Ахмет Байтурсынов — образец истинной преданности казахскому народу
Поделиться:
Он был настоящим учителем нации, он стремился пробудить дремлющий казахский народ, подобно «шмелю», он научил казахов любить казаха, вклад Ахмета Байтурсынова для казахского народа безграничен. Он — акын, он — общественный деятель, он — первый казахский литературный теоретик-лингвист, ученый-просветитель. Он — один из лидеров идеи Алаш. Ради казахского народа он пятикратно попадал под арест и не уставал говорить: «Не спешите! За нами есть судья...», позже его приговорили к расстрелу. Знать и ценить его жизненный путь, деятельность, идеи — наш общий долг.
Ахмет – сеятель человечности
Акын Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в селе Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области. Его отец Байтурсын Шошакулы был живым, справедливым человеком, который дорожил своей честью. Он не стерпел унижения и давления к своим родичам со стороны начальника Тургайского уезда, полковника Яковлева, и избил его. За этот поступок отец Ахмета получил 15 лет ссылки в Сибирь. Расставание с отцом сильно ранило Ахмета, вот строки его первого стихотворения:
В тринадцать попала пуля мыслей,
Есть в сердце бесконечная рана.
Если забуду и утешаюсь пищей,
Будто отведал я все из харама.
Зло, нанесенное его отцу и родственникам царской властью, причинило немало страданий, ранило душу Ахмета и он пишет об этом в своей биографии: «Это несчастье послужило моему поступлению в Тургайскую школу». С малых лет Ахмет рос усидчивым мальчиком, и у него было огромное желание учиться. В 1883-1884 годы Ахмет учится грамоте у образованных односельчан, затем он оканчивает близлежащую сельскую школу. Далее Ахмет поступает в двухгодичное русско-казахское училище в Торгай, после чего он поступает в Оренбургскую школу по подготовке учителей. После получения образования Ахмет ставит перед собой большую цель — вложить полностью свои усилия в образование казахских детей. «Чтобы не отстать от других, мы должны быть образованными и сильными. Для того, чтобы иметь знания, необходимо учиться. Чтобы быть богатым, нужно иметь дело. А для могущества необходимо единство и сплоченность. Для этих нужд необходимо работать не покладая рук», — говорил Ахмет.
Начинать деятельность с просветительства — способ освободить людей от рабства, Ахмет четко понимал это. В самом начале он открыл школы при дворе бая Ахметкерея Конысбаева, затем он открывает школу в селе Аманкарагай и на протяжении года учит детей. Вскоре после этого он переводится в двухлетнюю русско-казахскую школу в городе Костанай. Вот так начинается бурная учительская жизнь Ахмета. Об этом писал Сакен Сейфуллин: «Ахмет Байтурсынов человек не простой, он образованный человек. Он выходец из образованного класса, который был за тех, кто пострадал от унижения и издевательства хитрых и поганых прислужников царской власти, он человек, который не смог смолчать. Когда другие образованные господа искали чин и пагоны, Ахмет был единственный, кто заступался, боролся за честь и достоинства, который стремился пробудить дремлющее народное сознание, встряхнуть честь нации от притеснений, от рабства. Многие из образованных казахов продались уездным, губернаторам и судьям, устроились толмачами, некоторые продали даже честь и занимались предательством, Ахмет отдавал душу казахскому народу». Вот что пишет об этом сам поэт:
Сеятель человечности – вышел я в путь,
Пошёл туда, где нет зелени, цветов.
Посеял там зерна человечности
Дабы счастья людям подарить.
(Адамдық диқаншысы – жолға шықтым,
Көгі жоқ, көгалы жоқ қырға шықтым.
Тұқымын адамдықтың шаштым, ектім,
Көңілін көтеруге құл халықтың).
Никто, наверное, не задумывался, что простой учитель Ахмет, который ставил перед собой большие цели, который так старательно исполнял свой долг, станет учителем всей нации...
Алфавит Ахмета и религия
Самая большая особенность казахских интеллигентов начала ХХ века заключается в том, что они получили образование у мулл либо в медресе. Все они были религиозно образованными людьми. Каждое произведение, статья Ахмета Байтурсынова начинается со слов из Корана «Бисмиллахир-рахмани-рахим», это подтверждает ученый-литературовед Айгуль Исмакова. Эти слова в силу цензуры выпали, но сейчас вновь обрели прежний вид. Здесь хотим отметить то, что реформатор Ахмет Байтурсынов составил первый казахский алфавит на основе арабской графики. В то время 90% тюркских государств в письме использовали именно этот шрифт. Ученый отметил особенности нового алфавита на казахско-киргизском съезде ученых, прошедшего в Оренбурге: «Особенности нового алфавита — в быстром написании, при обучении детей каждая буква выделяется отдельно, письменный вариант очень похож на печатный. Сейчас нет равных казахскому алфавиту. Когда у нас лучший алфавит в разрезе латиницы, ни к чему латинизация. Нужно ли искушаться красивыми буквами и растрачивать всю свою культуру?», сказал он. Таким образом, с 1913 года алфавит, составленный Ахметом, был использован во всех медресе и русско-казахских школах.
Писатель Сеит Кенжеахмет пишет: «5-13 декабря 1917 года был проведен ІІ общеказахский съезд. Там был утвержден состав правительства Алашорды. Ахмет Байтурсынов был назначен на пост комиссара образования. Рядом с ним были Магжан Жумабаев, Елдес Омаров, Биахмет Сарсенов, Телжан Шонанов. В то время для просветительских работ Ахмет использовал актив мулл. Потому что он не смотрел на процесс обучения грамоте только как на изучение букв. Он брал за основу воспитание. Он был уверен в том, что человек, получивший образование без человечности, сочувствия, милосердия и благодеяния может быть опасным. В тургайском регионе было очень много медресе-мечетей. Ахмет считал правильным использовать эти готовые ресурсы...».
Но как и предполагали деятели Алаш, так не получилось. Вскоре арабскую графику отменили, потому что она была приравнена к Исламу. Только те казахи, которые переехали в Китай, Афганистан, Иран сохранили письмо, созданное Ахметом. Сейчас ими используемая арабская графика принадлежит Ахмету.
Любимая супруга – Бадрисафа
Бадрисафа Мухамедсадыккызы смогла стать преданной женой Ахмета, она славилась слаженным характером, гостеприимством и мудростью среди родных супругой. Самое интересное то, что она была русской, настоящее имя ее — Александра. О том, как они поженились, вспоминает племянник Ахмета Самырат: «Я спросил дядю Ахмета, о том, как он женился на тетушке Падрес. Потому что они сильно любили друг друга. Ахмет коротко ответил на мой вопрос: «Я многое пережил от царской власти, некому было меня поддержать, помочь. Вот тогда мне руку помощи протянула твоя тетушка Падрес. Когда мы пошли к Царскому государству, чтобы зарегистрироваться (стать на учет), нам не разрешили жениться, ссылаясь на то, что она другой нации. Тогда Александра взяла себе башкирское девичье имя Падриса». Ахмет и Падрес многое повидали, прожили много лет, но детей у них так и не было. Ахмет воспитывал детей своих братьев. Тетушка Падрес была среднего роста, голубоглазой, светловолосой, обладала тонким голосом. Когда она разговаривала на казахском ее акцент походил на башкирский, татарский языки. Он разговаривала с нами на казахском, с уважением обращалась на «вы».
Бадрисафа была замечательной снохой. Народ ее звал «белолицей невесткой». Она не ходила с непокрытой головой; выйдя замуж за Ахмета она приняла Ислам. Ахмет после никяха оставил жену на попечение имама для того, чтобы она научилась всем традициям и обычаям казахского народа. Самое печальное то, что у них не было детей. Ахмет брал на воспитание детей своих братьев. Так он удочеряет дочь родного младшего брата Машена Шолпан. Она вспоминает: «Мой отец был худощавым, высоким и красивым. Он всегда ходил в очках. Обладал спокойным характером. Мама была красивой, полной женщиной. Была добродушной, улыбчивой. Она знала казахский хорошо. Она не называла отца по имени, а обращалось к нему «Торе». Их характеры так подходили друг другу».
Когда Ахмета отсылают, Бадрисафа с Шолпан остаются одни. После того как их выгоняют из дома здоровье Бадрисафы ухудшается. После этого Бадрисафу забирает к себе брат Ахмета Кали. Несмотря на то, что Ахмета не было, его родственники сильно уважали Бадрисафу. Но бедняжка Бадрисафа не выдерживает разлуку и к концу жизни сходит с ума. Она умирает в Костанайской больнице. Все же она до конца дней была преданной своей религии...
Мен өлсем де өлемін жөнімменен,
Тәннен басқа немді алар өлім менен?!
Өлген күні апарып тығары – көр
Мен жоқ болман көміліп тәнімменен.
Тән көмілер, көмілмес еткен ісім,
Ойлайтындар мен емес, бір күнгісін.
Жұрт ұқпаса, ұқпасын, жабықпаймын,
Ел – бүгіншіл, менікі ертең үшін, –
Сказал он, и пошел на верную смерть. Полвека черное клеймо не стиралось. А когда его оправдали, народ увидел все его старания и жертвы ради народа. «О Ахмет, ты, оказывается, показал нам образец истинной преданности казахскому народу, жалел людей». Его творческое наследие невозможно раскрыть в одной статье... Мы только хотим показать одно из достоинств учителя и окрылить молодые «горящие сердца» ...
Марфуға Шапиян
Поделиться: