Современная литература VS классика
Поделиться:
Краева Ирина Ивановна, детский писатель, педагог-журналист, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, лауреат Международной литературной премии им. Владислава Крапивина, лауреат Международного литературного конкурса «Согласование времен» (г.Москва, Россия) Она пишет книги ее произведения добрые и поэтичные.
В Казахстане идет программа обновления содержания образования и уже в новом формате создаются программы, направленные на сохранение того, что было, историю, классику и при этом введение новых произведений. Ирина Ивановна Краева поставила много дискуссионных вопросов.
Тему классической литературы, современной литературы нужно по-новому доносить. Нужно, чтобы учитель удивил классикой молодого человека. Удивление – один из главных мотивов, который побудит молодого человека прочитать и дальше изучать произведение классического писателя. Многие родители-консерваторы говорят, что, если ребенок будет читать классическое произведение у него будет моральный кодекс настоящего человека. Есть определенное недоверие к современной литературе: «О чем пишут современные писатели, язык у них какой-то вольный и ситуации у них из жизни и ведут себя герои неоднозначно. Чему может научить произведение?».
На современных каналах известный литературовед Александр Архангельский сказал: «Не бывает современной литературы плохой и хорошей. Бывает литература живая и литература мертвая». Если мы вставляем современную литературу в учебник, то должны понимать, что может быть этот текст через десять лет умрет, не выдержав проверки даже коротким временем. В этом нет ничего страшного – он обладает другими важными свойствами; свойствами подсветки, а именно он написан на теперешнем языке и жизнь, описанная в нем, понятна и похожа на ту, что окружает нас.
Еще приведу цитату современного писателя Бориса Минаева: «Теперь я отчетливо понимаю «малохудожественная» детская литература может вскрыть в ребенке самые потаенные, самые глубокие пласты его существования». Итак, художественное в детской книге далеко не всегда самое важное и самое ценное. Не всегда то, что абстрактно хорошо написано важно и ценно для ребенка. Этическая, философская составляющая на уровне рефлексов, инстинктов детской души порой важнее.
Есть много разных тем, и они по-разному освещены в детской литературе. Я остановлюсь на теме Великой Отечественной войны. Казалось бы, зачем сейчас современным авторам писать про Великую Отечественную войну? Они же ее не видели, они же не имеют ее опыт, они много чего не знают. Какое право у них есть писать об этом? Но в последнее время просто одно произведение за другим появляется. Это и «Облачный полк» Эдуарда Веркина, и «Полынная ёлка» Ольги Колпаковой, «Краденый город» Юлии Яковлевой. Замечательная книга, про блокадный Ленинград, и «Жучки не плачут» Юлия Яковлева, «Я колбасника убил» Анна Никольская, «Сад имени т. с.» Марии Ботевой и так далее. Оказывается, у современных подростков есть потребность говорить по-новому о теме войны. Классика хорошо воспринимается, она остается классикой, она никуда не уходит, но она не отвечает на те вопросы, которые есть у молодых. Про Великую Отечественную войну, про Третью Мировую войну, о которой они постоянно слышат с экранов телевидения.
Что изменилось сейчас в современной городской литературе? Ушла героизация жизни и смерти героя произведения, который был по-настоящему героем. Все современные произведения объединяет то, что они против войны, они антивоенные и художественным современным языком, под микроскопом современный автор показывает ужасы войны. Он показывает современному молодому читателю, что это явление, которое тотально всех убивает содрогнуться. Но самая главная мысль появилась – Война не закончилась. Война может закончиться тогда, когда ты участвуешь в приведении порядка порушенного мира. Что это может быть? Может быть рассказ о подвиге герое, о котором нельзя было говорить, как в повести Марии Ботевой «Сад имени т. с.», может быть это восстановление когда-то поруганного имени человека. Но война стала чем-то личным. Даже на теме войны как важно все-таки чтобы молодежь читала современных авторов.
Сейчас и педагоги, и ученые, и родители, и дети, слишком многие отмечают, что слишком много произведений классической литературы подлежат изучению. К сожалению, сейчас очень многие реалии жизни написаны непонятно современному, юному читателю. Программа школьной программы в общем-то приучить детей читать, воспитать в нем читательскую компетентность, повысить, расширить, укрепить. И ведь многие приходят к такому выводу, что не надо гнаться прочитать все. Нужно показать, представить, увлечь юного читателя этим процессом постижения классического текста. Нужно его удивить, очаровать. Для того, чтобы у учителя получилось, первое, у него должно быть время на это. Он не должен думать, что он слишком долго сидит на каком-то произведении и он должен дальше скакать. И, конечно, новое требование – компетенция учителя.
Многие говорят сейчас, что нужно создать школьную программу из трех корпусов произведений.
Первый корпус – это золотая полка, произведения, которые обязательны для изучения. Их не должно быть много. Например, Дмитрий Бак, директор государственного литературного музея, определяет 36 позиций.
Вторая полка – это Пушкин, Лермонтов. Там указан только автор, а педагог волен выбирать, что он захочет пройти с детьми.
Третий корпус произведений – это то, что рекомендовано для дополнительного задания, для домашнего освоения. Зачем нужна такая вариативность? Потому что у учителя должен и может быть свой вкус, и он лучше знает, что нужно его детям. Подход, при котором вкус самого учителя совмещается с интересами, потребностями, запросами детей. Но нужно понимать, что здесь нет покушения на классику. Наоборот, это более бережное, более глубокое постижение этой классики. Такое, после которого ребенку самому захочется читать тексты. Классики стало очень много в школьной программе.
Школьная программа – это, прежде всего, классика. Поэтому мы ее ставим во главу угла, но если совмещать, искать хорошие современные тексты, о которых учитель захочет говорить, то они расшевелят в ученике читателя, подготовят его и к восприятию классической литературы, которая является незыблемой, прекрасной и святой. Главное, нам нужно сохранить стремление детей читать.
Последние исследования показали, что, действительно, половина детей все-таки читает каждый день: и для школы, и для своего удовольствия. Одни читают каждый день, другие читают меньше. Нет ужасной ситуации, о которой говорят: «Ах! Дети совсем ничего не читают!». Читают! Может быть они читают больше, может они не хотят обсуждать со взрослыми прочитанное. Это другое дело. Попробуйте предложить ребенку книгу норвежского автора Марии Парр «Вафельное сердце». Это наслаждение. Скоро выйдет продолжение.
Поделиться: