По специальности я не проработал ни одного дня

Поделиться:

24.06.2018 5384

Продолжаем рубрику «История одной книги». Думаю, что читателям понравилась эта рубрика (если нет, то они не написали бы мне хорошие отзывы в личном сообщении. Так что, у меня есть повод так думать). Поэтому решила , что надо скорее ее продолжить.

Недавно я прочитала книгу Михаила Земскова «Когда «Мерло» теряет вкус». И она мне так понравилась, что я захотела узнать историю этого романа. И у меня был самый главный вопрос: «Почему же «Мерло»? И, конечно же, спрашивать о книге намного интереснее, когда ты ее уже прочитал. Печально, что не хватает времени на все книги или же не удается их найти. Напишите, историю какой книги вы хотели бы узнать?

 

Фото Виталия Мурашкина

 

Подробнее об авторе

Михаил Земсков, писатель, лауреат Русской премии.

Родился в Алматы, окончил механико-математический факультет КазГУ (1996 г.) и сценарный факультет ВГИК (2003 г.) Пишет прозу с 1990-го года. С 1995-го года активно сотрудничает с казахстанским литературно-художественным журналом «Аполлинарий». С 2005-го года публикуется в российских литературных журналах «Октябрь» и «Дружба Народов» (повести «О любви к Чайковскому», «Десять нот веселого блюза» и роман «Перигей»). Лауреат Русской премии (2005) со сборником повестей и рассказов «Алма-Атинские истории». Лауреат конкурса монопьес «Человек» (2007) за пьесу «О любви к Чайковскому» (3-е место в номинации «Наиболее актуальная и хорошо раскрытая тема» и 3-е место в номинации «Сценически лучшее произведение»). Автор сценария короткометражного художественного фильма «Трубка», производства США-Казахстан (режиссер фильма - Эни Деверо). Один из авторов и режиссер литературных и культурных проектов ЛитОбъединения «Арт-Удар», «Арт-Удар – 2» и литературно-музыкального шоу «Поэтические бои без правил». Инициатор и руководитель Открытой литературной школы Алматы.

 

Михаил, на встрече в Назарбаев университете Вы говорили, что на Вас, как на писателя повлиял ваш брат. Можете рассказать об этом подробнее?

 

- Да, на самом деле, в детстве я начал писать благодаря младшему брату - сначала сочинял для него сказки, потом начал писать для него детские рассказы. Позднее, уже будучи взрослым, тоже, когда представлял себе некоего воображаемого читателя, для которого что-то пишу, то чаще всего этим воображаемым читателем был мой брат.

Мы с ним всегда были очень близки - и во взглядах, и во вкусах, и в восприятии литературы и искусства.

 

А стал ли брат героем какого-нибудь вашего произведения?

 

- Нет, такого ни разу не было. В моем представлении он всегда был читателем, а как же читателю рассказывать о нем самом? :)

 

Хорошо, давайте поговорим о вашей книге "Когда "Мерло" теряет вкус". Когда я взяла в руки эту книгу, у меня автоматический появился вопрос, почему «Мерло»? Ведь много же и других вин...

 

- Все очень просто - потому что я сам люблю "Мерло" - это один из моих любимых сортов вин.

 

 

А название книги вы сразу придумали? Или вначале были другие варианты?

 

- Название выбирал очень долго. Обычно названия для книг у меня находятся легко и сразу, но именно с этой книгой - было долго и мучительно. Впрочем, откровенно говоря, и это название, на котором, в конце концов, я остановился, мне не очень нравится.

 

В книге есть такой момент, когда Егор с Пашей разговаривают о выставке. "Когда искусства стало слишком много, оно умерло. Возможно, то же происходит теперь с интерпретациями: их становится слишком много". А что скажете на счет литературы? Здесь тоже приходится интерпретировать интерпретации?

 

- Мне кажется, литература с помощью постмодернизма "переварила" это "интерпретирование интерпретаций" и потом пошла дальше. То есть, сейчас "интерпретирование интерпретаций" в литературе остается на каком-то уровне, но уже не имеет такого большого значения, не служит одним из главных приемов, как в постмодернизме. Важнее оказалась история, сюжет.

В литературе на первом месте все-таки стоит повествовательность, а не идея или образ, и в повествовательности свои законы для слушателя/читателя.

 

Сюжет этой книги довольно-таки острый. Начало переплетается с концом, как долго вы придумывали этот сюжет? И вообще, сколько времени ушло на создание этого романа?

 

- Основу сюжета придумывал недолго - на самом деле, придумывал ее вначале как сценарий, который потом стал моей дипломной работой во ВГИКе. Позже я решил тот сценарий переделать в роман. Когда же начал переделывать - то как-то фрагментарно менял некоторые сюжетные линии, потом откладывал, потом возвращался снова. В результате получилось, что работал над окончательной версией довольно долго, но с большими перерывами.

 

Как вы придумывали имена для своих персонажей? Есть ли прототипы Егора, Наташи, Дэна?

 

- Прототипы у всех главных героев есть, хотя не совсем прямые, а собирательные. Имена придумывал интуитивно - так, как сам чувствую определенные имена. Например, имя Егор лично для меня почему-то связано с устойчивостью, с землей, с прошлым. Для его персонажа мне было важно именно это отразить. Денис-Дэн - я хотел, чтобы чувствовалась неоднозначность этого героя, и т.д.

 

У Егора был кризис среднего возраста, насколько трудно было это все донести до читателя, все его чувства, переживания?

 

- Мне трудно судить - т.к. не знаю, насколько в результате получилось донести это до читателя. Но некоторые его чувства и переживания я описывал исходя из собственного опыта. Некоторые - создавались уже исходя из сюжетной ситуации.

 

Помнишь, ты однажды подростком вдруг сам захотел пойти в церковь. Тогда ведь я сама еще некрещенная была, и даже не думала ни о чем таком. А ты сам, по какому-то внутреннему устремлению, пошел в церковь, и так был там впечатлен, что раздал нищим все деньги, что я дала тебе на новые джинсы… Эта история мне так понравилась, и знаете, мне кажется, что она была у кого-то в жизни. Может у вас?

 

- Вы угадали;) это автобиографичный момент в романе.

 

Этот вопрос, наверное, должен был быть первым... Что послужило вдохновением для создания этого романа? Откуда вы черпали идеи?

 

- В самом начале возникла идея о жертвенности, которая из-за жизненных обстоятельств и иронии судьбы вместо блага приносит несчастья. Потом на эту идею, как на скелет, уже начали нарастать образы, сюжетные повороты, другие идеи.

 

Наташа очень веселая девушка, но в то же время загадочная. По крайней мере, мне так показалось. Ее некоторые фразы, например, как: «Я уж подумала, что ты упал на лестнице и раскроил себе череп» или же «Ты ждал звонка от английской королевы?» невольно заставляют улыбнуться. Как вы думаете, насколько хорошо вы раскрыли ее образ?

 

- Опять же об этом лучше судить читателю. Но то, как Вы сейчас ее охарактеризовали "веселая, но в то же время загадочная" - позволяет мне надеяться, что основную задачу я выполнил - именно такого впечатления о ней мне хотелось добиться у читателя.

 

Фото Маржан Алдангоровой

 

Что было самым сложным, а что было самым приятным в процессе создания этого произведения?

 

- Самым сложным было дописывать и редактировать окончательную версию после нескольких лет перерыва (как говорил, я писал его с перерывами). Самым приятным - писать сцены взаимоотношений между главными героями и диалоги между ними.

 

Как Вы можете охарактеризовать этот роман в двух словах?

 

- Это сложно. Наверное, лучше того, как написано в аннотации о нем, не придумаю.

 

Я несколько раз была в Алматы. И то, не во всех местах была. Но глазами Егора прошлась по некоторым местам. Как я поняла, Алматы, город вашего детства, и были моменты в жизни когда вы уезжали жить в другой город или в другую страну. Когда это было?

 

- Как и главный герой повести Егор, я уезжал в Москву и жил там в 2007-2009 годах. До этого в 1998-2003 заочно учился во ВГИКе и часто приезжал в Москву на месяц-полтора.

 

Вы окончили механико-математический факультет КазГУ. По специальности работали?

 

- Нет, так получилось, что по специальности я не проработал ни одного дня. Но совершенно не жалею, что закончил мехмат. Математический и логический способ мышления, который он мне дал, пригождается в самых разных обстоятельствах, в том числе и в литературе.

 

Когда Вы чувствуете что Ваше новое произведение закончено?

 

- Именно такого чувства у меня, кажется, никогда не бывает. Вспоминается шутка про ремонт: "Ремонт нельзя закончить, его можно только остановить". Так и у меня - я еще долго думаю и живу тем произведением, которое вроде бы дописал, и если бы была возможность, еще бы его редактировал, дописывал или переписывал какие-нибудь сцены и т.д.

 

Хотели бы вы сейчас изменить что-то именно в этом романе?

 

- Трудно сказать - я давно его не открывал. Если бы открыл и начал читать какие-нибудь фрагменты из него - думаю, что обязательно бы захотел )))

 

Крест с мягкими игрушками. Мне кажется, в этом есть какой-то смысл. Как будто именно этим вы хотели что-то донести до читателя. Так ли это?

 

- С этим символом мне в первую очередь как раз хотелось вызвать разные интерпретации у читателей - чтобы для одного он имел одно значение, для другого - другое. И чем больше интерпретаций - тем лучше и интереснее. Хотя был и один основной смысл, который я вкладывал непосредственно - распятие детства, детских воспоминаний и впечатлений, которые держали главного героя.

 

Дэн ушел в монастырь. Ну, Алексея, честно говоря, мне не особо жалко, но вот Паша… Может, не стоило его «убивать»?

 

- Для меня Паша в этой истории – этакий случайно выживший персонаж-мелкий бандит из 90-х, которого еще тогда должны были пристрелить в какой-нибудь разборке, а теперь в нулевых он оказался не то, чтобы лишним, но как-то "не у дел", и то, что он теперь, по сути, совершенно случайно погибает от руки бывшего друга из 80-х - 90-х для меня имеет определенный смысл и символику.

 

А в конце Егор и Наташа остаются вместе или это только в мыслях Егора?

 

- Финал остается открытым. Мне хотелось бы, чтобы каждый читатель, исходя из того, как он увидел Егора и Наташу, по-своему воспринял бы для себя их будущее.

 

Если не секрет, на данный момент у вас есть идеи нового произведения?

 

- У меня сейчас есть идеи двух сюжетов, но пока я не выбрал, о чем начать писать.

 

Что вы читаете в последнее время, и какие книги посоветовали бы нашим читателям?

 

- Читаю какие-то очень разные книги, и прозу, и нон-фикшн. Из прозы очень понравился роман Анны Козловой "F20". Показался своеобразным и интересным "Петровы в гриппе и вокруг него" Алексея Сальникова (хотя он написан не в самом любимом моем жанре).

 

И последний вопрос, что бы вы сказали читателю книги «Когда «Мерло» теряет вкус»?

 

- Наверное, просто поблагодарил бы за интерес и внимание.))) А все остальное - в самой книге.

 

Большое спасибо, что уделили время! Желаю вам творческих успехов и семейного благополучия!!!

 

- И Вам большое спасибо, Балнур!!

Поделиться: