Судьбы двух сестер
Судьбы двух сестер
Мне хотелось бы написать о судьбе двух сводных сестер, которые рано ос-тались без матери, но между собой были очень дружны. Жизнь каждой из них сложилась по – разному. Две сироты по – своему были несчастны.
Начну с Анны. О своей не легкой судьбе она говорит : «Ни Богу свечка, ни черту кочерга». Салтыкова Анна Петровна – сводная сестра моей прабабушки, родилась 3 февраля 1924 года в деревне Момоново в Удмуртии. Её отец Пётр уже имел дочь Веру, мать которой умерла, и женился он во второй раз. Родилась Аня. Когда ей было три года, её мама умерла при родах. Отец, конечно женился в третий раз. От третьей жены появилось ещё три ребёнка. И как это бывает в печальных сказках, а ведь сказки пишутся народом, мачеха девочку не любила, ругала и била её. Часто сбрасывала с палатей. Словом, всю свою злость срывала на бедном ребёнке. Может быть, жестокость её была оттого, что и она сама была не любима своими родителями.
Когда Анюте было восемь лет, её заставили пасти свиней. Свиньи вдруг переплыли реку, и ей пришлось плыть за ними и вернуть их. Это было в октябре, девочка сильно застудилась и долго болела. Сильно болела нога и стала чернеть. А на спине появились волдыри, которые лопались, и оттуда выпадали маленькие косточки. В деревне это называли «костоедом». Скорее всего, это был туберкулёз костей. Девочка долго терпела. В больницу обратились поздно. Ногу пришлось отрезать по колено. Родителям, конечно, попало, но ребёнок остался без ноги. Не успели поджить раны, как мачеха заявила отцу: «Нечего держать дармоедку. Пусть пасёт скотину или идёт в няньки». А отец, как в сказке, послушался жену. И отдали Анюту «в няньки». Так начались скитания от одних к другим. Приходилось водиться и над детьми родственников. Перед войной ей пришлось жить и водиться в деревне Лопатино. Там свела её судьба с бабушкой – переселенкой, которая была очень набожная и за это отсидела три года на Соловках. Была она коренной ленинградкой, но ей после ссылки запрещено было возвращаться обратно. Бабушка была одинокой и очень привязалась к Ане и говорила: «Анютка, вот Бог дал мне тебя, а тебе меня. Только ты молись. Обязательно». И Анюта молилась. По – своему. Точнее делала вид. А бабушка это замечала и говорила : «Молись как следует». «Так я молюсь!»- отвечала Аня. «Нет, ты не молишься» - расстраивалась бабушка. А сама молилась иногда целыми ночами за тех, кто ушёл на фронт, потому что её все знали и приходили попросить помолиться за кого – нибудь из своих. Так и засыпала. А просыпалась оттого что ударялась лбом об стол, за которым стояла.
Эта бабушка научила Анюту вязать шали. Их продавали или сдавали в колхоз, за это давали немного муки. Во время войны всех взрослых оставшихся жителей деревни отправляли на работу в лес. Их не было неделями дома. Анюте приходилось не только водиться над детьми, но и ухаживать за скотиной и доить корову. К несчастью в это время у неё сломался костыль и ей приходилось ползать, передвигая впереди себя ведро с водой. Кроме этого для колхоза надо было выполнять разную работу, например, прясть шерсть, вязать или делать большие мотки из ниток ( их называли намотами). Но делать это так, чтобы нить не перепуталась.
За то, что она водилась над детьми, конечно же не платили, а только кормили. И чтобы иметь заработок Аня научилась шить. Купила машинку и уже могла шить на заказ кое – какие вещи. И вязала разные изделия из шерсти.
Анюте приходилось водиться с разными детьми, и все дети её очень любили. Она знала много разных шуток, прибауток, смешных стишков и песен. С детьми она часто ходила за земляникой. Брали с собой почему – то маленькие ёмкости и чайнички для заварки чая. Быстро всё набирали. А чтобы никому ягоды не достались, она заставляли детей на них валяться. Дорога домой казалась долгой, но Аня сама на костыле, пыталась веселить детишек. Так и доходили. Сейчас некоторые из тех детей, вспоминая, не понимают откуда в этом человеке было столько энергии и жизнелюбия. Ведь вообщем – то ничего хорошего в жизни она не видела. Однажды ей пришлось нянчиться с ребёнком – инвалидом, он не мог ходить, говорить. Она его очень жалела, видела в нём себя.
Родители детей тоже были разные. Бывало, что Анюту сильно колотили пьяные отцы. Один раз она водилась у своей младшей сводной сестры Маруси с её детьми. И она из – за сострадания помогала одному инвалиду ( пришила заплатки к одежде). Пока дети спали, она пошла к нему, он жил по – соседству. В это время пришёл домой пьяный хозяин. Обнаружил её отсутствие. А когда она вернулась, снял солдатский ремень и ударил большой железной бляшкой ей по голове. Удар был сильный. В голове что – то как – будто разорвалось и потекло. Из раны пошла кровь. А после этого голова стала сильно болеть и болела всю жизнь. А этот случай больно врезался ей в память. Бил её и выгонял из дому зимой босиком на мороз и мой покойный прадед. Анюту три раза снимали с петли. Один раз её спасла моя бабушка. Она как – будто почувствовала неладное, побежала и увидела случившееся.
Аня никогда не чувствовала себя полноценным человеком. Всеми гонимая, она не любила себя и думала, что её никто не полюбит. Но её полюбил Павел и предложил пожениться. Она согласилась. Но скрыла от него свой возраст и до сих пор не говорит сколько ей лет. Прячет и свой паспорт. Вскоре она забеременела, но сделала аборт. Скрыла это от мужа. Больше забеременеть уже не смогла. Так и водилась до самой старости с чужими детьми. Сначала с племянником мужа, воспитала его, проводила в армию и встретила. А потом выводилась над его сыном. Сейчас ему уже 37 лет. С мужем тоже нелегко было жить. Он часто пил и бил её. Выгонял из дома. Ей приходилось идти к соседям или ночевать в хлеву с овцами. А летом спала на скамейке.
О своей жизни баба Аня рассказывает со слезами на глазах. Свою нелёгкую судьбу называет одной фразой « Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга».
Вера.
Вера Петровна Салтыкова родилась 10 сентября 1915 года. Целый век назад! В живых я её не застала, она умерла, когда моей маме было 9 лет. Девочка появилась на свет во время первой мировой войны, потом была революция и ещё одна война. Эти потрясения не могли не сказаться и на судьбе ребенка. Вера не ходила в школу, а маломальскую грамотность получила позднее, когда вышла замуж. Её муж Степан был очень грамотным человеком, он и научил ее писать и считать.
В семье тоже были трудности. Мама рано умерла. Жили плохо. После смерти матери мачехи относились к ней очень строго. И каждую просьбу или приказ девочка исполняла сиюминутно.
Замуж Веру выдали в 18 лет без согласия, её сосватали за человека, которого она никогда не видела. Невеста была хорошая: работящая, спокойная и послушная. А мужа Степана сразу же забрали в армию на сверхсрочную. Домой он приезжал очень редко. И она жила почти всегда одна. Да и муж попался не слишком порядочный. Он всегда ей изменял: и дома и на службе. А она все терпела. А один раз к ним приехала вторая «жена» с ребенком в гости. И моя бабушка приняла их как родных, ни о чем не спрашивала, ни чем не обидела и проводила «с Богом». Они даже общались потом какое – то время. Может быть она принимала всё как должное.
Прадед воевал на Халхин голе, на финской войне, а во время Великой Отечественной у него оторвало ногу, и его демобилизовали. Человек он был очень грамотный, красивый, хитрый. Работать он не хотел и не умел, зато любил петь и плясать. Отсутствие ноги ему никак не мешало. А еще его самым злым пороком было пьянство. Степан пропивал всю свою военную пенсию, а она была не маленькой ( 40 рублей) и даже то, что зарабатывал в колхозе, а его ставили на хорошие должности, как человека образованного. Какое – то время ему пришлось работать счетоводом на зерне, но его посадили за воровство. Вырученные деньги от продажи зерна он, конечно же, пропил. Степан хорошо играл в карты, мало кто решался сесть с ним за игру. Поэтому в тюрьме сидел он не плохо, по крайне мере, не голодал.
А семью на себе тянула моя прабабушка. Работала с утра до ночи. Рожала детей, потом хоронила умерших. Из пяти родившихся у нее в живых остались двое. Какое – то время ей пришлось жить со своим свекром, с которым у нее были очень хорошие отношения: он любил ее, жалел и всегда заступался за нее перед непутевым мужем. Когда уже стали жить отдельно, а ей пришлось это сделать, так как поведение мужа было невыносимым. Она развелась с ним, купила маленький домик и стала с детьми жить отдельно. Но она была очень сердобольной женщиной и все – таки любила Степана, поэтому всегда прощала все выходки мужа: измены, пьянство, тунеядство и то, что ей приходилось кормить и поить его. Но их жизнь не обходилась без драк. Сначала Степан поколачивал Веру просто так забавы ради. Но потом она не выдержала и стала сопротивляться. И бывало бились они да так, что рвали друг на друге одежду. Но после смерти мужа, а умер он от пьянства, бабушка очень переживала, почему – то винила и себя. И ходила к нему на могилу за 12 километров. Она тяжело перенесла его смерть и часто плакала.
Моя прабабушка хоть и не была обучена грамоте в школе, но потом научилась считать и писать, хоть и писала с ошибками. Но это не помешало быть ей человеком, которого уважали в деревне. Она была всегда примером, ее избирали в правление колхоза. А еще она очень хорошо пела и плясала и была всегда активным человеком, несмотря на все свои трудности.
Вера была всепрощающим человеком. Но детей своих воспитывала очень строго, потому что сама выросла сиротой с тремя мачехами, которые не давали ей спуску. Но при этом никогда не поднимала руку ни на своих детей, ни на внуков. Ее всегда понимали с полуслова или взгляда и дважды повторять не приходилось. Веру Петровну уважали и побаивались ее зятья. А внуков своих она просто обожала, баловала их самыми дорогими игрушками, какие только можно было купить в то время, а это были восьмидесятые годы. Бабушка Вера получала не очень большую пенсию, экономила на себе, а большую ее часть откладывала на сберкнижки своим внукам, чтобы те смогли снять накопленные деньги в свои 18 лет.
Бабушка Вера всю жизнь много работала. Самые тяжелые годы были, конечно же, военные. Они не голодали, так как были большие огороды для выращивания овощей, держали много скота. Норму продуктов в колхоз всегда сдавали, но оставалось и для себя. Приходилось есть и всю съедобную траву. Но так жили все! Особенно тяжело было работать физически, почти без отдыха. Этим она подорвала себе здоровье, а еще и семейные проблемы. А затем внезапная смерть третьего сына Коли, который умер от кори в 11 лет. Вера в это время была беременна моей бабушкой Ниной. От сильных переживаний девочка родилась хиленькой, и все думали, что она не выживет. У Веры Петровны был сильный характер, все свои невзгоды она переносила мужественно и никому не жаловалась. У нее обнаружили рак матки. Пришлось сделать операцию. И после нее она прожила еще 30 лет. Но уже под конец жизни появились страшные боли, которые лечили морфием.
Но тем не менее жизнь ее была насыщенной. Она любила хорошо одеваться, если позволяла возможность; не скупилась на подарки и сладости своим детям, даже в самые трудные времена. Всегда была в центре внимания на всех вечеринках ( или вечурках как их называли раньше). Певунья и плясунья, она выделялась среди многих. Ее дом и двор были всегда ухожены. В огороде – порядок. Она успевала делать не только женскую работу, но мужскую. И даже когда уже совсем была больна, а ее мучали страшные боли, но она терпела, то на коленках копала картошку в огороде. А еще бабушка любила лес. И часто рано утром уходила за грибами и ягодами. И ходила всегда одна. Это было ее успокоением. В этом на нее похожа моя мама. Лес для них – умиротворение без криков и шума.
Share: