Сталин и Ходжанов в творчестве Ж. Алмашева

Поделиться:

05.06.2018 5169

Писатель, драматург Жолтай Алмашев написал историческую драму «Лицом к лицу со Сталиным». События разворачиваются в Москве и Казахстане в 20-30 годы ХХ века. В этом произведении автор не ставил целью раскрыть всю жизнь известного государственного деятеля Султанбека Ходжанова, лишь некоторые интересные исторические моменты, раскрывающие характер отношений с вождем народа И.В. Сталиным. В пьесе есть одно вымышленное действующее лицо – Заманин, а остальные – реально существовавшие исторические личности.

Мы встретились с автором на премьере спектакля в столичном Дворце школьников. Перед началом писатель ответил Литературному порталу на несколько вопросов.

- Как вы написали свою пьесу? Для такой работы нужна хорошая документальная база. Вы были знакомы с архивными документами?

- Судьба репрессированной интеллигенции Казахстана меня волнует очень давно. Могу уверенно сказать, что над этой темой я работаю уже около 30 лет. Я написал несколько исторических документальных книг «Султанбек Ходжанов», «Назир Торекулов», «Зов свободы» и другие. Это документальные книги, в которых описана подлинная история репрессий 1937-1938 годов. Я постарался чтобы исторические документы сами рассказывали, в чем причина трагедии, как начались репрессии, до какого состояния довели репрессиями казахскую интеллигенцию? Через какое-то время меня попросили написать пьесу или рассказ. Я долго готовился и 3-4 года назад написал эту пьесу. Пьеса называется «Сталинмен бетпе-бет» или «Лицом к лицу со Сталиным». Со Сталиным встречается государственный деятель второй секретарь Казкрайкома Султанбек Ходжанов. В пьесе есть вымышленный герой Заманин (Заманулы – сын своего времени, эпохи). Он самый интересный персонаж. Вся суть трагедии в таких людях, как Заманин. Такой человек никого не жалел, был бессердечным, завистливым, обладал и другими отрицательными чертами. Такие люди были и в то время, и сейчас ходят среди нас. Этой пьесой мы хотим показать современной молодежи что надо быть внимательными к своему окружению. Надо знать, какие люди тебя окружают? Честные, открытые, прямые или такой двуличный герой как Заманин, который говорит одно, а делает другое? В этом заключается главная мораль пьесы.

- В этой трагедии виноваты человеческие пороки?

- Через антигероя я хотел раскрыть всю суть, тайну, сложности ситуации того времени. Хотя, конечно, там были и объективные причины, политическая ситуация, но в любом государстве, в любое время человеческий фактор играет свою роль. Мы иногда не обращаем на это внимание, думаем, что судьба такая, но почему мы до такого доходим? Потому что мы не обращаем внимание на людей, которые рядом с нами находятся. Человек сам по себе до сих пор не изученное явление, мы не знаем его внутренний мир, мировоззрение. На любые трудности и проблемы мы должны смотреть через призму человеческого фактора.

- Что вы думаете о важности этой темы? В советское время ее не поднимали, она долгое время была под запретом.

- Вы задали правильный вопрос. Тема была запрещена потому что касалась политических репрессий, а тема репрессий по сей день остается закрытой. Документы всегда были под грифом «совершенно секретно». Даже на сегодняшний день, я уверен, мы не владеем всей информацией, и многие документы не рассекречены.

- Как на ваш взгляд надо преподносить эту страшную трагедию детям?

- Я не зря говорил про отрицательного персонажа Заманина, через его образ наша молодежь должна не только смотреть на других, но и себе задавать вопрос: «Кто я?». Мы иногда думаем одно, а говорим другое. Вроде бы мелочь, но с нее начинаются все ошибки, неправильные шаги в истории. Внутри человека скрывается другая личность. Если мы хотим, чтобы в нашем обществе был порядок, уважение друг к другу, человек сам себе должен задавать вопрос: какой дорогой я иду, как я должен жить, что должен говорить людям? Для молодежи это самое важное.

- Поздравляю вас с премьерой пьесы!

- Спасибо, приятного просмотра.

Мы заняли кресла. В зале погас свет. На сцене появились главные герои: секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин, партийный и советский работник Султанбек Ходжанов, Гуляндам Ходжанова – супруга Султанбека, партийный деятель неопределенной национальности Заманин, первый секретарь Казкрайкома Филипп Голощекин. Должен отметить великолепную игру актеров. Сталин был как живой, и к тому же отлично разговаривал на казахском языке.

В нескольких сценах пьесы Султанбек Ходжанов неоднократно встречался со Сталиным и смело отстаивал перед ним интересы казахского народа. Отмечу лишь несколько моментов.

Первое. Султанбек Ходжанов настаивал на переносе столицы из Оренбурга в Акмечеть.

«В связи с национально-территориальным разделением есть вероятность того, что столица казахского народа Оренбург останется на территории России. Поэтому столицу казахов надо в срочном порядке перенести на казахскую землю в город Акмечеть. В этом городе Советская власть была установлена через пять дней после Октябрьской революции. Там проживают революционеры и большое количество интеллигенции».

Второе. Восстановление исторического имени казахов.

«Имена моих кровных по сей день в официальных документах упоминаются как «Киргиз-кайсак». Это большая ошибка! Казах испокон веков казах. Мы хотим официально вернуть казахам свое имя».

Третье. Возвращение казахских земель.

«Отдайте приказ вернуть плодородные казахские земли, отобранные в свое время русскими буржуями. Тогда будет и урожай, и поголовье скота увеличится».

Четвертое. Подготовка национальных кадров.

«Нам без скорого развития промышленного производства нельзя. Поэтому очень нужны толковые национальные кадры. Если мы будем продолжать довольствоваться тем, что есть, то никогда не сможем вырастить казахскую молодежь. Нельзя же топтать права целого народа. Протяните руку помощи в обучении казахской молодежи».

Зрители с благодарностью приняли спектакль и аплодировали артистам стоя.

В зале сидели переполненные радости потомки Султанбека Ходжанова. Внучка Ходжанова, Светлана Борисовна Тыныбекова, рассказала о своем великом деде.

Султанбек Ходжанов – видный политический деятель Казахстана и Средней Азии. С образованием Казахской республики он был первым руководителем из числа национальных кадров. В 1920 году основал газету «Ак жол», стал ее первым редактором. Партия «Алаш» в это время уступила свои позиции большевикам, и эта газета стала знаменем казахской интеллигенции. Ак жол – это не просто белый цвет, это что-то благородное – Ак ниет, ак босага и другие святые для казахов понятия носят в имени «Ак». Но Сталин в 1926 году по наветам с места закрыл эту газету.

Султанбек Ходжанов еще в 1925 году он призывал праздновать Наурыз, но празднование было всего лишь один раз, на этом праздник забыли на долгие годы.

Самое важное дело, которое оставило след в истории казахского народа – это возвращение казахам их исконное имя – КАЗАК.

А Акмечеть была переименована в Кызыл-орду. В новой столице ему пришлось работать не долго, пришел Голощекин. Смелый и бесстрашный Султанбек сразу догадался к чему приведет политика Голощекина и одним из первых выступил против. Голощекин обратился к Сталину и сказал, что этого человека надо срочно убрать, «он не согласен с политикой партии». Голощекин обвинил Ходжанова в национализме и даже повесил на остальных казахских большевиков ярлык «ходжановщина».

Султанбек всегда всеми силами поддерживал Магжана Жумабаева. Когда он с супругой приехал к нему, он выделил им комнату и сказал: «Магжан, готовь сборник, мы выпустим книгу с твоими стихами». К этой книге он написал предисловие: «Казахский язык, который раньше считался непригодным для создания деловых бумаг, у Магжана Жумабаева он предстает прекрасным ярким, образным языком. Читайте Магжана!». Но к сожалению, в 1938 году он был незаслуженно расстрелян.

Я думаю, что его образ и спектакль послужит на пользу нашим сегодняшним строителям независимого государства, это прекрасный пример служения Родине и народу Казахстана.

Поделиться: