Мухтар Ауэзов – сорок пятый потомок Азрета Али

Поделиться:

28.09.2017 13720

Сегодня день рождения великого казахского писателя, общественного деятеля, академика АНК, подарившего народу бесценный роман «Путь Абая», прославившего страну на весь мир Мухтара Омархановича Ауэзова. Родился он 28 сентября 1897 года в Семейском уезде (ныне Абаевский район).

Мы часто слышали, что у Пушкина «арабские корни», из книг знаем, что М.Ауэзов происходил из рода кожа, предки которого также имеют арабское происхождение. Однако мы можем и не знать точных сведений как предки писателя прибыли в казахские степи, об их происхождении. И вот в поисках ответа на мучавший вопрос, накануне дня рождения писателя посетили его дом-музей.

Музей расположен в г.Алматы на перекрестке улиц М.Толебаева и Абая. Желающий ознакомиться с творчеством М.Ауэзова можете не сразу найти музей писателя, так как все вокруг заросло деревьями.

Снаружи написано, в какие годы жил писатель Мухтар Ауэзов.

Осматривая задний двор можно увидеть, что здание служило украшением города в ушедшем столетии и таковым является в нынешнюю эпоху.

В 1949 Мухтар Ауэзов за роман «Путь Абая» получает Государственную премию. На эти средства он выкупает земельный участок. Проект дома начертил архитектор театра оперы и балета имени Абая Г.Герасимов, свои вклад внес и писатель. Строительство началось в 1949 году, завершилось в 1951 году.

Нас встретила руководитель экскурсии Шарбан Жашибекова, перешагнув порог дома, по которому ступала нога знаменитого писателя, мы словно оказались в прошлом. На первом этаже 4 комнаты, во втором – 3. Мы вначале вошли в гостиную. Так как сам писатель в этой комнате принимал гостей.

В комнате кроме диванов для гостей и стола находится и фортепиано. Хотя сам Мухтар не умел играть на этом инструменте, но среди гостей были певцы и музыканты. Писатель был хорошим слушателем. Здесь постоянными гостями были Куляш Байсеитова, Жамал Омарова, братья Абдуллины.

Наше внимание привлекло то, что стены были увешаны красивыми картинами. Писатель очень любил изобразительное искусство. Каждая картина подобрана со вкусом. Большинство работ принадлежат кисти Орала Тансыкбаева.

Также украшают интерьер дома памятные сувениры, привезенные Мухтаром Омархановичем в ходе поездок в Японию и Индию.

В этой комнате встречали гостей. За раздвижным столом могут вместиться до 30 человек.

А эта комната младшей сестры писателя Умии. Умия рано лишившись мужа и детей, жила вместе с братом. Большой, красивый сундук был подарен Ауэзову рабочими колхоза на одном из праздников, который затем он передал сестре.

А эта картина в комнате Умии апай с религиозными обозначениями не давала нам покоя.

Не забыли спросить. Как и предполагалось наше посещение дома-музея знаменитого писателя, дополнила наши знания об Ауэзове. В особенности, мы узнали о происхождении родословной писателя. Предки М.Ауэзова проживали в окрестностях города Туркестан. В XVIII веке их пригласил в восточные регионы, на благодатную землю Семея Кенгирбай би переживавший отдаление народа от религии со словами: «Научи нас религии» и поселил возле себя. И вот с этих пор род Тобыкты по некоторым религиозным вопросам обращался к Абдикоже, затем его сыну Бердикоже.

О том, как в Туркестан прибыли предки сын писателя Мурат Ауэзов сказал следующее: отец говорил: «Наши предки пришли с аравийской пустыни». Он учил своих детей, в том числе меня и моего брата Ернара родословной: Мухтар, Омархан, Ауез, Бердиқожа, Абдикожа. Помнится, отец рассказывал, что в детстве видел большую рукопись. Ее длина составляла около восьми метров. По-видимому, это была родословная наших предков, передаваемая от отца к сыну. В родословной было видно, что отец является 45 потомком Азрета Али. Дальний предок Баксайыс – 23 потомок. Мы происходим от сына Азрета Али Мухамед-Канафии. В XVIII веке род Кожа прекрасно выполнял свою духовную миссию. Они специально отправляли своих людей в разные части света, северную Индию, Восточный Туркестан, регионы Китая, Кавказ. В это же время род Кожа начал расселяться на большей части Казахстана. Их цель – воодушевить местное население против усиливавшегося влияния Запада, распространение религии. По прибытии наших предков в Аягоз Кунанбай своих детей познакомил с потомками рода Кожа. Выразив свое почтение Кунанбай Ауеза велича «Әу қожа». Вернувшись с хаджа, привез нашему дедушке четку из драгоценного камня, молитвенный коврик (жайнамаз) и Коран. После смерти Ауеза согласно его завету четка была положена в могилу.

Сделав небольшой экскурс в прошлое, смогли окунуться в историю. Наша экскурсия продолжилась далее. Входим в кабинет М.Ауэзова. Здесь вдоль стен шкафы заполненные книгами.

Как сказал писатель: «С момента начала дружбы с книгой любой может считать себя интеллигентом». В личной библиотеке М.Ауэзова более шести тысяч книг. А здесь в углу кабинета друзья ученого обменивались мнениями.

Крылатая фраза «Знание объединяет различные народы и людей между собой» принадлежит великому писателю.

Рукописи на рабочем столе говорят о его аккуратности.

Поднимаемся на второй этаж. Здесь в основном спальные комнаты. Вначале мы зашли в спальню Мухтара Омархановича и Валентины Николаевны. Из мебели в основном представлены кровати, шифоньер, зеркало. В шифоньере по-прежнему висят одежды писателя.

А эта комната любимой дочери М.Ауэзова, невестки Динмухамеда Конаева Лейлы. После смерти отца Лейла около 30 лет была директором данного музея.

В этой комнате посетитель, окинув взглядом, увидев письменный стол и книги, статуэтки птиц сразу догадается, что это комната ученого. Комната принадлежала сыну писателя Ернару, открывшему на Алаколе новый вид реликтовой чайки и внесшему в научный оборот. На этом столе М.Ауэзов закончил свой знаменитый рома «Путь Абая», затем передал своему сыну.

Здесь при жизни писателя был сарай и гараж. Сегодня это часть музея.

Изнутри размещены картины, книги, одежды из разного периода жизни писателя.

Ореховые деревья во дворе посажены самим М.Ауэзовым. Нам посчастливилось отведать орехи этого дерева, дающего свои плоды в течение многих лет.

Орехи, преподнесенные сотрудником музея, положили в карманы. Почему-то богатое наследие писателя, тома романов и рассказы, научные исследования мне напоминают ореховое дерево. Плоды его богатого наследия смогли вкусить современники, сегодня нам довелось, несомненно, и будущее поколение сможет отведать.

Марфуга Шапиян, Бейсенбай Омаров

Поделиться: