Заменит ли рэп поэзию в будущем?
Поделиться:
Творческий подход к жизни всегда найдет свое проявление. Как выяснилось в беседе с молодым поэтом Даирханом Нурумбаевым, к поэзии можно прийти самыми разными путями. И необязательно для этого зачитывать до дыр сборники Абая, Пушкина, Лермонтова и других титанов этой сферы. Даирхан Нурумбаев полюбил поэтическое творчество из-за знакомства с его музыкальной формой – с рэпом. Тем не менее, свои стихи он пока сочиняет в классической форме и мечтает, чтобы со временем любимое занятие начало приносить свои плоды.
- Насколько я понимаю, сочинение стихов – это Ваше хобби. Каков Ваш основной род деятельности?
- Я работаю продавцом-консультантом в торговом центре. Что касается сочинения стихов, то для меня это больше, чем просто хобби или занятие творчеством. Конечно, я хотел бы на этом зарабатывать, но, видимо, это время пока еще не пришло. Некоторые люди говорят, что в нашей стране это очень сложно. Тем не менее, я уверен, что если совмещать приятное с полезным, то это всегда принесет определенные плоды. У меня очень много идей на будущее, как ближайшее, так и более далекого плана. Я хочу не просто публиковать свои стихи, я планирую снимать к ним видео. Аналогично тем поэтическим видео, которые некоторые поэты выкладывают в Instagram.
- В каком стиле и формате предпочитаете писать?
- Вообще, для меня поэты всегда подразделялись на две категории – первая – это те, кто являются таковыми с рождения, им не надо оттачивать свой талант, такими они уже родились. Образно выражаясь, это называется Божьим даром. Вторая категория – это те, кто становится поэтом, беспрестанно трудясь над собой и совершенствую свое творчество. Я отношу себе именно ко второй категории. Я иногда сравниваю свои старые стихи с тем творчеством, которое я пишу сейчас. По моему мнению, это небо и земля.
- В чем заключается основная разница между прошлым и настоящим творчеством?
- В самом изложении стихов. Я уделяю много внимания именно структуре стихотворения. Я очень строго слежу за тем, чтобы каждое слово сочеталось с другим, особенно я обожаю хорошие рифмы. Можно даже сказать, что я пишу стихотворения именно благодаря любви к рифме.
- Учитывая Ваш молодой возраст, наверняка Вы где-то и в чем-то берете с кого-то пример. Кто является Вашим кумиром?
- Честно говор, я могу назвать несколько имен из сферы музыки. Но это рэп-исполнители. К сожалению, я не могу назвать себя очень начитанным человеком. Наверное, я один из очень немногих поэтов, который за свою жизнь прочитал очень немного литературы.
- Тогда, возникает резонный вопрос – когда и каким образом зародилось Ваше увлечение стихотворчеством?
- Это случилось в далеком пятом классе, когда был совсем еще мальчишкой. Я не знал, что подарить маме на день рождения, и решил поискать в интернете. На одном из сайтов я наткнулся на рекомендацию о том, что лучший подарок для мамы это тот, что вы сделаете своими руками. А еще лучше – написать стих. Я решил так и сделать. Конечно, все меня тогда хвалили – молодец пацан, сам сочинил стихотворение. Конечно, в то время смело декламировал его по нескольку раз (смеется). Таким образом, у меня появился стимул продолжать начатое и в дальнейшем. Затем я написал стихи и своим сестрам, а еще через некоторое время и отцу. Всей семье, в общем. Спустя три-четыре года я подрос, начал встречаться с девушками, которые мне нравились. В стихах я выражал им свою любовь.
- Интересно, как же реагировали на творчество девушки?
- В то время им нравилось. Вообще, благодаря стихам, я пользовался популярностью в школе и в университете. Конечно, не такой сильной и масштабной. Но уже тогда меня прозвали поэтом. Любопытно, что время я очень стеснялся делиться своим творчеством со своими друзьями и одноклассниками. Зачем нужно сочинять стихи – они этого не понимали на протяжении очень долгого времени. Уже сейчас они говорят «молодец, красавец». По прошествии определенного времени.
- Давайте, поговорим о некоторых барьерах, мешающих молодым и юным поэтам развиваться. В частности, боязнь того, что над ними будут насмехаться. Ведь, писать «в стол» - это одно, а выйти и прочитать свои стихи на людях – это совсем другое. Как это происходило у Вас?
- Это было сложно. Я помню, в Instagram я наткнулся на поэтессу по имени Омиржан Нурай. Я увидел, как она читает вслух стихи и мне очень понравилось. Я с ней списался, узнал, что это за мероприятие, можно ли там выступить мне. Так я и попал в Фонд «Перо». Помню, когда я выступал в первый раз, у меня очень сильно сбивалась речь, неуемно тряслись руки, я очень нервничал тогда. Тем не менее, мне удалось взять себя в руки и рассказать произведение до конца. Меня похвалили и стало полегче. Конечно, нельзя сказать, что я взорвал зал, но меня встретили хорошо. Я услышал много аплодисментов.
- Какие эмоции были в тот момент?
- Как я уже сказал, я очень переживал. Думал, что будет еще хуже. Но выправил ситуацию, как мне кажется. Мне очень помогло, что мое выступление снимали на видео – это очень хороший инструмент саморазвития, между прочим. Я смотрел на запись, видел свои недостатки и работал над собой. Чувства же были непередаваемые. Действо происходило в простеньком заведение, но у меня было такое чувство, что я выступал на арене перед тысячами зрителей. Каждой клеточкой своей кожи я чувствовал, как все внимание зрителей сосредоточено именно на мне.
- Даирхан, Вы затронули очень интересную тему – тему рэпа. Ведь, по сути, рэп – это те же самые стихи, только облаченные в немного другую форму и под аккомпанемент специфической мелодии. Давайте, порассуждаем немного в этом направлении – как Вы считаете, может ли в будущем рэп полностью заменить поэзию? Потому что, молодежь по всему миру все больше увлекается этой музыкальной формой поэтического творчества, а поэтов в классическом понимании этого слова становится все меньше.
- Как мне кажется, поэзия никогда не умрет, такого просто не может быть. Дело в том, что классических поэтов, по моему мнению, сейчас слушать никто уже не будет. Если облачить это все в более современную форму – тогда другое дело. Конечно, вкусы у всех разные, и это также касается стихотворной формы и тематики. Но в последнее время я все больше вижу, что все большую популярность набирают именно жизненные тематики, какие-то конкретные ситуации из жизни. В том же Instagram очень много одаренных, но в меньшей степени известных поэтов. К примеру, члены Фонда «Перо» находятся не в сети, но их знают.
- Много ли поэтов сейчас в Фонде?
- Предостаточно. Быть может, заработать там не получается, но зато относительную популярность среди определенных кругов там приобрести можно. К примеру, меня уже там знают.
- Чем для Вас являются творческие вечера? К примеру, если у Вас появляется свободное время вечером, можете ли Вы променять творческий вечер на посиделки с друзьями?
- Для меня поэзия и творчество превыше всего. Насколько у меня получалось, я всегда отпрашивался и старался на них попасть. Своим друзьям я говорил, что вторник, как правило – день творческих вечеров, и что я буду на нем. Эти вечера я досиживаю почти всегда до конца, слушаю все стихи, когда я слушаю, время от времени, они начинают, что называется «грузить». Просто, когда я слушаю произведения, я пропускаю их через себя. Попадаются очень трогательные и насыщенные лирикой стихотворения. В основном, там бывают не очень веселые стихи…
- Тоже очень любопытный вопрос. Превалирующие большинство молодых поэтов предпочитают писать в меланхолических тонах. Как вы считаете, с чем это связано? С тем, что в более молодом возрасте многие вещи воспринимаются более остро, а с годами становится менее весомым, или же причина в чем-то другом?
- Думаю, что многие подростки не могут полноценно выговориться в семье, своим близким и друзьям, а потому для них все это преобразуются в стихи. Признаться, иногда я и сам так делаю. Я изложил в произведениях то, о чем сильно переживал в то время. Я писал их чисто для себя – если, мне было плохо, я писал стих, и забывал об этой проблеме. Она попросту осталась в этом стихотворении. Было время, я даже хотел полностью забыть о поэзии, о том, что сочиняю стихи, о том, что я – поэт, в конце концов. Я удалял половину своих произведений и просил не ассоциировать больше меня с поэзией.
- Творческий кризис? С чем это было связано?
- Даже не знаю, если честно… Наверное, все творческие люди немного странноваты. Видимо, и меня немного переклинило по-своему. Возможно, на фоне отношений… Не знаю. Но потом, я все-таки собрался, и стал еще лучше, как я думаю. Как говорят другие.
- К слову, как Вы относитесь к критике? Ведь, с критически настроенными людьми можно столкнуться в любой сфере. И не всегда она, возможно, обоснована, как часто это бывает в социальных сетях. Может ли это как-то повлиять на Вашу самооценку?
- Я обожаю критику. Возможно, и потому, что я с ней толком и не встречался ни разу. Мне говорили о паре моментов, которые можно было бы подправить, но, все же, больше было восхищения. Я сам являюсь весьма самокритичным человеком. Я помню один з моментов, после которого я начал работать над стихами. Это было в школе, у меня была своя группа в соцсетях, в ней было тогда еще мало человек. Какой-то залетный профиль заявил мне, что в моих стихах очень много местоимений и предлогов, и мало смысла. Я задумался над этим, и теперь, когда я каждый раз составляю стихотворение я соблюдаю несколько правил. Во-первых, не рифмовать на глаголы (исключения позволительны только в том случае, если очень красиво ложится), и по возможности, вставлять поменьше поставленных мне в укор предлогов и местоимений. Да, и еще кое-что: не повторять слова. Ни при каких обстоятельствах.
- Держаться общепринятых правил, если они таковыми являются, с одной стороны это хорошо. С другой – границы сковывают творчество. И если Вы будете подгонять творческий порыв под них, то момент вдохновения может потерять первоначальную яркость?
- Сложно сказать. В последнее время, когда я пишу, рифмы сами «льются» мне в голову. Я стараюсь немного «остудиться», потом перечитываю и доделываю. У меня есть стих «Запретная любовь». Его я писал почти год:
ЗАПРЕТНАЯ ЛЮБОВЬ
Любовь к тебе запретна, и говорить о ней не стоит,
Она не сладкий мед, и жжет сильнее льда и соли.
И словно я на поле боя, где сердце с разумом в борьбе,
Где либо выиграл, либо проиграл вдвойне.
Не утопить все эти мысли, от них не скрыться в темноте,
Попытки все сводились к краху, и сам же я тонул на дне.
Давно брожу на этой глубине, и здесь не до насмешек,
Твое присутствие горчит, оно же также тешит.
Держусь не вымолвить слова, что не окупятся восторгом,
Но чувства рвут немые цепи и гнут бараньим рогом.
Я как истощенный партизан, нет сил хранить секреты,
И сам открою дверь туда, где прячутся мои скелеты.
Да, быть может это суицид, самосожжение в чистом виде,
А может это все судьба нас хочет вместе видеть,
И я готов хоть сотни раз сгорать и возрождаться с пепла,
Ведь быть с тобой желание сильнее, чем сдаться воле ветра.
Предположу, что в голове твоей возник вопрос,
Что ты наделал? Зачем ты это произнес? П
оверь, не раз наедине с собой крутил я этот диалог,
Но весомее ответа чем "любовь" найти, увы, не смог.
Люблю каждый твой минус и плюс в совокупности,
Люблю с тобой хохотать, без причин творить глупости.
Только тебе могу показать без стыда печаль и обиду,
И ты сама не зная того, залечишь раны мои одним своим видом.
Сладкий запах так врезался в память и мне голову кружит,
И изо дня в день все больше эмоций лезут наружу.
О юная леди, я тобой очарован, пред тобой безоружен,
Ты греешь без солнца, греешь в самую лютую стужу.
Пленила своей светлой душой, что мне так по душе.
Хочу всегда быть пьяным тобой, ходить подшофе,
Хочу окунутся в любовь, а не ловить ее брызги.
Родная, не знаю кто же твоя, но ты моя радуга жизни.
Я мог в неделю написать одну строчку, и затем менять ее местами с другой, дополнять. Для меня это самый идеальный стих из моей коллекции. По этой причине у меня очень низкая продуктивность. Но это оправдывается качеством.
- Я заметил, что среди Ваших произведений, высланных нам, превалирует любовная лирика, романтика. Однако, была среди них и парочка стихов про алкоголь. В частности, Ваш стих «Пьяница». По всей видимости, Вы писали про БОМЖа? Что Вас к этому побудило? Была ли это какая-то жизненная история?
- Хей, пьяница, вставай, чего прилег на тротуаре?
А где второй босяк, с тобой что похмелялся в паре?
От тебя смердит ужасно, ужасно перегарит,
И нервы морщатся от гула, как струны на гитаре.
Ну что за вид избитый? Кто в глаз тебя ударил?
Эх, ты дурак... Не смог лица запомнить этой твари.
Мне хриплый голос твой не разобрать, бубни погромче.
Нет сил? Ах, да, ведь ты пропил все дни и ночи,
И слепо верил в то, что очередные муки окажутся короче.
В мечтах твоих не галочка стоит, давно там оказался прочерк.
Судьба вся в многоточиях, там нету твердой точки.
Весь путь изрезан, заморочен, на каждом повороте кочка.
Ты где подошву замарал, что всякий шаг порочен?
Хотя в начале был неплох, замечу между прочим.
Была работа, дом, в правах уполномочен,
Всегда опрятный вид, пиджак, поглажена сорочка.
У самого порога ждет жена, сыночек, дочка.
А сейчас же все не так, все разлетелось на кусочки.
Твой дух упал, и с ним ослабла прочность оболочки.
Ты смотришь на людей, в ответ они гримасы корчат.
Так много мыслей в голове, так много заморочек.
Грустнее стали брови, краснее стали очи...
И отражение прямо говорит "ну что же ты за сволочь?!"
От этого душа болит и рвется сердце в клочья.
Так хочется кричать и горло надрывать, что нету мочи.
Но все подавится внутри, с трудом проглотится комочек.
Желаешь об этом промолчать? Наш разговор окончен?
Так уж и быть, пойду я дальше по дороге, держи златой червончик.
Удачи, бедолага, не пропади вдоль городских обочин.
Это была, так сказать, картинка «из головы». Как-то раз я прошелся возле своего дома, и увидел сидящего пьяницу с синяком под глазом. Я подумал: кому он нужен? Что же он такого сделал? Я начал об этом думать и решил написать стих про него. Так и получилось это творение.
- Стих интересный. Однако, Вы не пытались узнать его историю на самом деле?
- Я собрал его образ из моих представлений и впечатлений от увиденного. Как правило, история одна и та же: от них ужасно разит перегаром, на лице синяки и они не помнят где, каким образом и от кого их получили. В большинстве случаев в их прошлом у них было все – семья, дети, кров. И что с ними произошло, никто не знает. Даже они сами. Они променяли все свои мечты на алкоголь.
- На ум приходит старый стереотип о том, что творческие люди совсем не прочь приложиться к стакану. Даже великий Омар Хайам писал в свое время, что истину ищут в вине, пусть даже это и было образно. Как Вы относитесь к такому мнению? Если у творческого человека есть какой-то допинг, допускается ли это во имя музы Поэзии?
- Скажу откровенно: бывает, я могу выпить. Бывает, что и много. Но я никогда не писал стихи в пьяном состоянии. Ни разу. В то м состоянии у меня мозг занят другим. И я всегда пишу на трезвую голову.
- Но, наверняка, какие-то мысли и идеи все же приходят и в процессе повышения градуса? Я помню, еще одно стихотворение, в котором непосредственно поднимается и тема алкоголя…
- Наверное, Вы имеет ввиду стихотворение «Друг». Да, там есть строки и про алкоголь, нов основном оно посвящено дружбе:
Садись-ка рядом друг, налей покрепче алкоголя.
Давай же выпьем за веселье, не будем пить за горе.
И вспомним все моменты, что прожили мы вместе.
Ведь я и ты, как две дрожжинки, в одном месились тесте.
А помнишь с хохота валились и заливались смехом?
И не всегда бывало гладко, но мы не плыли брюхом к верхом.
О чем имеем мы ввиду, друг друга понимаем с полуслова,
И весь мой бред, тобою верно будет истолкован.
- Сколько процентов времени Вы проводите с друзьями? На каком месте они у Вас стоят?
- Думаю, на первом месте. Я провожу с ними почти все свое свободное время, мы всегда вместе. Как и у любого современного человека, на первом месте у меня сейчас работа, так как нужно зарабатывать на жизнь. Потом – точно друзья.
- А все ли Ваши друзья являются Вашими единомышленниками в плане поэзии? Наверняка, первые читатели, кому Вы показываете Ваши творения – это Ваши друзья.
- Вы удивитесь, но нет. По крайней мере, раньше свои стихи я показывал девушкам, для которых писал. Кстати, в самом моем близком окружении, среди тех людей, которых я действительно могу назвать друзьями, нет ни одного поэта или рэпера. Или даже просто творческой личности. Среди них я один такой. И я даже не делюсь с ними своим творчеством. Мне больше нравится писать.к слову, сейчас я пишу в немного новом для себя формате – я записываю аудиостихи. Я нахожу подходящие картинку и мелодию, и «ложу» под них свой стих. В итоге получается намного лучше и выразительнее. Потому что я заметил один занимательный факт: все стихи, которые я написал, многие люди читают неправильно, не там ставят ударение. И меня это ужасно раздражает. А так, когда слышишь как должен звучать стих, непосредственно от того, кто его написал, мысль произведения воспринимается несоизмеримо лучше. Более того, я даже хочу выпустить мини-альбом именно в аудио-формате. У меня было раньше очень много стихов, я удалил, как минимум половину из них. У меня остались лишь самые избранные. Мне охота записать в аудиоформате что-то наподобие мини-историй или что-то аналогичное этому. Все это пока лишь у меня в голове. Но намерен это реализовать.
- Хочу вернуться к еще одной теме, которую Вы затронули в начале нашего разговора. Вы хотите зарабатывать на Вашем творчестве, что вполне естественно звучит. Вы посетовали на то, что у нас сложно это сделать, однако начальный путь сложен везде. Есть ли у Вас какие-то наметки бизнес-плана? Как именно Вы себе это представляете?
- Могу с уверенностью сказать, что на одних стихах пробиться довольно сложно. Нужно или вкладывать туда большие деньги для начала, чтобы стать известнее, проводить грамотные пиар-кампании. Нужно искать различные ходы, проводить какие-то перформансы, чтобы быть на слуху. Как говорится, сначала ты работаешь на имя, затем уже твое имя работает на тебя. Я же поставил себе вполне конкретные и достижимые цели: хочу, чтобы сначала все «устаканилось» на работе, чтобы иметь возможность свободно совмещать ее со своим творчеством, чтобы одно другому не мешало. И когда уже творчество пойдет в гору, тогда уже оставить работу и зарабатывать чисто своим творчеством. Когда-то я услышал известную ныне фразу «самая лучшая работа – это оплачиваемое хобби». И с тех пор я к этому стремлюсь. Если ты хочешь зарабатывать на творчестве – нужно рисковать. Даже не только на творчестве, это правило работает везде. Ведь, если ты боишься рисковать, ты ничего в это жизни не добьешься. Ты будешь сидеть на одно месте, и тобой будут командовать. К сожалению, сам я – человек не такого формата, какой только что описал. Но я пока набираюсь опыта, без которого я не хочу заходить в эту сферу. Хочу на собственном опыте узнать, как все это делается, и как это будет. Кроме того, не мешает и познакомиться с более опытными в этой сфере людьми, поскольку одному будет тяжело. Нужно собирать команду для любого действа. Некоторым везет, а некоторые умеют пользоваться окружающей ситуацией. Один алматинский поэт что называется «хайпанул» на трагедии в «Зимней вишне» и стал известен, прочитав на эту тему несколько стихов и подготовив соответствующее видео. Возможно, он хорошо писал и до этого, а тут появился прекрасный момент для того, чтобы его заметили.
- Благодарю за беседу!
Поделиться: