Его путь от юнги до разведчика

Поделиться:

11.05.2018 2162

Во время посещения Медико-социального учреждения для престарелых и инвалидов мне довелось отдельно побеседовать с одним из ветеранов войны – Олегом Линником.

Родился он 22 сентября 1928 года в Краснодаре. Окончив 6 классов, в 1941 году поступил в ремесленное училище. Началась война. В 1942 году, когда фашисты вплотную подходили к городу, учащихся училища эвакуировали из города. В тот памятный вечер, сидя за своим рабочим столом в музее, которым он заведует, Олег Иванович рассказал о себе:

– Путь наш проходил через Кавказские горы, спуск с перевала которого вел в город Туапсе, – вспоминает Олег Иванович. – По шоссе также двигались все отступающие войска. Шли только ночами, так как днем нас бомбили фашистские самолеты. Потом фашисты приспособились бомбить и ночью, подвешивая на парашюты осветительные бомбы, так что все двигающиеся были как на ладони. В Туапсе наш директор собрал оставшихся учащихся и объявил, что нашим конечным пунктом является город Самарканд и добавил: «Добирайтесь своими силами».

Пройдя долгий и сложный путь, рискуя погибнуть, в числе нескольких самых стойких однокашников, юный Олег добрался до точки назначения. Там их сразу же зачислили в школу фабричного заводского обучения в группу токарей – операционщиков. Проучившись всего полгода, наш герой в составе большой группы во главе с мастером был направлен для работы в один из промышленных заводов на Урале.

- На пути следования я простудился и по прибытию в город Свердловск был снят с поезда. С диагнозом «двустороннее воспаление легких» меня отправили в эвакогоспиталь. После выписки, оказавшись в незнакомом мне городе, я не знал, что мне делать, куда идти, где искать своих товарищей? Я скучал по дому, по матери и помня о том, что она осталась в оккупированном немцами городе, решил во что бы то ни стало добираться к ней. Эта затея не удалась. Я опять был снят с поезда милицией на одной из станций Перми.

Несколько часов, проведенных в отделении, не прошли даром. Я много думал. Военное время диктовало свои условия, свои правила жизни, идущие вразрез с юношескими мечтами и надеждами. Я не закончил учебу, не удалось бок о бок с друзьями и товарищами из родного города поработать на заводе и внести свой посильный вклад в борьбу с фашистами. Мысли о ненавистных врагах, нарушивших мир и покой на родной земле, пробудили воспоминания о недавних разговорах о войне, о сражениях, которыми с особым жаром, а чаще с грустью и горечью о погибших друзьях делились раненые солдаты из госпиталя. Решение было однозначным. Тем же вечером незаметно проскользнув мимо охраны, я направился прямиком в райвоенкомат. Утром на приеме у комиссара я попросился добровольцем на фронт. Надо ли говорить, что пришлось дать ложные данные о возрасте. Так, в 15 лет я с группой призывников был направлен в Кунгур, где дислоцировалась 7-ая запасная стрелковая дивизия, командиром которой был генерал-майор Харченко.

После трехмесячного пребывания в запасном полку, в составе маршевой роты был отправлен в город Орел. И снова шаг за шагом, километр за километром мы преодолевали полный опасностей свой путь.

После Тулы наш эшелон трижды подвергался бомбежке. На станции Мищенск, едва разгрузившись с эшелона, мы успели добежать до кромки леса. Началась бомбежка станции, всего в 4-х километрах от нашего местонахождения. После окончания вражеской бомбардировки в лес прибыли командиры – представители от 25-го ТК во главе с командиром генерал-майором Аникушкиным. Нас накормили, мы построились и пешком двинулись к месту дислокации. По прибытии нас, маршевиков, распределили по батальонам, ротам и взводам. Я попал в разведывательный взвод 3-го батальона 1-ой роты. Моим командиром был лейтенант Никулин. 1-14 августа нам выдали боевое оружие с боеприпасами, и мы стали изучать азы разведки: как ходить по азимуту, как брать «языка», как подрывать склады.

В ночь на 8-ое ноября 1943 года нас подняли по тревоге, и мы пешим ходом направились на станцию Орел, затем нас погрузили в эшелон и отправили на запад. Ночью 14 ноября мы прибыли на станцию Дарница. По временному мосту перебравшись на правый берег Днепра, мы пошли на запад в сторону Житомира. 23-24 ноября в районе деревни Червонная слобода мы заняли оборону. В последних числах ноября мы вели бой по освобождению деревни. После полученного ранения в голову меня сдали в санбат. Рану промыли, наложили 4 шва и, быть может, я продолжил бы принимать участие в боевых действиях, если бы не письмо сестры, прочитанное командиром, в котором она выдала мой возраст…

Так Олег Линник снова оказался в тылу. В Краснодаре, куда он сумел добраться лишь в апреле 44-го, его ждала весть о смерти матери. В тот сложный момент судьба протянула юноше свою руку в лице соседа Александра Ивановича Тарасова, капитана 3-го ранга, который после лечения направлялся на фронт. Потерявший семью капитан относился к мальчику как к сыну. Он взял Олега с собой, чтобы по дороге в городе Херсон устроить в школу юнг.

Воспитанники этой школы были не просто учащимися, они в полную силу работали над восстановлением системы теплоснабжения, водопровода, котлов автономного обогрева военных кораблей. День – работа, день – учеба. В октябре 44-го года группа из 30 человек во главе с командиром взвода была направлена в Одессу в распоряжение агентства «Советский танкер», где их распределили по кораблям.

- Я попал на танкер МТ-2003, водоизмещением 2000 тонн. Приходилось работать матросом, выполнять любую порученную работу. В то время мы обеспечивали горюче-смазочным материалом всю дунайскую военную флотилию. Наш корабль вез 10 танков с 200 т бензина для бронекатеров. Служба на корабле была трудной и, вместе с тем, интересной.

Никогда не забуду тот момент, когда мы узнали о победе, одержанной над фашистами. С 8-го по 9-ое мая мы шли по Дунаю. Звоном колоколов нас разбудили в 4 часа утра, построили. На спардеке, средней части судна, возвышаясь над нами, стоял наш капитан Петр Иванович Сороков. Всегда твердый и уверенный в себе 55-летний взрослый мужчина был не в силах унять дрожи в голосе: «Дети, вы мои, дети! Мы победили!». Сказал и заплакал…

В Акмолинск он приехал в 1946 году. Устроился работать в Центральную ремонтную мастерскую. В 1948 году был призван на срочную службу в армию в город Самарканд. 1951 году в ноябре был демобилизован и по комсомольской путевке направлен на строительство железной дороги Моинты – Чу. Далее до 1972 года работал на станции Атбасар в СМП-290. Был и заместителем начальника команды военизированной охраны МПС по политической части. После переезда в Целиноград был переведен в штат отряда инструктором по службе, затем был назначен начальником военизированной охраны станции Целиноград, откуда и вышел на пенсию.

Во время многочисленных бесед, уже в наши дни, ветеран любит рассказывать о том, как его встретила казахская земля:

Я сел в вагончик на горветке, ходившей тогда от вокзала до Управления дороги. В кармане, кроме записки с адресом сестры, у меня не было ни копейки. На передних сидениях сидели парень и две девушки – казахи. Когда кондуктор, протянув руку, потребовал билет, я с некоторой растерянностью ответил, что денег нет. В этот момент поднимается со своего места тот самый парень и протягивает мне рубль. До сих пор помню его добрую великодушную улыбку в ответ на вопрос, как я могу ему вернуть деньги. Высадились мы вместе, и эти молодые люди дружно проводили меня до нужного адреса. Этот теплый прием не дал мне почувствовать себя чужим в этом холодном, несмотря на месяц апрель, городе…

В завершение нашей беседы, как истинный джентльмен, ветеран вдруг протянул мне, подаренные ему ранее гостями гвоздики: трогательный жест, присущий только настоящим мужчинам…

Поделиться:

Самое читаемое