Астана в зеркале карикатуры

Поделиться:

11.07.2018 6652

Карикатура по-прежнему остается острым оружием художника. Это доказал прошедший недавно конкурс «Астана айшықтары», приуроченный к 20-летию столицы.

С итальянского языка слово «карикатура» означает «преувеличение». Изображая какое-либо явление или событие в смешном, нелепом виде, художник намеренно искажал действительность, пытаясь показать минусы, недочеты, изъяны.

Считается, что карикатура родилась в эпоху Ренессанса, хотя если присмотреться к петроглифам и наскальным рисункам, можно сказать, что и нашим предкам в чувстве юмора не отказать.

Расцвет карикатуры отмечается в переломные периоды истории. Например, накануне Великой Французской революции, или революции в России. Но свобода карикатуры длилась не долго, вскоре появилась цензура. А за «подрывные» гравюры наказывали очень строго.

К первым казахским карикатуристом можно отнести Шокана Валиханова. В его графике «Старик с обвисшими усами», «После бала» «Когалдай и Тоголдай» есть место и острой шутке, и забавной насмешке.

В СССР карикатура как жанр обрела новое дыхание. Но объектами шуток советских карикатуристов стали социальные пороки и изъяны капиталистического мира. В советское время у каждой газеты был художник, занимающийся карикатурой. В редакции республиканского сатирического журнала «Ара» – «Шмель», который издавался с 1956 года, собрались лучшие сатирики-карикатуристы: Николай Казанцев, Нагым Нурмагамбетов, Марат Нуркалиев и другие.

Что же сейчас происходит в этом карикатурном мире? По мнению художника-карикатуриста газеты «Егемен Қазақстан» Айдарбека Ғазизұлы, говоря о карикатуре в Казахстане, правда в том, что роль карикатуры упала.

Конкурс показал, что карикатура может быть не только критичной. Скрытый подтекст, удачное творческое решение, острая мысль в карикатуре может заменить не только статью, но и целую книгу. Когда-то цивилизованная Европа поняла значение карикатуры и ее силе, и до сих пор СМИ ведущих держав не обходятся без услуг карикатуристов.

В этом году газета «Егемен Казахстан» организовала республиканский конкурс карикатуристов. Появилась надежда на развитие жанра. Участие в конкурсе приняли казахстанцы со всех уголков страны. В редакцию поступило свыше 30 работ от более 20 человек. Карикатурой можно выразить не только плохие, негативные явления, но и хорошие. Можно и поругать, и хвалить.

- Если честно, то критерии к участию были чересчур жестковаты, - считает Айдарбек Ғазизұлы. Обращаясь к архитектурному стилю Астаны, карикатуристы начинают думать совсем о другом. Карикатура – лишь обязательное требование. Наша задача – показать цветущую Астану, отмечающую свое 20-летие.

Художник Галым Смагулулы известен не только в Казахстане, но и за его пределами. В России, к примеру, есть около 40 карикатуристов. В Узбекистане есть известные узбекские карикатуристы.

В 90-ых годах прошлого века в республике было около 10 карикатуристов, но разным причинам они были вынуждены уйти в другие, более оплачиваемые места. Возможно, что Айдарбек Ғазизұлы остался единственный карикатуристом, работающим исключительно в газете.

На конкурс пришли очень хорошие работы. К примеру, Галым Смагулулы продемонстрировал находчивость, проводя аналогию между Пирамидой и произведениями Пикассо.

Используя мозаику, неплохую работу показал художник Мерей Кайнарулы из Усть-Каменогорска, изобразив, как строили Астану на пустом месте.

Актюбинский карикатурист Кайрат Болатбайулы нарисовал как внутри старого дерева Байтерека растет современное здание Байтерек.

Пришли работы с огромной фантазией, которые показывают, что карикатурой можно нарисовать не только плохое, но и хорошее.

Саттибай Ердаулет - один из участников конкурса. Ему 23 года. Он не профессиональный художник. Основная работа – продавец. Он автор карикатуры «Атаман. Достопримечательности Астаны».

На черно-белом рисунке видно торнадо, которое как дворовой хулиган валит с ног любого, кого встретит на своем пути, в данном случае Дворец мира и согласия. Почему так? В последнее время ветер Астаны в тренде, его показывают во всех новостях. Как подчеркнуть разрушительную мощь астанинского ветра? Ветер нарисовать очень сложно, тем более ветер Астаны, поэтому Саттибай нарисовал его как торнадо. И он недавно нокаутировал пирамиду. Все остальные трясутся от его вида. На картинке изображены девушки, которые не могут идти и схватились за деревья, напоминая зрителям сильный ветер, который был в Астане этой зимой. В нокаут был отправлен строительный кран, который упал и его уже увозят карета скорой помощи. Даже врач со «скорой» знает, какие «лекарства» нужны пациенту. Ему нужны деньги: доллары и тенге. На рисунке изображены правый и левый берега: Байтерек, ЭКСПО, Хан шатыр. С ними, конечно, пока все в порядке, но они тоже трясутся от страха.

Картинка со смыслом, со смехом и с истиной. Если Саттибай берется за какой-то проект, начинает над ним думать, то творит вот такие хорошие рисунки.

Председатель правления газеты «Егемен Қазақстан» Дархан Кыдырали отметил, что в республике уже более 20 лет не было масштабных конкурсов карикатуристов. Последний из них прошел в 1994 году. Есть лишь конкурсы партии «Нұр Отан» по антикоррупционной тематике и другие небольшие тематические конкурсы. Поэтому посчитали нужным возродить эту забытую традицию, объявив конкурс карикатуристов «Астана айшықтары».

Решением комиссии первое место присуждено алматинцу Галыму Смагулулы. Берик Кайнарулы из Усть-Каменогорска занял второе, а Кайрат Балтабайулы из Актобе – третье место. Кроме того, поощрительной премии удостоилась Альмира Омарова из Тараза.

Поделиться: