«Зима и Лето» Ольги Марк
Поделиться:
Ольга Марк (литературный псевдоним Ольги Марковой, 16.12.1963 — 5.12.2008) — прозаик, драматург, издатель, литературтрегер, филолог. Была лауреатом международной премии «Сорос-Казахстан», создателем единственного в Казахстане литературного семинара по писательскому мастерству, основателем и главным редактором журнала «Аполлинарий», членом жюри крупнейшей Российской национальной премии «Большая книга», учителем и наставником молодых авторов, инициатором создания Общественного фонда развития культуры и гуманитарных наук «Мусагет».
Автор нескольких книг, среди которых «Воды Леты», «И та, что сидела слева…», «Курирури, или Большой поход». Такие книги как «Зима и Лето» и «Яблочное» вышли в свет посмертно.
Сборник рассказов «Зима и Лето» включает в себя как опубликованные писателем при жизни рассказы, так и подготовленные к печати посмертно. Был опубликован в 2011 году и разделен на две части: «Зима» и «Лето», действия разворачиваются в эти времена года, в каждой части по четыре-пять рассказов. Рассказы проникнуты мистикой и как в детективном романе ведут читателя к развязке, любопытной концовке. Кратко о них можно ознакомиться ниже.
Зажигалка
Здесь рассказывается про девочку-подростка, которая зарабатывала себе на жизнь попрошайничеством и описываются разные ситуации добычи денег и пропитания. Девочка жила в детдоме, иногда с друзьями убегала на несколько дней и жила в заброшенных домах. Как-то вечером после возвращения домой, нагруженная тяжелыми сумками с продуктами она достала из кармана зажигалку, люди ей сказали, что она вечная и она в это верила.
Немного нервно
Некой Инге нужно было отнести пакет с документами партнеру фирмы, в которой она работала — Антону Павловичу. Перед ним девушка испытывала томление, робела по сравнению с другими мужчинами.
А Елизавета Андреевна жила сама по себе и как-то по пути домой ей вручили котенка, хотя для него и еды-то дома не было.
В конце рассказа все персонажи собрались на катке.
Пока Инга ждала Антона Павловича — бывшего мужа Елизаветы Андреевны, она встретила Алексея — бывшего однокурсника, встрече с которым она явно не обрадовалась. С ним она чувствовала смущение и неловкость.
Елизавета Андреевна была на верхнем этаже и вдруг случилось что-то непредсказуемое — взрыв бомбы. Это сделала она — Е. Андреевна. Она так мечтала оказаться на виду у широкой публики под светом множества видеокамер и ее мечта сбылась. Окруженная конвоем милиционеров она шла с ехидной улыбкой, ее мазохистские порывы были удовлетворены.
Оценка недвижимости
Самый неожиданный рассказ, напоминающий психологическую драму повествует о товарище Свиридове, которому поручили оценить дом клиентки. Еще по пути в дом Свиридов отметил странное молчание клиентки. И дом его поразил, огромный, трехэтажный, стерильно чистый, с абсолютно новой мебелью. Жилье казалось необжитым, хотя клиентка Алина Павловна сказала, что в том доме жила она с мамой и двумя детьми от первого брака.
Пока Свиридов делал оценку жилья, клиентка пропала и дверь не открывалась. Прошло несколько часов и ему захотелось есть, в холодильнике он нашел кусок пиццы и апельсиновый сок. Наступила ночь и ему пришлось остаться на ночь в доме. Но во сне не прекращался какой-то шум, чуть позже он догадался, что это был шум от игры в бильярд, который находился наверху. Днем от скуки он слушал музыку на кассетах, которые то и дело пропадали. Несколько ночей подряд перед сном он устраивал баррикады из посуды, чтобы проснуться от входа незнакомцев, играющих по ночам в бильярд, но так и не просыпался. Его рутинное житье продолжалось несколько дней, Свиридов и счет дням потерял, при этом в холодильнике каждый день таинственным образом появлялся кусок пиццы с соком.
Однажды как Свиридов увидел нечаянно бумагу-опись имущества и исправил некоторые ошибки, ведь теперь он знал дом гораздо лучше, появилась из ниоткуда клиентка, как ни в чем не бывало сказала, что бегала за хлебом в магазин. Затем она отвезла его в город, был обеденный перерыв, он зашел в кафе и заказал себе пиццу с соком.
Дорогой М.
Иван мечтал о Марусе, которая уехала на автобусе. Жила она одна, воспитывая приемного маленького ребенка.
В то же время некий писатель Иосиф раздумывал о теме своей работы и решил остановиться на копирайтерах. Только призадуматься, как интересно будет писать о писателе-копье или метателе копья, так как «копи» переводится как «копье» и «райтер» как «писатель», какая же точность. Он по всей видимости также был влюблен в Марусю — написал шестьдесят восемь стихотворений в ее честь, не знал как назвать сборник, который выпустит в память о ней, а не ради славы. Думал назвать по разному и «Дорогой М.» тоже, но остановился на «Марусе».
Так пошел после работы Иосиф домой, навстречу ему шел мужчина с бутылкой в руке и сказал «За нее!». Наверное за Марусю, предположил писатель и ему показалось в темной глади стекла лицо Маруси, писатель заплакал и упал на снег.
Колдовская ночь
Это история о двух совершенно разных персонажах в колдовскую ночь — Аскаре Казбековиче и ведьме. Первый любил свою работу, и даже после офиса совершал дома некое магическое действие в своем кабинете дома — он грузно садился в кресло у письменного стола и неторопливо доставал бумаги из папки, допоздна работал перебирая бумаги.
Ведьма же готовила ингредиенты для колдовства, желала оставаться молодой, красивой энергичной, однако все делала не так, как надо, например, локон она подобрала на полу в парикмахерской, а не срезала у русоволосой девушки. На собрании ведьм ее уличили в неправильности приготовления снадобья и решили потешиться. Как раз рядом проходил сиротка, напарницам захотелось свадьбы и ведьме пришлось «выйти замуж за сиротку» и привести его в дом. Хотя дома она все ценное спрятала, а вдруг сбежит.
Юродивый
Сказ о чудаковатом мальце Рашиде и о том, как он любил выносить мусор, но мать ему не разрешала, так как он всегда разбрасывал его по лестницам пока доносил до места назначения. За него это обычно делала младшая сестра Зия, вышедшая недавно замуж.
И вот ему представилась возможность вынести мусор в двух ведрах, но его, конечно же, ронял по пути. И вот он подошел к мусорному баку, высоко поднял ведро с картофельной кожурой, но его внимание привлекло едва уловимое движение маленьких ручек и ножек. Ему показалось, что что-то было не так … думая некоторое время он понял, что это был ребенок, а он не должен был находиться здесь. Но ему не дозволялось прикасаться к детям, так как он мог поневоле навредить ему.
На тротуаре он увидел соседа с первого этажа и одного незнакомца, попытался им объяснить на своем ломаном языке о нахождении ребенка в баке: «Там он…она…он…она», указывая пальцем, местоимения привычно прыгали на языке, но они притворились неслышащими.
Мимо проходила соседка с пятого этажа и решила помочь Рашиду последовав за ним. Приблизившись к баку она заметила, как юркнула кошка и успокоила его, так как это была всего лишь кошка. Он осторожно вытащил ребенка из бака и положил его в ведро. Поблизости стояла машина с открытым багажником и так как мать звала его, он не долго думая поместил ребенка в багажник рядом с канистрой. Вернулся домой также с двумя ведрами, но одно из них было по-прежнему набито мусором. Матери он также не смог рассказать о ребенке, осознал, что не сможет существовать в этом новом страшном мире и тихо заплакал.
Голос
Этот рассказ про таинство смерти и блуждание души после смерти старого человека. Прочитав это произведение начинаешь понимать насколько важно соблюдать все традиции и обряды после смерти человека, например, в доме необходимо закрывать все зеркала, организовывать поминки, поминать усопшего добрым словом. Хотя только одному Всевышнему известно, что происходит с душой после смерти человека.
Сюр
И этот рассказ не остался без внимания мистики. Повествуется о художнике, который каждый день выходил к цирку, где и писал свои картины. Мать приходила к нему три раза в день — утром помогая раскладывать картины, в обед принося незамысловатый обед, и вечером собирая картины. И покупала ему мать краски сама, он к этому делу не имел никакого отношения. Грешила и китайскими красками с рынка.
Он весьма любил писать пейзажи — степи, горе, море, живность размытыми и четкими мазками. Людей он рисовал исключительно по заказу, принесут ему фотографии, он с них и срисовывает. Любил рисовать в основном в черно-белых тонах.
Однажды к нему подошел мужчина лет сорока с заказом. Он протянул цветную фотографию девушки, которая умерла молодой. Попросил сделать картину цветную в черной рамочке на память родным, хоть как-то скрасить горестные дни. Обычно художник писал две-три картины в день, но этот заказ по велению матери взял на пару дней.
Вся оказия началась именно с этой картины. Обычно он писал картины с фотографии точь-в-точь, и, взглянув на портрет девушки (самое посредственное лицо) позже, он заметил, что оно изменилось — и глаза не те, и нос не тот, и цвет волос изменился. Он взялся за краски и дорисовал портрет, так продолжалось несколько раз. К этому портрету также присоединились картины с розой, морем и сосной, которые изменились. Спустя некоторое время он остановился на портрете, которую заново перерисовывал, но как только слоев с мазками становилось слишком много, он разрывал картину и начинал снова.
Настал час, когда клиент пришел за своей картиной, он расплатился, но через некоторое время вернул картину, так как был крайне возмущен, ведь девушка на картине вовсе не была похоже на портрет с фотографии.
Он стал наблюдать часами за преображением картин, ведь они изменялись, становились не похожими на изначальные. Вскоре он стал рисовать одну лишь девушку с фотографии, принесенной недавним клиентом. Мать уже перестала покупать краски, а он не спал, не ел, ему все мерещилось и было действительно дурно.
Несколько дней спустя мать обратилась в психиатрическую больницу, но она так досадовала, ведь он заболел в тот момент, когда его картины вдруг начали принимать в галерею. Уже в больнице ему принесли мольберт и краски, но он не захотел рисовать, так как им он уже не верил.
Бытописание
Рассказ про супружескую пару Сан Саныча и Анну Ивановну. Он писал, она занималась бытом, но иногда уходил в загул на несколько месяцев — некий творческий порыв, и ей ничего не оставалось, как ждать, долго и мучительно. Ведь она знала, что он к ней вернется, никто как она не готовит и не проверяет его писанины.
Иногда по выходным наши герои отправлялись в гости к соседям — известному поэту Мире Аркадиевне и ее супругу Антону Семеновичу, который обожал жену, бережно складывал все работы и вещи М. Аркадиевны и подписывал их, создавая в доме этакий музей, в который даже сама Мира и не заходила.
Писатель и поэтесса дружили друг с другом особенно и проникновенно, доверяли друг другу самые сокровенные мысли и произведения, которые еще никто не видел.
Вечерние беседы двух супружеских пар затягивались порою почти до утра. Им было хорошо и комфортно друг с другом, так как они понимали чаяния друг друга. Другими словами, творческие люди со своим внутренним миром.
Рассказы Ольги Марк отличаются своей глубиной и изюминкой. Так трагично складываются судьбы героев в этом жестоком мире, но не всегда, ведь где-то теплится надежда на свет в конце тоннеля.
Поделиться: