Еркебулан Степная быль
Словно кто-то повернул время вспять. Снова клубится степная пыль под копытами байских табунов. Чабаны, как в стародавние времена, получают зарплату, барашками и жеребятами.
В советские времена на джайляу приезжала кооперативная лавка, и это был праздник для всей семьи чабана, привозили все : продукты, спички ,заварка, новые сапоги и даже детские игрушки.
Теперь все в селе живут в долг ,под будущий урожай или приплод.
Семье чабанов Айдоса и Батиме ,повезло немногим больше .Сын неплохо устроился в городе и поэтому два раза в год привозит муку, керосин, чай и сахар.
И в городе надо думать все по- новому. Сын взял в жены русскую девушку. И мать с отцом не спросил.
Первенца, Бауржана, забрала у стариков война в Афганистане. Дочь старшую сгубила водка.Была надежда была на младшую, Мадину, она круглая отличница. Всего полгода проучилась она в городе в медицинском институте, поступила на грант, как золотая медалистка. Но в тот год весной в степь упали обломки ракеты «Протон»,и за полгода лейкемия превратила ,молодую семнадцатилетнюю девушку в скелет ,обтянутый кожей. И на аульном кладбище, поднялся новый белоснежный мазар.
Это лето сулило старикам радость. На джайлау откочевали вовремя, и приплод был хороший. Бегал уже в табуне замечательный вороной жеребенок.
А еще радость:сын все- таки уважил стариков, и обычаи, и привез внука, Еркебулана. За четыре года первый раз встретились. Мальчик радовал стариков круглым, смуглым лицом и черными глазами. Айдос своими руками вложил внуку в рот постный плов. Он прижимался к коротко стриженой макушке внука, и слезы наворачивались на глаза. Внук почти не говорил по-казахски. Куксился от скромной еды и требовал телевизор.Еркебулан был крупным и пухлыми, хотя обряд „тусау кесу” — разрезание пут был проведен ,полуторагодовалый крепыш все еще больше ползал,чем ходил.
Весь табун ,который пасли в степи Айдос с женой, был байский .И имя у хозяина было под стать времени Жанбай,новый бай.Но черногривого жеребенка Каранайзагана,чабаны -старики решили просить оставить себе за работу и сделать его бэсере внука.
Часто рождение ребенка совпадает с окотом домашних животных. В таких случаях жеребенка или верблюжонка б;сіре присваивают новорожденному и считают его собственностью ребенка. По поверью, будущее новорожденного тесно связано с его б;сіре. Поэтому на нем не ездят, его не режут и даже не продают. Наоборот, ухаживают так же внимательно, как за ребенком.
Повзрослев вместе со своим животным, дитя, являющееся владельцем б;сіре, чувствует себя уверенно и с малых лет приучается ценить и холить скот - основное богатство казахов.
Хозяин приезжал в степь в основном на охоту ,но иногда не гнушался сам загонять скот в фургоны ,для отправки в город.
Вот и в этот раз Жанабай приехал с молодыми ,крепкими ребятами на огромных ,невиданных стариками машинах. А вслед за ними шли и два фургона для скота.
Хозяин объехал табун и презрительно сказал: «Всех на согым!»
.Из фургонов вышли несколько крепких ребят и работа закипела. Загоняли всех без разбора. Айдос попытался объяснить хозяину - рано еще отнимать жеребят от кобылиц. Но тот не слушал. А потом углядел в табуне Каранайзагана (черную молнию) и довольно зацокал языком: «А ну-ка, этого отдельно, заберу на ипподром, может, что путное и выйдет».
Каранайзагана отогнали от матери. Борта на фургоне захлопнулись. Машины поехали в город на мясокомбинат.
Айдос плевался вслед новым хозяевам, а Батима лишь горестно причитала: «Ой, бай, быть беде.»
И случилась беда. Ночью началась страшная гроза,и это в марте. Пришлось Айдосу с женой собирать трое суток остатки табуна, в страхе разбежавшегося по степи.
А когда вернулись к юрте. Еркебулана, внука не было. Правда была надежда, что все обойдется. Ведь с мальчиком ушел старый волкодав. Три голодных дня по сбору табуна забрали все силы, и старики легли спать, уверенные, внук непременно найдется.
Утро не принесло хороших новостей, Еркебулана не было, волкодава тоже не вернулся . Айдос сел на коня и ускакал в аул. У участкового Марата были красные от бессонницы глаза. Всю ночь он «охранял» покой городских гуляк. Водку, и вообще спиртное, участковый не пил. Он сел в газик и поехал на ближайшие кочевки. Людей в степи стало мало. Молодежь старалась уехать в город.
Собрать для поисков мальчика удалось человек десять. Те, взяв запасных коней, уехали в степь, а сам Марат поскакал к городским гостям. Видел вертолет МЧС недалеко от их стоянки . Баи были новые, а вели себя как прежние советские. Пили арак в неимоверных количествах, и любили пострелять ради забавы всех окрестных сайгаков. Вот и теперь, когда участковый приехал, вертолет улетел на охоту. Но Марат, махая своим служебным удостоверением, заставил выйти одного из охранников на связь с вертолетом. На просьбу вернуться, в эфир понеслась нецензурная брань.
Вертолет вернулся через трое суток. Мальчика так и не нашли. С города прислали взвод солдат. Солдат прислали без пайка, и пришлось чабанам подкармливать безусых мальчишек из своих скромных запасов.
Знаете ли вы дрогой читатель, что такое казахское гостеприимство? Нет, это тебе не кавказское, когда ты пошел в сад-огород и сорвал помидоры, перцы, зарезал барашка, сорвал с дерева мандарины или гранат. Да еще друзья принесли тебе второго барашка в подарок. И не русское когда закуски мало, а водки море.
Нет, казахское гостеприимство - это когда у тебя из продуктов ,только вода , ты ее кипятишь, забеливаешь остатками молока, и как самое драгоценное, подаешь гостю сахар, часто комковой. А за порогом юрты выглядывают головы твоих пяти или семерых детей. И они ждут, когда же гость встанет и может ,и им достанется сладкий чай. Гостю лучший кусок.
И в доме, действительно, как в старину, скребут по сусекам муку. И к утру тебе напекут на последней ложке масла лепешку. Последний, потому что мука, чай, керосин и масло взяты у перекупщиков в долг. Под будущее мясо. И уже все закончилось. А буран не дает спекулянтам приехать и скупить по дешевке свежее мясо, масло и сметану. И подарить гостю в доме ничего, а обычай предков - сильнее голода.
И ты положишь теплую лепешку за пазуху, и она еще долго будет согревать тебя в долгой дороге.
Вот такое у казахов гостеприимство. И мне оно дороже всех в мире.
Степь редко отдает то ,что теряют люди. И на девятый день власти постановили. Мальчика съели волки. Ну не мог он выжить в степи столько дней один.
Айдос слег. К нему пришел мулла и сказал: « молись». Айдос не умел молиться. Всю свою сознательную жизнь не верил в Аллаха, а тут впервые попросил, и тот его услышал. И забрал к себе.
Сын смог приехать из города на седьмой день, трасса была закрыта из-за гололеда. Он запретил мулле читать суру о своем сыне Еркебулане ,как об умершем .Раздал всем пришедшим на отцовские поминки подарки и не оставшись в родном доме даже ночевать, снова уехал в город..
Батима ходила в соседний поселок к провидице. Та гадала на фасоли, и сказала - мальчик жив, но духи степи его не вернут.
Жив, жив - вот и все что поняла бабушка. И сердце ее успокоилось.» Внук просто вернулся в город.» - говорила она и сыну, и соседям, пришедшим на седьмой день помянуть Айдоса. Соседи даже и не удивились тому , что Батима стала заговариваться. Кто сможет нести такую ношу в душе, и остаться в своем разуме?
Зима был теплой и снежной .В степи стало мало людей, но много волков. Они так обнаглели, что уже стали выходить к трассе и загрызли пассажира, ждущего автобус.
Власти дали объявление в газете и по ТВ. За одну шкуру тысяча тенге. Цена возросла до трех тысяч, когда в аул приехали городские, и Жана-бай. Городской хозяин был одет в импортный комбинезон, поверх жилет с множеством кармашков. И ружье у него было очень странное, скорее похожее на сувенир, чем на оружие. Но пули в ружье оказались на крупного зверя, да еще и со стрихнином.
Богатый гость нанял загонщиков за наличные деньги. Матери отпустили в степь даже десятилетних подростков .
Стаю погнали сквозь узкое ущелье и там окружили. Волки сбились в круг и словно катались на невидимой карусели. Сначала Жана-баю показалось это глупым, все равно им никуда не уйти. Но вскоре, когда все новые и новые тела волков падали в снег от выстрелов , он увидел, кого они прикрывали. Волчица была крупная, с рыжими подпалинами по бокам. Круговорот стаи сдвинулся с центра и все ближе и ближе приближался к выходу из ущелья. И вдруг карусель распалась и словно выпущенная из лука стрела понеслась на охотников.
На пути к свободе стоял молодой парень, стая смела его. Другой горе-охотник попытался действовать ружьем как дубиной. Но волчица слегка повернула в его сторону морду, и он упал в снег с рваной раной на бедре.
Стая уходила в степь. Разбивалась на маленькие группки. Но Жана-бая уже интересовала только волчица. Он подбежал к снегокату, и с ходу запрыгнув в седло, дал газу.
Дорогу волчице пробивал в снегу ее молодой волк, но волчица бежала тяжело. Сосцы, набухшие молоком, больно ударялись о наст снега, но она, превозмогая боль, бежала все быстрее и быстрее.
Городской выстрелил. Первым же выстрелом убив наповал молодого волка. Волчица не остановилась. Он выстрели еще раз выматерился от досады, но тут же усмехнулся. Волчица еще думала, что бежит, перебирала передними лапами снег. А задние ее лапы уже сковал яд. Жана-бай остановил снегокат и подошел к зверю. В прозрачно желтых глазах волчицы не было ни боли, ни ненависти. В них была тайна.
Как раз, представился случай, опробовать подарок друзей , мачете. Охотник вытащил мачете и отрубил зверю голову. Мертвые глаза слегка потускнели, но тайна в них осталась.
А тайна была очень простой. Она просто уводила охотников от своего логова, где на подстилке ,из травы и клочков шерсти, спали два ее волчонка и человеческий детеныш.
Она встретила его две недели назад. Глупую старую собаку растерзал ее молодой напарник. Детеныш тоненько заскулил и ее будущие волчата, словно ответили ему в ее утробе. Детеныш пах людьми, собакой и дымом, но она смело подошла и стала его облизывать, смывая этот ненавистный запах. А потом схватила за капюшон и потащила в свое, вырытое для родов, логово.
Для охотничьих трофеев у Жанабая был особый мешок. Он спрятал туда голову и поздравил себя с победой. Достал плоскую фляжку из жилетки и отпил элитного коньяка.
Небо потемнело и словно нависло над степью. Сначала стало тихо, а потом на степь обрушился буран, не было видимости на расстоянии вытянутой руки.
Снегоход шел сквозь буран. Потом в нем закончилось топливо. И охотник, которому кружил голову алкоголь, пошел пешком. «Выбрал направление и иду, - упрямо повторял он, где- то услышанную фразу. Идти становилось все труднее. Снега все больше. И он, выбившись из сил, сел в снег и заснул.
Пробуждение было ужасным. Буран выл по волчьи, пенно-кровавая пасть волчицы душила мужчину за горло. Он смог очнуться и стал откапываться. Буран все также не уставал и не иссякал. Чувство голода было невыносимо, пришлось жевать снег. На третьи сутки ему уже чудились стаи волков окружавших его, он принялся стрелять в эту тьму.
Потом он представил, как его нежное, после недавнего пилинга в Таиланде тело, будут рвать эти острые зубы, и решился. Поднес ружье к подбородку и выстрелил. Тело, обмякнув, упало в снег. А вокруг на много километров не было ни людей, ни волков.
Марата, участкового разбудила оплеуха. Начальник охраны нового бая ворвался в его дом, требуя начать поиски.
-В ущелье буран потише и охотники наверняка переждут буран там. И вернуться. - Объяснил милиционер охраннику.
Охотники вернулись на четвертые сутки. Жанабая с ними не было, не было и снегохода.
Давай, мотай к МЧС за вертушкой, - заорал на него начальник охраны.
Участковый посмотрел на синее морозное небо, на блестящую под солнцем снежную степь. И вспомнил все: И белый мазар своей невесты Мадины, и мальчика со смешной косичкой на затылке. И мужчин, несущих на кладбище, ковер с телом Айдоса-аке.
Он достал из сейфа ящик с водкой, подаренной ему новыми баями, и поехал к МЧСникам.
Они выпили водку без остатка. Марат только сполоснул ею рот. Вертолет взлетел только через трое суток.
.Жана-бая найдут через неделю . На сопке связисты приехали зарядить аккумуляторы на релейной вышке, и обнаружили тело. Жанабай не увидел в буране домик связистов, а было до него всего метров пятьдесят.
А еще, услышав голоса людей, из логова выполз малыш в пуховике. Связисты не поверили своим глазам.
А потом они же и привезли в поселок мальчика. «Маугли,Маугли , - весело смеялись они.
Какой же это Маугли, это же мой Еркебулан! - счастливо смеялась Батима-апа, разливая чай с молоком дорогим гостям.
„тусау кесу” — „разрезание пут”.-существует у многих народов.Выполняется при первом шаге ребенка.Или для того ,чтобы ребенок быстрее пошел.
согым -колбаса
Б;СІРЕ - традиция казахов, связанная с воспитанием ребенка
Жана-новый
Мазар - надгробие над могилой.
Мазар, из белого кирпича - могилами невинных девушек.
Share: