциональной выразительности в отображении глубинной внутренней потенции. («Жизнь блистательный каток! Жизнь промчится не в убыток: состязанья вдох и выдох. Вышло время испытать. Начинают не с попыток, чтобы первым быть подстать..» Ф.Унгарсынова)
Диалог, под видом произвольного эмоционального отзыва на внешние явления, заостряет эмоциональное внимание слушателя и читателя в продолжении традиции «любви-ненависти». («..Судьбе, попробуй угоди..И я, не угождая, вышла на ослепительный каток..я помню скорости безумье ты мне подняться не помог..»Ф.Унгарсынова)
Многое может показаться традиционным в ее творчестве на первый взгляд. Ее метафора исключительно практична: порождая смысл, воспринимаемый разумом, воздействует эмоционально на душу, хотя образ каждой строки мог бы обернуться развернутой метафорой. Ведь красота метафоры начинает сиять тогда, когда кончается ее истинность или наоборот не открывает реальной общности.. И это единственный способ выражения не только мысли, но и мышления. («..блажен и тот, кому рассудок дан от первозданности, природности творенья..» Ф.Унгарсынова)
Многие исследователи творчества Ф.Унгарсыновой справедливо отмечали, что в ее поэзии полно переносных смыслов. Тем самым подтверждая заблуждение ценителей ее творчества сравнивать с А.Ахматовой - она избегала поэтических излишеств и поэтому обращалась к таким сильным стилистическим средствам как метафора. Именно точность и практичность, ясность и острость символических метафор Фаризы Унгарсыновой придает ее творчеству назидательно-поучительный характер («..но нет безжалостней судьи, чем переменчивое сердце..» Ф.Унгарсынова). Поэт работая со словом как с материалом, преодолевает его сопротивление, и как оно будет звучать или жить в этом зависит от мировоззрения и мироотношения самого автора, потому что это личная мерка бытия, которая должна действовать возбуждающе на читателя. Увеличение и усиление эмоциональных оттенков ведут к динамике как источника потенции. Не потому ли произведениях Ф.Унгарсыновой заключена потенциальная сила и энергетический посыл, выступающих в рамках философско-нравственных аспектах, опыта мистического проникновения в чужое Я слияния с ним ведущего к познанию всего сущего. Это критерии подлинной духовности.
На протяжении многих десятилетий творчество было в центре общественной и литературной жизни. В своих произведениях затрагивала острые проблемы современности, требовала от общества ответа на поставленные ею актуальные вопросы, у нее счастливая писательская судьба - нет равнодушия читателей и не невнимательности критики. («..мы пред историей должны держать ответ за злодеяния и великие творенья!..» Ф.Унгарсынова)
Ее творчество вызывает ожесточенные споры: ею либо восторгаются, либо полностью отвергают: у восхищения есть оборотная сторона – ненависть, а у восторга – оскорбление. («..всех позаспинников прощаю, за то, что резче ощущаю твердыню Правды за собой..» Ф.Унгарсынова). Ценят за искреннюю любовь к человеку, разрушительницу старых устоев, проповедницей идей, противницей всех пороков. («..не удивишь, он слишком искушен. Мой век во всем себе не знает равных, так почему же нрав его отравлен..»Ф.Унгарсынова)
Однозначно, что она женщина необыкновенная для своего времени, которая намного определила свой век. Ревнители старых порядков и обычаев не могли простить ей дерзкого желания быть независимой, и эта ее смелость и желание открыто утверждать свое право самой выбирать себе жизненный путь, судьбу. («..А нрав эпохи своенравен: один бывает в поле воин..»Ф.Унгарсынова)
Негодование общественности, о ее выборе, вместо спокойного существования на беспокойный путь поэта, и что в своих произведениях она не только рассказывала о сентиментальных переживаниях своих героинь, но и осмеливалась поднимать серьезные социальные и духовно-нравственные проблемы.(«..нет аргамаков- пешим не до песни..»Ф.Унгарсынова)
Но, она была и остается первой женщиной - поэт в Казахстане, которая жила своей литературной жизнью и сумела доказать, что женщина может быть независимой и играть значительную роль в общественной, культурной и политической жизни.
«..меня порочить? Вот предназначенье!
за то, что женщина? Ну, я не так слаба!
Я мыслей не краду поэтов прежних
и славой однодневной не горжусь..
дождусь других акынов – мудрых, 
нежных..» (Ф.Унгарсынова)
Несмотря на это, гуманизм и вера в людей пронизывало все ее творчество: человечность дышит в каждой ее строчке- она находила человека во всех слоях общества, любила его, сопереживала ему, гордилась им и плакала о нем («..Давно расстроена домбра. Как петь? От зла не отличат добра. Когда-то дочь степей народ лелеял..»Ф.Унгарсынова). Народ в ее произведениях – понятие скорее нравственное, нежели социальное, сосредоточие представлений о их добре и душевном величии, а человек – воплощение ее нравственного идеала в символических образах.
«Эй, грядущие!
после меня
заберите в наследство не имущество-
правду отцов,
продвигайтесь путем, что не прост..» (Ф.Унгарсынова)
P.S.: «Мы варимся в собственном соку.. Но, я оптимист и верю в то, что строится сегодня, должно остаться на века..» (Ф.Унгарсынова)

С любовью о Фаризе-апай Дидо

Share: