Илья Одегов: Слишком мало у нас выходит книг

Поделиться:

04.03.2019 3373

Литературному порталу удалось взять интервью у современного казахстанского писателя, литературного переводчика, лауреата международного литературного конкурса «Русская премия», лауреата литературной премии «Современный казахстанский роман» и дипломанта IX Международного Волошинского конкурса в номинации «Проза» Ильи Одегова.

— Илья, расскажите о своем раннем творчестве. С чего все начиналось?

— Об этом рассказывать трудно. Нет ведь такого момента, до которого ничего не было, а после которого всё раз и началось! На творческих встречах я обычно вспоминаю историю о том, как мне бабушка на каждый праздник дарила блокноты. Она их, видимо, в дефицитное советское ещё время где-то купила сразу в большом количестве. А я в эти блокноты что-то записывал, рисовал, писал какие-то не то рассказы, не то стихи. Но не уверен, что тогда я думал о будущем, о том, что стану писателем. А вот читать я любил очень. С самого раннего детства. Если же говорить о первых публикациях, то они случились в журнале «Аполлинарий». Отличный был журнал.

— В интервью Tengrinews.kz Вы говорили, что первые два романа «Звук, с которым встает Солнце» и «Без двух один» — больше не романы, а сборники рассказов. И затем Вы перешли на малую прозу. С чем это связано?

— Да в том-то и дело, что перечитав первые два романа, я понял, что написаны они дискретно, то есть каждый роман — это такой набор фрагментов, объединенных примерно одной темой, лоскутное одеяло. Вот и решил, что стоит больше поработать с отдельными лоскутами. Впрочем, мои последние вещи уже трудно назвать малой прозой в чистом виде. «Снег в паутине», «Крылатая невеста Махди» — это пусть и не романы, но довольно объемные повести.

— Назовите одно из своих любимых произведений, и почему именно оно?

— О, их много. Трудно выбрать. Пусть будет «Суер-Выер» Юрия Коваля. Люблю эту книгу за то, что в ней много игры. Очень тонко и точно написанная вещь. Удивляюсь, что мы до сих пор не растащили ее на цитаты.

— Расскажите про свой онлайн-курс писательского мастерства «Литпрактикум БАЗА». Насколько он успешен? Есть ли «звездочки» писательства, которых Вы бы хотели отметить?

— Я 10 лет преподавал писательское мастерство оффлайн. И в последние годы всё чаще сталкивался с людьми из других городов Казахстана, которые тоже хотели заниматься, но не могли приехать в Алматы надолго. Вот потому и появился «Литпрактикум». Удивительно, но онлайн-формат понравился не только начинающим авторам из других городов, но даже и алматинцам. Онлайн-работа удобна тем, что можно заниматься в любое время. Вернулся вечером с работы, включил лекцию, послушал, пообщался с группой в чате, сделал задание… А ещё перестаёт иметь значение разница во времени. У меня в группах, например, занимались и занимаются авторы, которые сейчас живут в Испании, в Дании, на Кипре, даже на Сахалине! Приходят самые разные люди. Кому-то хочется стать известным писателем, кто-то хочет добавить в свою жизнь творчества, есть те, кто планирует написать автобиографию для потомков, а многие просто учатся навыкам обращения с текстом для работы – сейчас актуален сторителлинг. А ещё, всё чаще слышу от учеников, что мои занятия — это не просто обучение творчеству, но и своего рода психотерапия. В общем-то, иначе и быть не может. Когда человек пишет, он невольно оставляет в тексте крючки. А я за них аккуратно тяну, и многое вытягиваю. Талантливых авторов много. Могу точно назвать имён десять — тех, кто украсит нашу литературную жизнь, если соберётся с силами и закончит свою первую книгу.

— Что бы Вы сказали о тенденции развития казахстанской литературы? Какие книги пользуются большим спросом — на казахском или русском языках, деловая или художественная литература?

— Думаю, что говорить о тенденциях невозможно. Слишком мало у нас выходит книг. На днях читал, что в 2017 году в Казахстане вышло 235 книг. Если данные верны, то это катастрофически мало. При том, что наверняка большая часть этих 235 книг – учебники, пособия и т.д. Какие уж тут тенденции.

Читайте также: Карина Сарсенова: от литературы все и происходит

— Каково быть спикером TEDx Almaty? Был ли страх перед публикой? Какие ощущения испытывали во время и после выступления?

— Я привычный к выступлениям. Даже сам обучаю этому. Правда, в последнее время реже, чем раньше. А к тому же на TEDx собирается отличная аудитория — тихая, внимательная, заинтересованная. Это невозможно сравнить, например, с уроком в школе, где внимание к себе нужно ежесекундно завоёвывать, или с бизнес-презентаций, где перед тобой находятся суперкритичные слушатели, готовые уцепиться за любую твою ошибку. Нет, выступать на TEDx – это просто кайф!

— Есть ли не освоенный жанр в писательстве?

— Конечно. Много жанров, которых я не касался. Я не писал женские романы и детективы, не занимался фантастикой и фэнтези… Ну, можно долго еще перечислять. Но я туда и не планирую лезть. Мне это не очень интересно.

— Знакомо ли Вам такое понятие как «звездная болезнь» ввиду Ваших многочисленных регалий, признания в обществе, большого количества изданных работ, активной деятельности в целом?

— Да ну, какая там звёздная болезнь и признание в обществе!? Думаю, что всё моё «признание в обществе» ограничивается парой тысяч френдов в фэйсбуке, причём половину из них я знаю лично (смеется). Наши «звёзды» - они в шоубизнесе или спорте, а не в литературе.

— Что Вами движет при написании столь жизненных и ярких произведений?

— Спасибо за комплимент, конечно. Мне, знаете, всё время кажется, что, рассказывая про жизнь, я как будто надрываю некую оболочку, а сквозь нее начинает что-то просвечивать. И я вот это «что-то» пытаюсь разглядеть. Пока ещё не разглядел.

— Какова роль Вашей семьи в становлении Вас как писателя?

— Бабушка блокноты дарила. Мама стихи читала, она знает уйму стихотворений наизусть. Папа сам немножко баловался сочинительством, да и сейчас балуется. Но главное — все любили читать. Это было нормально, когда вечером все сидели и читали — каждый свою книгу.

— Видите ли Вы себя пишущим писателем через 5 лет?

— Не факт. Слишком далеко, всё может случиться.

— Какие планы на текущий год?

— Собираюсь развивать своё главное ныне детище – «Литпрактикум». У меня уже после первого курса «База» многие ученики перешли на второй курс — «Формула рассказа». Сейчас запускаю уже третий курс — долгосрочный — для тех, кто хочет за время курса написать книгу целиком. Если всё сложится, то к концу года у нас в стране могут появиться новые интересные книги.

— Чтобы Вы пожелали читателю, жаждущему встать этот не легкий писательский путь? Есть какие-либо нынче модные лайфхаки?

— Лайфхаки для литераторов не меняются уже много веков! Не надейтесь только на свой талант. Читайте хорошую литературу и учитесь писательскому ремеслу.

— Спасибо большое за уделенное Вами время и внимание!

Фото: из аккаунта И. Одегова

Поделиться: