Казахстанская фантастика: 5 книг, которые стоит прочесть

Поделиться:

17.07.2017 7430

Источник материала: The Steppe

Оказывается, в Казахстане есть люди, которые пишут фантастику. Писатель-фантаст Александр Левин рассказывает о своей любимой литературе казахстанского производства.

В Казахстане есть люди, которые пишут фантастику. Либо на российский рынок, в случае успеха переставая быть казахстанскими авторами, либо, не находя поддержки, отправляются покорять бездонные моря электронного самиздата и тонут в них. Что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась, чтобы звание «автор казахстанской фантастики» звучало гордо? Ответ прост – интересоваться, создавать спрос. Давайте попробуем понять, что такое казахстанская фантастика?

Социальная фантастика

Максим Лагно, «Шестая сторона света» (Издательские решения, 2017)

«Шестая сторона света» – роман взросления в декорациях странной альтернативной истории. На дворе 90-е годы ХIХ века, а мир прошит монорельсовыми путями, по которым носятся гиперзвуковые поезда. Курт Кобейн успел умереть, а компакт-дисковые плееры только-только входят в широкий обиход.

Есть Информбюро – аналоговый интернет, но нет телевидения и киноиндустрии. Миром управляют «стимпанковские» нейросети, механизмы под названием СУДиТРОН. Они регулируют развитие социума методом слепого случая, раздавая рандомным людям подчас абсурдные просьбы, которые те вынуждены выполнять. Зачем? Ответ на этот вопрос как раз и найдет главный герой.

Девятнадцатилетний Лех Небов – путевой обходчик, он бродит по гиперзвуковым путям и ищет в них трещины. Ему хочется написать великий роман, найти великую любовь или смысл жизни, стать мужественнее – но пока в наличии только километровые пути и музыка.

Герой прямолинеен, мечтателен, зол и по-детски глуп (ему так не кажется, и автор это отлично демонстрирует). Но, оказавшись втянутым в историю с исчезновением целого поезда, он к финалу романа полностью преображается: взгляд на многие вещи становится трезвее, а мысли – чище. И еще один плюс романа – в главном герое нет никакой героической пассионарности. Лех не идет свергать плохих людей, даже узнав «страшную правду».

Если искать аналоги в мировой литературе, то ближе всего окажется Холден Колфилд из «Над пропастью во ржи».

Одна из важных идей «Стороны» – развитие общества нужно контролировать. Изобретя лекарство от рака, люди в первую очередь попробуют прогнать его по вене, а про рак подумают завтра. Поэтому нужен кто-то, кто будет думать за них. При этом мир романа странным образом оптимистичен: в определенных заданных рамках все может быть более чем хорошо.

Роман не смог избежать шаблона, работающего на знакомство читателя с миром повествования: у Леха появляется коллега, девушка, совершенно не знакомая с правилами жизни и работы обходчиков, и автор спокойно рассказывает читателю все подробности. Это не оригинально, но не выглядит слишком плохо. Тем более, что в целом работа написана живым, образным языком, и за героем (не сюжетом – тут тоже проблема) наблюдать так интересно, что в какой-то момент перестаешь обращать внимание на шероховатости.

«Шестая сторона» не прошла бы тест на политкорректность и феминизм, но это тоже отлично работает: подростки не «следят за базаром» и уж тем более не фильтруют мысли.

Собственно, весь роман это и есть «базар» и мысли ребенка, который очень хочет быть взрослым. В итоге мы имеем крепкую, давно и далеко не ученическую, интересную историю про то, что делает человека человеком. И да – немножко про порно.

Историческое фентези

Тимур Ермашев, «Воскрешающий легенды» (Алматы-Кiтап, 2015)

Двое друзей из наших дней после аварии загадочным образом оказываются в прошлом, в эпоху борьбы казахского народа против джунгарских завоевателей. Они встречают отряд каржасов и присоединяются к ополчению, созываемому султаном Жангиром. Перед защитниками отечества встает практически невыполнимая задача – остановить 50-тысячное хорошо вооруженное войско джунгар силами 600 человек.

И это не какое-то условное сражение в вакууме, а совершенно конкретное знаковое историческое событие – Орбулакская битва.

Главное достоинство романа «Воскрешающий легенды» кроется в том, что автор обращается с историческим материалом осторожно, с большой любовью, при этом не скатываясь (почти никогда) в лубочный патриотизм и стараясь рассказывать все «как было». Сразу понятно: он знает, о чем пишет, и ему нравится то, что он делает. Иногда уверенность в собственных силах сказывается на достоверности, но в подавляющем большинстве случаев Тимур Ермашев справляется на отлично.

Да, герои в какой-то момент перестают быть людьми, и в такой фантастике это выглядит логично, но всю вторую половину книги остро не достает психологической достоверности. Человек превращается в знамя, и потому даже моральные терзания по факту случившегося горя кажутся несколько наигранными. Как будто история важнее горя, человеческое важнее отдельного человека. Но, возможно, автор именно это и хотел сказать.

Даже при некоторых стилистических проблемах мир романа все же выглядит объемно и складно. Написано все простым, бойким языком, который, однако, из-за желания автора быть понятным всем и каждому, иногда начинает выглядеть примитивно. Но есть и отличные находки, главная из которых, повторюсь, – казахская история, о которой почему-то не принято рассказывать в таком жанре.

Антиутопия

Дмитрий Шишкин, «За холмом» («Мультимедийное издательство Стрельбицкого», 2017)

Писать антиутопию, живя в ней, – дело неблагодарное. Очень часто обличительные высказывания дискредитируют сами себя, гиперболизируя проблемы, которых нет, и упиваясь собственной «контркультурностью». Происходит кафкианство ради кафкианства. Настоящая же антиутопия не говорит, что все плохо и мы все умрем, а показывает, как обстоят дела с помощью метафоры и предлагает читателю самостоятельно решить, что сделать – повеситься ему, или пойти чайку попить. И повесть «За холмом» алма-атинского журналиста Дмитрия Шишкина – антиутопия здорового человека.

Среднестатистическая семья, – муж, жена и ребенок, – путешествуют по стране. Он – офисный клерк, который устал от всего на свете, она – обычная женщина, которой «хотелось больше», но есть он. В семье все плохо, никакого костра, одни покрывшиеся инеем головешки, но «для людей» это образцовая ячейка общества.

А что еще страшнее – каждый из супругов, понимая, что все давно кончилось, даже наедине с другим ведет себя так, как вёл бы себя «для людей».

И вот эта безымянная семья (они называют друг дружку «зайками» и «солнышками») попадает в страшную ситуацию. Нехорошие люди сбрасывают их с поезда, и они оказываются в жуткой стране-карикатуре, где Великий голос из-за холма командует вырожденцами, рядящимися в петушиные наряды. Что за великий голос, откуда, почему имеет право? Вопросы запрещены. Совет старейшин слушает Великий голос и говорит, что правильно, а что нет.

Каждый из героев по стечению обстоятельств попадает в разные слои этого общества и пытается выбраться из кошмара, попутно понимая, как там все утроено. Что важно: антиутопия, прежде всего, находится внутри героев. Невозможность высказаться, страх, нереализованные амбиции. В какой-то момент персонажи перестают быть людьми и превращаются в собирательные образы. В их внутреннем монологе вы обязательно найдете один из вопросов, которые уже задавали себе и не могли себе же ответить. А ответов нет и у самих героев – ищите сами, возьмите на себя смелость.

«За холмом» написана крепким языком, но иногда автор грешит многословием там, где следовало бы сделать текст жестче. Некоторые описания можно сократить в два раза и ничего, в общем-то, не изменится, но здесь автор, кажется, сознательно жертвует динамикой – мы, постепенно привыкая к стилю, увязаем в тексте все больше и больше. Хотим выбраться, но мне можем.

Фантастический боевик

Дмитрий и Татьяна Зимины, «Бог играет в кости» (Литературный портал Лит-Эра, 2017)

Алекс Мерфи – правильный герой приключенческого романа. Днем – преподаватель английской поэзии, а ночью – боец на подпольной арене. Жизнь Алекса полна опасностей и интриг. Главное в его жизни – действие. Он встретит друзей, найдет любовь, будет сражаться за правду и справедливость и… победит ли?

Оказавшись в полиции по обвинению в международном шпионаже, Алекс узнает: авария, в которой недавно погибла его мама, не была случайностью, и решает любой ценой разобраться, кто виноват в этой трагедии. Ему нужно попасть на другой конец земного шара, а это с его биографией не так-то и просто. Сначала в погоню за героем пускаются криминальные авторитеты, а затем он становится пешкой в игре двух могущественных сил, от исхода которой зависит, ни много ни мало, будущее человечества.

«Бог играет в кости» – это динамичный сюжет, яркие герои, интересные идеи. Иногда грань между архетипом и клише в сюжетных линиях или поступках персонажей опасно истончается, и книга начинает казаться вторичной, но это приемлемая жертва, для того чтобы охватить максимально широкую аудиторию. Написан роман просто, без особой образности, что придает повествованию нужный ритм, который не позволяет читателю расслабиться ни на минуту.

Дмитрий и Татьяна Зимины – писатели той редкой категории, которая в целом успешно работает сразу с несколькими разными группами читателей. Не хочешь заморачиваться какими-то Важными Вопросами Насчет Всего? Хорошо – развлекайся. Адреналина в романе хоть отбавляй: гонки, перестрелки, погони, взрывы, темницы. Интересно задаться вопросом, способно ли сознание управлять реальностью? Добро пожаловать. Что такое случай, и как он управляет человеком? Где граница, переходя которую, человек лишается права называться человеком? «Бог играет в кости» пытается дать ответы на эти вопросы.

SpecFi

Сабыр Каирханов, «Синхро» (Издательство «Ак Жаык», 2014)

Speculative fiction – обобщающее название для группы жанров, действие произведений которых происходит в нереалистичных вымышленных мирах. Сюжеты таких книг нельзя взять и отнести к фентези, хоррору или научной фантастике, это всегда что-то большее: история, не вмещающаяся в классические жанровые дефиниции. Таков роман «Синхро» Сабыра Каирханова.

Синхро – таинственное поле, блуждающее по территории Семипалатинского ядерного полигона, похоже на Зону в «Пикнике на обочине». Это нечто (разгадка вас немало удивит) проникает в сознание людей и медленно и неотвратимо меняет не только их, но и привычный мир вокруг них. Двум друзьям, главным героям романа, случайно прикоснувшимся к тайне, понадобятся немалые смелость и сила духа, для того чтобы спасти от безумия себя и своих близких. Ребята нашли двери в другую реальность. Двери, которые открывать не следовало.

«Синхро» – это детектив, мистика и фантастика в одном флаконе. При этом с исторической травмой (более чем реальной) автор обращается очень бережно.

Это настоящая трагедия, которую мы еще не сумели пережить. Страшная катастрофа, случившаяся не столько на какой-то конкретной территории, сколько в сознании целого народа, этот народ никак не отпускает.

Точнее, народ не делает ничего, чтобы понять ее. А ведь известно, что мы боимся того, чего не понимаем. Болезненные деформации реальности романа – кривое зеркало, в которое страшно заглянуть.

Герои приносят себя в жертву. История приносит себя в жертву. Народ приносит себя в жертву. А толку? Это самое жуткое, что есть в романе – необходимость бессмысленности. При этом автор не ударяется в морализаторство и обвинения. Это просто история, которая должна быть рассказана.

Александр Левин

Поделиться: