Презентован научный сборник Мандоки

18.05.2017 6037

Сегодня в зале Конституции состоялся круглый стол, посвященный памяти известного ученого-тюрколога Иштван Коныр Мандоки.  В мероприятии приняли участие приемник ученого, венгерский тюрколог Давид Шомфай Кара, представители Посольство Венгрии в РК, венгерский профессор Адам Молнар, а также известные ученые-тюркологи и представители творческой и культурной интеллегенции.

В рамках встречи гости презентовали сборник научных статей о тюркской истории и культуре «Newcomers from the East».

Встречу вел Президент Тюркской Академии Дархан Кыдырали, который в своем вступительном слове отметил, что в рамках специального проекта Международной Тюркской академии, труды ученого были собраны и опубликованы на английском языке, рассказал о научных и творческих связях, установленных между Академией и научными организациями Венгрии. 

Особый интерес у присутствующих вызвал  документальный фильм «Кыпшакский первопроходец», посвященный жизни и деятельности Мандоки.

Иштван Коныр Мандоки – выдающийся ученый-тюрколог двадцатого века, автор фундаментального труда об остатках кунского (кыпчакского) языка в венгерском языке и множества других уникальных по содержанию и необычных по научным выводам трудов по истории, культуре и языку тюркских народов. Ученый обладал потрясающими лингвистическими знаниями, свободно говорил и писал на 30 языках, в том числе, на казахском, русском, английском, французском, немецком, итальянском, румынском, венгерском и других языках.

Вместе с тем, Мандоки Коныр Иштван вывел тюркологию на новый уровень: он много трудился над исследованием фольклора турецкого народа, занимался переводами, ездил в научные экспедиции по Восточной  Европе. Побывав в Средней и Малой Азии, Казахстане, Крыму, на Алтае, Памире и Орхоне существенно дополнил сведения об истории тюркских народов.

Особые искренние отношения связывали Мандоки с колыбелью степной цивилизации – Казахстаном. Имя венгерского ученого стало широко известно в 80-90-е годы прошлого века. Он прославился в нашей стране как один из основоположников международного общества «Казак тiлi», активного сторонника культурного сотрудничества Венгрии и Казахстана на основе единых исторических корней.

Давид Шомфаи Кара – ученик знаменитого венгерского ученого-востоковеда Мандоки Коныр Иштван. Является создателем фильма «Путешествие в сердце Азии», который был презентован в 2016 году в Астане и Алматы. В процессе съемок, Шомфаи Кара Давид повторил путешествие 1900 года своего соотечественника графа Дьердя Алмаши, за четыре месяца посетившего Семиречье, Прииссыкулье и район пика Хан-Тенгри.

Давид, или как он сам предпочитает называть себя - Дәуіт (Daud) Шомфай Қара, не просто владеет казахским в совершенстве, он чувствует его на уровне эмоциональном, так высказался в своем отзыве Ернар Масалим, филолог, сценарист, бывший директор школы им. Мандоки Коныра в Алматы.

Поделиться: