Шакарим Кудайбердиев и его творчество
Поделиться:
Казахский поэт, историк, переводчик, путешественник Шакарим Кудайбердиев родился 11 июля 1858 в роду Тобыкты в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда. Этот 2018 год юбилейный, так как отмечается 160 лет со дня рождения Ш. Кудайбердиева.
В пять лет отец отдал его на учение аульному мулле и мальчик Шакарим быстро обучился персидской и арабской грамоте. В семь лет он осиротел и взял его на свое попечение дед Кунанбай, отец великого Абая Кунанбаева. Абай был младшим братом Кудайберды —отца Шакарима.
Так, детство и юность Шакарима прошли в духовном поиске, развитии, чтении казахской и зарубежной литературы, в русле науки и образования.
Также мыслитель занимался музыкой: играл на музыкальных инструментах и писал музыку.
Он занимался и рисованием, резьбой по камню, моделированием одежды, изготавливал скрипки, домбры, держал скаковых лошадей, охотился с беркутом.
В 14 лет под влиянием Абая он начал писать стихи. О добре и зле, жизни и смерти, духовности. Абай стал его истинным наставником и духовным учителем.
«Стихи мои тех юных лет страстно молодежью почитались. Но я не знал о нуждах народа своего и потому не мог тогда сказать нужного слова», — говорил Ш. Кудайбердиев.
Также поэт написал трактат «Три истины», на который ушло тридцать лет. В трактате представлен триединый подход к пониманию мира: материализм, теология и совесть. Их суммарность открыла Шакариму тайну истины: суть бытия живет в душе каждого человека — его совесть, что является первостепенной потребностью человеческой души.
В 20 лет Шакарим Кудайбердиев стал волостным управителем, воочию видел тяжбы казахского народа, гнет со стороны царского правительства, был справедливым управителем. Сомнения и душевные терзания этого периода жизни Ш. Кудайбердиев описал в поэме «Жизнь Забытого».
Но вскоре оставил свою должность и стал заниматься творчеством и путешествиями начиная с 1898 года, уже после сорока лет.
Погрузившись в мир науки (изучал труды таких мыслителей Востока, как Хафиз, Физули, Навои, а также произведения Байрона, Пушкина, Толстого) он отправился путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом.
В начале XX века творчество Шакарима охарактеризовалось подъемом. В 1906 году он посетил Мекку, Мысыр, Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семей приобретенные им книги.
Последний период его жизни был сложным, так как совпал с революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, Первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, февральской и октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией.
Все эти события оказали огромное влияние на мировоззрение поэта.
Философ написал «Зеркало казахов», поэмы «Калкаман-Мамыр» и «Енлик-Кебек», «Записки Забытого», «Нартайлак и Айсулу» и «Смерть Кодара», повесть «Адиль и Мария», рассказы, объединенные под названием «Байшешек бақшасы».
Тема духовности и познания человека, его совершенствования является главной в лирических и философских трудах писателя.
В поэзии и философии мыслитель отказывается от резкого изменения личности, рассказывает о необходимости внутреннего постепенного перерождения личности.
Кудайбердиев также был и переводчиком: переводил «Метели» и «Дубровского» А.С. Пушкина, роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», рассказы Льва Толстого.
Лирика и философские размышления Шакарима Кудайбердиева представляют собой богатое духовное наследие всего казахского народа. Много мудрых мыслей и истин можно почерпнуть в многочисленных баснях, афоризмах и загадках великого мыслителя.
Фото: из открытых источников
Поделиться: