Тропою Дулата Исабекова

Поделиться:

12.12.2017 6187

Дулат Исабеков — писатель, драматург, обладатель Государственной премии РК (1992). Родился 20 декабря 1942 года в ауле Ленин жолы в Южно-Казахстанской области.

Исабеков известен многочисленными повестями, рассказами, пьесами, по некоторым из которых сняты художественные фильмы. Он в равной степени пишет и о современности, и о прошлом, о жизни и аула, и города.

Однако, в рассказах писатель чаще обращается к жизни в ауле. В них много забавных моментов, живых ситуаций и полного переполоха. И главной линией всегда выступает человеческие честь и достоинство. Та же линия прослеживается и в его повестях, когда Исабеков поднимает тему о времени, где уничижение человеческого достоинства было нормой жизни, при этом доброе, активное начало в человеке разрушалось.

В повестях ощущается высокое психологическое и нравственное напряжение, читатель как бы окунается в душный мир быта и домашнего уклада. В них горюют искупающие псевдо-вину отцов дети-заложники, страдают изгнанные из родительского дома девушки, и за этим всем стоит твердая жестокость, пронизывающая красной нитью крылатые повести Дулата Исабекова.

Искусно обрисовывает писатель мир искаженных понятий, где реальная человеческая жизнь не имеет никакой цены, где главенствуют правила и условности.

Сущность жестокости Д. Исабеков ищет в других дальних уголках азиатского средневековья. Он зрит доброту сердца простого люда и с горечью говорит о рутинной ежедневной жизни, когда «простые человеческие чувства отчего-то уродливо и болезненно уступали место иным, жестоким, придуманным кем-то когда-то и вовсе не нужным человеку для его покоя и счастья, для счастья его близких».

Могучей и в то же время трепетной рукой ведет читателя Исабеков от бытовых сцен к высокоморальным понятиям, что ярко отображается в талантливой повести писателя под названием «Молчун».

Молчуном называли главного героя одноименного произведения по имени Тунгыш. Не трудно догадаться, что прозвище это он получил за свой спокойный, молчаливый и выдержанный нрав. Однако нрав этот приобретенный, он — жертва межродовых распрей и жестокости, изгой общества, существо без человеческого достоинства, не способный на здравые размышления и осознанную жизнь.

После безосновательного обвинения Комши, отца Тунгыша, в смерти одного из сыновей бая Доскея, ни в чем не повинного мальчика забирают в аул того самого бая как залог того, что отец выплатит положенное за смерть его сына. Обращались с мальчиком крайне сурово, крайняя безжалостность исходила от еще одного сына Доскея Укитая. После трагичной смерти Комши, которого завалило в колодце, Укитай стал издеваться над ребенком и устраивать побои пуще прежнего. То ли стенки колодца он плохо обил, то ли в спешке делал свою работу зарабатывая на пропитание рытьем колодцев, но отец Комша так печально встретил свою смерть в сыром и холодном колодце. Остался без луча надежды маленький Тунгыш.

Еще одним поворотным моментом в жизни мальчика Тунгыша и яркой картиной рассказа стала его встреча со своей мамой, которая с ребенком на руках пришла в аул Доскея, чтобы увидеть свою кровиночку несмотря на сильный снегопад и суровую бурю лишь только узнав о том, что аул Доскея откочевывает на дальнее пастбище.

Не выдержав лютого холода мать с ребенком умирает, ее хоронят тихо, никто не оплакивает женщину, даже сам Тунгыш, который и не подозревает о том, что это похороны его родной матери.

Много пришлось пережить Тунгышу; из веселого наивного мальчика он превратился в забитого, всего боящегося загнанного зверька. Много издевательств, побоев и унижений пришлось испытать на себе от Укитая; из него сделали батрака, завалили черной и грязной работой.

Сбежав из аула благодаря другу Укитая Омекея, обвинившего Комшу в убийстве сына Доскея, Тунгыш становится просящим милостыню нищим. Этому «искусству» обучает его встретившаяся ему на пути нищенка, которая благоволит и помогает ему во всем. Но даже у нее есть семья, муж, ожидающий ее дома... Так грустно, больно и одиноко нашему герою.

Наверное, единственным, что согревало душу Тунгыша, было воспоминание о светлом и лучистом, таком родном лице матери. И, наверняка, это было единственной радостью в его жизни, в которой у него не было ни одного родного человека.

Позже, волею судьбы он становится могильщиком, стойко роя мусульманские могилы. На плечи доверчивого, безвинного Тунгыша обрушивается шквал всей тяжести и несправедливости жизни, и у него даже не было детства как такового. Слишком уж рано он повзрослел, и еще маленьким мальчиком казался старичком с тусклыми и умудренными опытом глазами.

Будучи уже в более старшем возрасте он уже был похож на грузного старца с впалым лицом, сгорбившейся фигурой и выцветшими глазами.

И в один из дней, когда Тунгыш внезапно заболел и лежал в своей лачуге, он слышит знакомый голос, окликающий его. Это Укитай из далекого мрачного прошлого посылает за ним своего верного друга Омекея, чувствуя свою вину перед ним и желая искупить ее хоть каким-то образом. Однако, Тунгышу не суждено было увидеть Укитая и зажить нормальной человеческой жизнью. Вдохнув аромат родной степи, увидев до боли знакомые места, Тунгыш умирает, свалившись с лошади замертво.

Так, родившись на свет в окружении лишь двух незнакомых старух главный персонаж и умирает одиноко, лишь в присутствии Омекея, обвинителя отца Комши в смерти сына Доскея.

«Да успокоится твоя душа, бедняга… Скажи джигитам, пусть похоронят на Кабантау рядом с матерью и братом!», виновато и властно повелевает в конце Укитай.

Такова ирония жизни, облаченная в интеллигентную обложку повести-шедевра.

Многообразна современная казахская проза и в жанровом отношении, и в индивидуальных отображениях. И достаточно трудно не подражать великим писателям, найти свой авторский почерк в потоке разнообразия акул пера.

Но Дулату Исабекову удалось найти свой путь без особого труда, что чувствуется при чтении ряда повестей автора. Они основаны на национальном укладе, нравственных суждениях и убеждениях народа.

Исабеков — один из самых талантливых и крупных писателей современности, и множество написанных им произведений тому подтверждение.

Поделиться: