Айнаш Касым. Ноуруз – великий праздник весны

Поделиться:

20.03.2019 3673

На Востоке новый год наступает двадцать первого марта и отмечается в течение целого месяца. Не случайно именно этот день и месяц являются началом года. Ведь в это время пробуждается природа и все живое просыпается после зимней спячки. Двадцать первое число марта – это день весеннего равноденствия, день и ночь равняются в правах, что выражается в равной их продолжительности. И празднуется встреча нового года как праздник Ноуруз.

В переводе с персидского языка Ноуруз – «новый день», то есть наступает новый день, и с этого нового дня начинается новый год. А возникновение праздника Ноуруз уходит корнями в глубокую древность и окутано легендами. Не обходили вниманием Ноуруз и великие мыслители и поэты Востока. И великий праздник вознес имена своих исследователей и воспевателей еще выше.

Персидский поэт Омар Хайям не просто воспевал праздник Ноуруз, а рассматривал и изучал с позиции астрономии, отбросив легенды и сказания. Свои исследования и научные открытия относительно празднования Ноуруза как начала нового года Омар Хайям отразил в специальном труде – "Ноуруз Наме".

В своей работе великий поэт и ученый опирался на труды не менее известного своего современника, выдающегося и разностороннего ученого Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Труды Бируни охватывают многие науки, но особенно его ученый дар проявился в философии и математике. Известны его работы в области астрономии. В одной из них – "Ал-асар ал-бакия ан ал-курун ал-халия" ("Памятники прошедших поколений") описаны календари и системы летосчисления, а также праздники согдийцев, древних хорезмийцев, персов, греков, евреев, христиан и мусульман. А его труд "Ал-Канун ал-Масуди фи-л-хайа ва-н-нуджум" ("Масудовский канон по астрономии и звездам") – подлинная астрономическая энциклопедия восточного средневековья. Бируни относит возникновение праздника Ноуруз ко временам легендарного персидского шаха – Джамшида.

Согласно легенде, Ноуруз – это праздник "фарвардина" или "фрудган", что означает "спустившиеся". Это праздник поминания предков. Считается, что в течение пяти дней благородные духи усопших спускаются на землю и посещают очаги прошлого пребывания, своих родственников. Если в домах чисто и их хозяева живут с радостью и в благополучии, то духи тоже радуются и улетают на небеса со спокойной душой. Однако если это не так, то с грустью возвращаются на небеса в ожидании следующего нового года. По другой легенде злой дух Ахриман принес на землю голод и засуху, но царь Джамшид вступил с ним в бой и победил его. Он искоренил голод, засуху и другие трудности. С возвращением Джамшида все деревья и сухие ветки ожили и позеленели. Тогда народ начал называть этот день Ноуруз, то есть новый день.

Как уже отмечалось выше, Омар Хайям рассмотрел Ноуруз, отбросив все легенды и сказания, с точки зрения астрономии как науки. И ученый пришел к выводу, что Джамшид сделал точный выбор момента для празднования начала нового года. Омар Хайям сделал точные расчеты движения планет, он разделил вращение Земли вокруг Солнца на два цикла и вывел точный период полного цикла в триста шестьдесят пять суток и одну четвертую суток. В современном календаре это выражается в существовании високосного года. Три года по триста шестьдесят пять дней и четвертый год триста шестьдесят шесть дней. В Иране момент наступления нового года каждый год передвигается на шесть часов и делает полный оборот за четыре года.

Праздник встречи нового года отмечался широко и полно. Ноуруз уже в древности был поистине всенародным праздником. Его с нетерпением ждали и праздновали буквально и стар и млад, и богатые и бедные, и ученые и неграмотные. Во все времена было много праздников, но Ноуруз был и остается самым значительным среди всех других праздников. В этот день люди надевали свои лучшие наряды и готовили праздничные блюда из семи продуктов. В Иране же ставят на стол семь продуктов, названия которых начинаются на букву "С". Это сиб - яблоко, сабзи - зелень, сир - чеснок, саману - род кушанья из солода, санджад - облепиха, сумог - сумах, серке - уксус. Также обязательное условие праздника – присутствие стеклянного сосуда с водой и плавающими в ней красной рыбой, цвета нарцисса, зеркала, фруктов и сладостей. Глава семьи раздает всем присутствующим новые праздничные монеты.

После этого начинаются визиты и хождения по гостям. По традиции младшие приветствуют старших, а старшие дарят им подарки. Эти визиты продолжаются двенадцать дней. А на тринадцатый каждая семья выезжает за город, где продолжается праздник. Это повелось с древности и связано с числом тринадцать. Называется этот обычай – "Сиздах бедар". В тринадцатый день наступившего нового года люди покидают свои дома и проводят этот день за городом, вне дома, чтобы не навлечь беды в дом. Такое поверье осталось с давних времен. К слову сказать, в Иране и сейчас избегают использовать число "13", как правило, выход находят, используя вариант "12+1".

Особо хотелось бы отметить отношение ислама к празднику Ноуруз. Ислам не только не отверг этот праздник и связанные с ним традиции, а скорее, наоборот, взял под свое покровительство, приведя в соответствие с моралью и философией ислама некоторые из этих традиций. И приняв в свою внутреннюю административно-культурную среду эти традиции, ислам способствовал увековечению и широкому распространению их по земле, преодолевая границы, огромные расстояния и другие преграды.

В настоящее время Ноуруз – это один из величайших праздников в мире. Нам, успевшим пожить во времена Советского Союза, и людям более старшего возраста, конечно, было немного непривычно поначалу отмечать Ноуруз как начало нового года. Ведь с ранних лет мы отмечали новый год в середине зимы, и обязательными атрибутами празднования нового года были снег и морозы. Но, как оказалось, и снег и морозы никакого отношения к началу нового года не имеют.

И конечно же, как и любая привычка, эта тоже со временем проходит, особенно у молодого поколения наших граждан. Здесь, как никогда, уместна поговорка "Время лечит" или изречение "Чтобы искоренить одну привычку, нужно заменить ее на другую", что, собственно, в жизни и происходит. Не прошло и тридцати лет, как начали мы вновь отмечать праздник Ноуруз, а кажется, что так было все время, хотя в течение семидесяти лет праздновать Ноуруз не было позволено. Но народ быстро вернул свой исконно родной праздник. И действительно многие большие и малые праздники древности не пережили века и были забыты. А Ноуруз остался – и это говорит о многом. О том, что для празднования наступления нового года выбрано самое верное и подходящее время. И еще о том, что еще в древности это был всенародный праздник, то есть праздник и для царя, и для самого бедного, в отличие от праздников только для богатых. По этому поводу Абу Рейхан Бируни написал, что праздновали Ноуруз по пять дней люди шести разных сословий и групп. Сначала пять дней – падишахи, вторые пять дней – аристократы, следующие пять дней – вельможи, затем пять дней – советники и визири шаха, после них пять дней – широкие народные слои и последние пять дней – земледельцы. Таким образом происходил охват всех слоев населения. В наше время Ноуруз также является праздником всенародным. Его празднуют все – и главы государств, и простые граждане, и это замечательно.

Поделиться: