Как взрослеет подростковая литература
Поделиться:
Одной из важных частей литературы является детская литература. Ведь именно она помогает нам в воспитании ребенка. Если правильно заложить фундамент, то можно получить красивый дом, так же и с детьми. Возможно некоторые родители не знают как приучить ребенка, чтобы он побольше читал, интересовался книгами. С целью узнать это все мы обратились к детским писателям.
Давайте для начала узнаем об участниках сегодняшней «Интеллектуальной беседы».
Елена Клепикова - прозаик, детский писатель, эссеист. Лауреат и призер литературных премий и конкурсов, проводившихся в России, Казахстане, Украине, Германии. Рассказы и сказки переводились на казахский и английский языки. Публикации в литературных журналах России, Казахстана, Украины, Германии. Автор восьми и соавтор пяти книг. Преподаватель и ведущая семинара прозы и детской литературы в ОЛША.
Ксения Рогожникова (Ксения Земскова) – поэт, детский писатель. Печатается в российских, казахстанских иукраинских литературных журналах. Автор двух книг: сборника стихотворений "Разница температур" и повести для подростков "В ритме сальсы". Преподаватель Открытой литературной школы Алматы, семинар детской литературы и прозы.
Светлана Познякова, автор и "играющий тренер" курса "Легкописание". Автор детских сказок для проекта "Мизам" издательства Аруна. Автор сборников сказок для взрослых "Калейдоскоп сказок" и "Сказки странствий".
Амраева Аделия, писатель. Лауреат (2015) и финалист (2011) премии им. В. П. Крапивина, финалист конкурса им. С. Михалкова (2012).
Айгерим Раимбекова - маркетинг директор издательства "Аруна". Издательство "Аруна" выпускает детские книги на казахском, русском и английском языках с 2001 года. В ассортименте издательства более 800 наименований.
Всем доброе утро!
Давайте начнем нашу "Интеллектуальную беседу". Тема сегодняшней беседы "Состояние современной детской литературы". Формат беседы состоит не только из моих вопросов и ваших ответов, так же во время беседы вы можете общаться, спорить между собой и задавать друг-другу вопросы. Надеюсь это будет очень интересной и актуальной беседой.
И первый вопрос, соответственно, какое по вашему мнению, на данный момент, состояние современной детской литературы? Как она развивается, хорошо, плохо или как это можно оценить?
Айгерим Раимбекова:
- Сложно давать оценку тому, что в принципе не имеет каких-то границ. Всё зависит от критериев, по которым нужно дать оценку. Мне кажется, что современная детская, да и вообще, любая литература - это отражение состояния общества и эволюции сознания в плане воспитания и восприятия вопросов детства и материнства.
Поэтому детская литература сейчас для современных детей. Она именно такая, какая нужна современным детям.
Если честно сказать, многие современные дети зависимы от смартфона. Могут целый день сидеть на нем. Как можно их заинтересовать литературой, чтением?
Айгерим Раимбекова:
- Я не считаю, что смартфоны - это плохо. Это их способ познавать мир, и это неотъемлемая часть нашей жизни и наших реалий. На мой взгляд, это давно нужно принять. Многие из подростков, например, в смартфонах читают тоже. Просто не те книги, про которые нам говорили, что они - источник знаний. Книга эволюционирует вместе с нами и нашим образом жизни. Она не находится в отрыве от жизни как таковой. Поэтому, если кому-то из детей на данном этапе книги не интересны, то специально ничего не сделать. Сложно ожидать от ребенка, что он отложит смартфон, если родители для того, чтобы кормить ставят ему мультики в ютьюбе или сами не читают.
Елена Клепикова:
- Добрый день! Состояние детской литературы лучше оценит социолог, педагог, литературный критик и(или) читатель.
Ксения Рогожникова:
- Приветствую всех! Состояние детской литературы в мире - отличное! Выходит много книг, существуют литературные премии по детской литературе. Многие российские литераторы в России, например, прямо утверждают, что детская литература переживает свой расцвет сейчас.
Светлана Познякова:
- Я не компетентна говорить о состоянии детской литературы в мире. Ну, не читаю я всю мировую литературу))) И да, по каким критериям оценивать это состояние? По количеству книг, выпускаемых прицельно для детей? Так это океан. По возрастам, начиная от 1-2-хлетних крох. По гендеру: это для девочек, это для мальчиков, это для-девочек-подростков, это для мальчиков-подростков, По жанрам, по стилю, по проблематике. Прекрасно издаваемые. И никуда не девается то, что уже вошло в Золотой фонд. Так что книг для детей, хороших и очень хороших - очень много и становится больше. Главная трудность - сориентироваться в этом океане. А вот почему не читают? Не читают ли? Или чего они читают всякую фигню - это уж совсем другие вопросы))
Айгерим Раимбекова:
- Тут встает вопрос, о том, что можно считать фигней относительно детской литературы.
Светлана Познякова:
- Да-да-да! Когда родитель падает в обморок от того, что дите шарахается от любимого родителем Жюля Верна и запоем читает того же Перси ДЖексона))
Айгерим Раимбекова:
- Я в последнее время думаю о том, что современным детям нужен контент современный. Вот да. Почти то же самое хотела написать. Опередили вы меня.
Или "легкомысленные" "Дневники Ники", Жаклин Уилсон и "Дневник Неудачника" - это же прекрасно. Они лёгкие, там короткие предложения. И это еще не классика, но имеет все шансы ей стать.
Светлана Познякова:
- При этом Дите говорит: "Как можно читать эту нудятину?", а родитель горячится на предмет "как можно читать этот примитив"))) Нууу, Уилсон прекрасна, умна и да, пишет так, что не оторвешься
Айгерим Раимбекова:
- Вечная проблема Отцов и детей. Плюс, я думаю, что надо принимать во внимание, что сейчас у человека больше возможности быть "инаковым" (простите за слово), соответственно, и литература всякая разная - от комиксов до длинных романов.
Светлана Познякова:
- А современная детская скандинавская литература! Божечки, да один только Свен Нукрдквист чего стоит!))
Айгерим, да!
Айгерим Раимбекова:
- А как вы относитесь к книгам без текста? Где только иллюстрации? Мне кажется, аппарат восприятия у нас тоже перестраивается под влиянием всяких медиа, с текстового приоритета на визуальный.
Светлана Познякова:
- Айгерим, не видела такие книги. Хотя))) Еще древние египтяне пользовались такой формой передачи смыслов и не только они. В этом вопросе Елена специалист.
Айгерим Раимбекова:
- Сейчас поищу примеры
Елена Клепикова:
- Виммельбухи это гениальное изобретение.
Айгерим Раимбекова:
- Согласна. Мне тоже очень нравятся. А можно ли их отнести к литературе? Как думаете?
Елена Клепикова:
- Они хороши в возрасте от +1 до ..., в общем, пока человек способен смотреть ))). Главное тема, а виммельбух может быть и для младенца, и для глубокого старика, и для "праведника", и для неформала.
Виммельбух это стыковая вещь, созданная на грани двух прекрасных дам: литературы и живописи. Прелесть этих книг в том, что трактовка картинки может быть у каждого своей и человек, будь то ребенок или взрослый, создает, "пишет" свою историю ).
Можно сказать "полная свобода "писательской" деятельности в рамках заданных живописью параметров"
Айгерим Раимбекова:
- Прекрасно!!!
Как вы относитесь к разговорам об "овзрослении" детской литературы?
Ксения Рогожникова:
- Тенденции к овзрослению есть. Мир меняется. Дети и подростки раньше сталкиваются с проблемами. И как раз книги могут подсказать выход из проблемы. Сейчас пишут повести для подростков, посвященные проблеме суицида, наркомании, и так далее. В Европе сексуальное воспитание как предмет начинается уже в начальной школе. Поэтому там нет цензуры, скажем, на сцены секса в подростковой литературе. Например, не так давно я читала прекрасную повесть Ульфа Старка "Чудаки и зануды" и там 11-летние дети переживали первый сексуальный опыт. В Европе также много подростковой квир-литературы. Существует достаточное количество детских книг, посвященных разным социальным проблемам. Например, английская писательница Жаклин Уилсон пишет на такие темы для детей, как развод, жизнь в детском доме, усыновление и так далее.
Можно назвать это "овзрослением" детской литературы, а можно - помощью в адаптации в современном мире
Айгерим Раимбекова:
- Я бы не стала этот процесс называть "овзрослнием". Я думаю, что к детям сейчас больше уважения, как к личностям. И это восприятие их с самого детства как полноценных людей приводит к тому, что литература становится более приземленной и приближенной к реальности, с небольшой долей волшебства.
Одновременно почти написали ))) Ксения меня опередила )))
Ксения Рогожникова:
- Ух, как синонимично получилось, Айгерим! )))
Отлично, давайте подождем ответа других участников и перейдем к следующему вопросу.
Елена Клепикова:
- Добрый вечер! На мой взгляд, "овзросляется" часть детской литературы, той, что помогает детской адаптации в каких-либо серьезных ситуациях. Но остается и другая ее часть: сказки, книги о природе и животных, например. Дети есть дети, и не всем и не всегда интересны и важны темы смерти, или, скажем, социальной незащищенности.
Светлана Познякова:
- А с какого периода началось овзросление, можно узнать? Со времен Чарльза Диккенса? А как же Гектор Мало? А "Детство Темы?" Ладно, давайте ближе к нам, "Убить пересмешника", "Над пропастью во ржи", "Чучело", повести Галины Щербаковой, повести Крапивина. На этом фоне произведения Паттерсон, Уилсон, Доцук, Веркина ничуть не более "взрослые".
Светлана Познякова:
- Доброго утра всем! У меня вопрос - есть ли хорошие книги нон-фикшн для детей и подростков? Про Казахстан не спрашиваю((. Хотя у нас есть прекрасный журнал OYLA. Но самой интересно: каковы нынче тенденции литературы нон-фикш для детей с учетом того, что два последних поколения - это дети цифрового мира с гаджетам в руках с ясельного возраста. Дети, живущие в цифровом мире безграничной информации.
Пару лет назад сверхпопулярны были динозавры)) А сейчас какие темы? Ксения, прям на примере ваших старшеньких можно даже))
Аделия Амраева:
- Добрый вечер! Про состояние детской литературы ничего не скажу. Не могу судить. Касательно "овзросления" именно нынешних книг для детей я бы поспорила. В школе заставляют читать про убийство богатой бабушки, девушек легкого поведения, про измены законному мужу во имя любви и самоубийства... Я в детстве читала Дюма и Нурпеисова. А было дело - даже отдельные книги Энн Райс. Поэтому вопрос возраста, на мой взгляд, часто надуман. Сейчас есть строгий возрастной ценз для авторов, который возможно и дает это ложное представление об "овзрослении": секс не попадет в категорию даже 16+, если ты не прекрасный и умопомрачительный Ульф Старк, ругательные слова проходят долгое и дискуссивное одобрение или вовсе убираются. Я бы сказала, что этот ценз - вопрос двойных стандартов. А где-то - вопрос воспитания в отдельной семье. Я видела в книжном магазине Москвы прекрасного папу, который купил доче книгу с пометкой 18+. И я знаю человека, который спросил у меня, не слишком ли рано смотреть детям 12 лет обалденный фильм "Между нами космос", где речь идет о подростках. Узнав, что там есть сцена секса, родитель детей на этот фильм не повел. Так что все индивидуально, как во все времена.
Про убийство богатой бабушки, про девушек легкого поведения, про измены законному мужу во имя любви и про самоубийства*
Ксения Рогожникова:
- Светлана, по нон-фикшн для детей и подростков могу посоветовать каталог "Лучших книг для детей 2017". Там и художественные книжки и нон-фикшн. У них также выходили каталоги за 2016 год и раньше.
Ксения Рогожникова:
- Что касается моих старшеньких, Лида (пять лет) обожает анатомические атласы детские, а Влад (14 лет) читает уже вполне себе взрослый нон-фикшн, например, "Убийство президента Кеннеди" У.Манчестера
Айгерим Раимбекова:
- Кстати да. Про школьную программу, Аделия, очень справедливо заметили вы. По мне лучше про отношения подростков и первый сексуальный опыт, чем про мысли убийцы или депрессию мещанина.
Елена Клепикова:
- Все очень и очень индивидуально... Мой сын в 12 лет почти одновременно прочитал "Лолиту" и "Братьев Карамазовых". Мы не препятствовали... А вот "Преступление и наказание", предписанное школьной программой читать отказывался наотрез. Так же и дочь - не осилила. Пользовались пересказом мамы (.
Какой, на ваш взгляд, должна быть критика детской литературы? Достаточно ли критики в Казахстане? Могут ли дети/подростки быть критиками?
Светлана Познякова:
- Ксения, спасибо за рекомендацию.
Что касается последнего вопроса, то судя по опыта Книгу.ру, дети могут быть внятными понимающими критиками. Именно детское жюри выбирает лучшие книги для подростков. И суждения детей о книгах, выложенные в открытом доступе, иному взрослому критику могут дать фору.
Аделия Амраева:
- Лена!!! Аааа!!!! Вот бы мне кто пересказал "Преступление..."!!!
Про критику промолчу, простите.
Айгерим Раимбекова:
- «Вот чего-чего, а критики у нас достаточно» - заметка на полях. Не проф литературной, а вообще критики. С профессиональной - мне кажется, всё достаточно сложно, но процесс этот - естественный. Чтобы была критика надо чтобы было, что критиковать.
Елена Клепикова:
- Аделия, да с удовольствием перескажу ))). Ещё и с комментариями )))
Может ли ребенок (подросток) быть критиком... Он может быть бета-ридером рукописи и может быть "оценщиком" уровня "понравилось-не понравилось" книги. Но это не критика. Критиком может быть сугубо профессионал, причем, работающий именно в области литературной критики. Остальное, извините, "личное мнение каждого" ).
Ксения Рогожникова:
- Вопрос по критике: по-моему, все уже сказали... Дети - как профессиональные литературные критики - это вряд ли, хотя многие начитанные ребята могут высказать свое мнение о книге и обосновать его. Это, скорее, не критика, а обмен впечатлениями о прочитанном. Какая в Казахстане может быть критика детской литературы, если выходят две с половиной книжки в год? Материала нет... Хотя обзоры какие-то и вобще разговоры об этих книгах очень нужны!
Так как это была очень актуальная беседа и объем его не маленький. Поэтому, мы решили разбить его на две части. Продолжение этой беседы можете прочитать в воскресенье, где мы обсуждали как развить у ребенка интерес к чтению и удержать его. Какие книги стоит прочитать в детском и подростковом возрасте? Дельные советы от Ксении Рогожниковой и еще много интересного. Так что, до воскресения )))
Поделиться: