Лиля Калаус: Если хочешь стать писателем — пиши

Поделиться:

22.04.2019 5187

На Литературном портале Лиля Калаус — детская писательница, филолог, литературный редактор, сценарист, художник, член Союза писателей Казахстана, радиоведущая, блогер, лауреат литературного конкурса «Сорос-Казахстан-Дебют», лауреат Третьего Открытого книжного форума и литературного фестиваля стран Центральной Азии, лауреат Международной литературной премии «Рух» (2017) в номинации «Детская литература».

У Л. Калаус в разные годы выходили книги «Роман с кровью и другие повести» (в соавторстве с Диной Гороховой), «В поисках Золотой чаши. Приключения Бату и его друзей» (в соавторстве с Зирой Наурзбаевой), «Пиньята», «Зов Солнца», «Иероглиф жизни».

Писательница рассказала редакции портала о своем творчестве, профессиональном опыте, мечтах и планах на будущее.

— Расскажите о своем первом произведении. В каком возрасте написали, о чем оно, как называлось? Что вас подвигло встать на непростой путь писательства?

— Писать я начала рано, еще в школе, писала много — и статьи для стенгазеты, и стихи, и рассказы. Но первый серьезный опыт случился в возрасте 20 лет. Мы с моей однокурсницей и подругой Диной Гороховой взялись сочинять роман ужасов, главными героями которого были алматинские вампиры. Через несколько лет, когда наше сотрудничество распалось, распался и роман, превратившись в несколько повестей, объединенных под обложкой книги «Роман с кровью и другие повести». Одна из них, «Путь женщины» (с подзаголовком «феминистская повесть»), как раз и получила I премию на литературном конкурсе «Сорос-Казахстан-Дебют» (1996 г.) Именно с этого момента, думаю, и начинается моя писательская биография. А что касается причин, подтолкнувших меня на этот путь… Конечно, в первую очередь, это привычка к чтению. Мой папа собрал огромную библиотеку, по тем временам очень престижную, с редкими изданиями, и я все детство провела с книжкой. И мечтала я всегда только об одном: чтобы когда-нибудь и мои книги читали и перечитывали с тем же удовольствием, с которым я читала и перечитывала свои любимые произведения.

— Поведайте читателям о своем творческом тандеме с писательницей и культурологом Зирой Наурзбаевой, в результате которого родилась книга для детей «В поисках Золотой чаши. Приключения Бату и его друзей». Как писали, как распределяли задачи при написании книги? Будет ли продолжение?

Лиля Калаус с Зирой Наурзбаевой

— Ни я, ни Зира, с которой меня связывает многолетняя дружба (а подружилась я с ней благодаря знакомству с ее мужем, замечательным писателем, переводчиком, культурологом, музыкантом Таласбеком Асемкуловым, к сожалению, уже ушедшим в мир иной), никогда не думали, что будем писать для детей. Мысль написать детскую книгу возникла спонтанно. Однажды мы в разговоре сокрушались по поводу того, что наши дети-подростки неважно знают казахскую мифологию и сказки, не читают отечественных авторов. «Но ведь наших авторов, пишущих для подростков, у нас практически нет», — сказала я. «Тогда давай напишем для своих детей книжку сами!», — пошутила она. Из этой шутки и родилось наше сотрудничество. Вначале это был проект мультфильма. Потом мы переработали его в повесть, которую издали в 2014 году благодаря спонсору. Прототипами некоторых героев книги стали наши дети и их друзья.

Как мы работаем? Все делаем вместе — придумываем сюжет, героев, потом вместе пишем и вместе редактируем. Книгу о приключениях Бату и его друзей, алматинских подростков 11-12 лет тепло встретили маленькие читатели, все эти годы они требовали продолжения… Кстати, книга оказалась интересна и взрослой аудитории.

Последние два года мы трудились над продолжением истории и сейчас находимся в процессе редактуры уже готовой книги. Если все пойдет хорошо, планируем издать продолжение уже этой осенью.

— Какова ситуация, по Вашему мнению, на современном книжном рынке Казахстана в общем и на рынке детской литературы в частности?

— Ситуация такая, что книжный рынок у нас вроде бы есть, а на самом деле — нет. Как мед в горшочке Винни-Пуха. У нас вообще очень мало выходит художественной литературы, некоторые эксперты считают, что не более 10% от общего количества (ежегодно). Остальные 90% — учебники, справочники, научная литература и публицистика. Книги наших авторов выходят малыми тиражами — в среднем тысяча экземпляров, но даже такой тираж очень трудно продать. Книжные магазины берут книги на реализацию неохотно, ведь книжной рекламы и литературной критики у нас нет существует. Многие читатели даже и не знают наших авторов…

С детской литературой совсем беда. Для самых маленьких книжки еще выходят, а для подростков почти нет. Это касается литературы и на русском, и на казахском языках. Вот и получается, что наши дети, если и читают, то в основном переводную литературу. В этом ничего плохого нет, просто обидно, что на прилавках наших книжных магазинов так мало книг для детей и подростков, написанных нашими авторами. Это объясняется еще и тем, что издание детских книг — дорогое удовольствие, ведь нужны красочные обложки, цветные иллюстрации, специальная бумага, маркетинговые стратегии… Издательства не спешат вкладываться в наших авторов, а самостоятельно издать такую книгу не каждому под силу. Тут без спонсоров не обойдешься. И хорошо бы, чтобы главным спонсором таких изданий все-таки стало государство. Ведь детская литература, которая отражает наши реалии, наши характеры, нашу историю, традиции, мифологию и язык, — это вернейший и самый правильный путь воспитания патриотизма.

— Долгое время Вы были главным редактором литературного журнала «Книголюб», какие воспоминания остались, какие трудности были в работе?

— Да, «Книголюб» выходил целых 12 лет, он менялся, становился толще, в последние годы превратился в настоящий литературный журнал. Было много всего: участие в книжных ярмарках, публикации текстов наших и зарубежных авторов, дебюты (некоторые из наших ныне признанных писателей и поэтов впервые опубликовались именно в «Книголюбе»), интервью, литературная критика, научные статьи, книжные обзоры… Трудности были — впрочем, вполне предсказуемые. Во-первых, финансовые, а во-вторых, связанные с распространением тиража. Должна сказать, что читатели помнят нас до сих пор. Некоторые признаются, что сохранили подборку всех номеров журнала у себя дома. Конечно, мне очень приятно это слышать. Но в современном мире журналам выживать трудно. Даже сайт мы не смогли «потянуть», практически все читатели сейчас — в соцсетях.

— Проработав два года на Радио Classic, можете ли Вы сказать, насколько высока заинтересованность народа в казахстанской культуре, литературе?

— Я вела программу «Классикомания», ее концепция была примерно такой: разговор дилетантов о классической музыке. Гости программы — люди самых разных профессий, у меня — только музыкальная школа в далеком прошлом. За 2 года вышло более 80 выпусков и все беседы получились необыкновенно интересными. Мы вспоминали любимых авторов и любимые мелодии, рассказывали о судьбах композиторов и их творений… Отдельные выпуски были посвящены казахской музыке — традиционной и современной, отклики слушателей показали, что эти темы особенно востребованы и интересны. Хотя, конечно, в большей степени это рассуждение можно отнести к программе «Тылсым перне», которую вела Зира Наурзбаева, и которая была полностью посвящена традиционной казахской музыке и ее исполнителям.

— Расскажите о своих новых произведениях.

— Мы с Зирой не намерены останавливаться, собираемся продолжать сочинять истории о Бату и его друзьях. Мы искренне полюбили своих героев, по-моему, они получились живыми и обаятельными. Что же касается моих проектов — у меня только что вышла книга «Иероглиф жизни. Блоги», куда вошли тексты, написанные и опубликованные в интернете — в фейсбуке, на различных сайтах. В основном, пишу в соцсетях. В ближайшем будущем планирую выпустить сборник своих повестей. Сейчас много работаю в соавторстве, помогаю начинающим писателям, возобновила старые литературные связи… Кроме того, в моем письменном столе лежит роман «Фонд последней надежды», написанный десять лет назад и еще не изданный. Возможно, я его переработаю и вновь попытаюсь издать. Новый проект, который я затеяла в прошлом году — мой видеоблог на ютубе. Уже вышло почти три десятка роликов на самые разные темы: литературные новости, писательское мастерство, детское чтение, литературные мифы, тайны книг, обзоры сериалов… Подписчиков пока немного, чуть больше сотни, но я надеюсь на расширение аудитории. Вообще, видеоблог — этой проект всей нашей семьи: муж снимает, сын монтирует, дочка продвигает ролики в соцсетях. Мы — одна команда, и это здорово!

Читайте также: О творчестве Зиры Наурзбаевой

— Откуда берете сюжеты для своих работ? Что вас вдохновляет?

— Жизнь. Я не оригинальна, все сюжеты беру из своих воспоминаний, из чужих историй, из впечатлений о поездках, из виртуального мира. И еще меня вдохновляют мои читатели, в первую очередь — мои дети, мои друзья. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить их всех, ведь труднее всего пишущему человеку пережить одиночество, невостребованность…

— Расскажите про Ваши авторские курсы писательского мастерства. Можете поделиться успехами и трудностями ведения этой работы?

— Я веду свои мастер-классы уже третий год и не устаю радоваться новым ученикам, новым текстам. Стараюсь придумывать разные программы. Главное в работе педагога — уметь получать от нее удовольствие. К счастью, у меня с этим проблем нет. К тому же, работает известное правило: «Хочешь понять, как что-то сделать, попробуй научить другого». Трудности бывают, конечно. Каждый раз боюсь, что группы не наберутся, что ученики перестанут появляться на занятиях, перестанут писать… Но такое если и случается, то сравнительно редко. Очень благодарна Елене Набоковой — актрисе, педагогу, руководителю театра-студии «Дом культуры», которая предоставила мне свой театр для занятий. Кстати, именно Лена, с которой мы дружим с юности, и подтолкнула меня к идее затеять собственные курсы. Сейчас перехожу в онлайн-режим, набираю группы для занятий в скайпе.

— Какая Ваша самая большая мечта?

— Написать побольше. Освоить, наконец, крупную форму, выпустить несколько романов и не крохотным тиражом за свои деньги. Большие тиражи, множество читателей — об этом только и стоит мечтать автору.

— И Ваши пожелания новичку в писательском деле.

— Главное пожелание такое: если уж ты решил стать писателем (блогером, журналистом и т.д.), то нужно выстроить распорядок своей жизни таким образом, чтобы в ней всегда было время для работы. Как ни банально это звучит, если хочешь стать писателем — пиши. Не дожидаясь вдохновения, не откладывая на потом — иногда так можно целую жизнь прожить, витая в облаках. Надо упорно трудиться, не выбиваясь из графика, уметь ставить перед собой сложные задачи. А потом не бояться предъявить свое творчество людям. В соцсетях, на литературных сайтах, участвуя в конкурсах, отправляя тексты издательствам. Любым способом. И удача обязательно придет!

— Благодарю за интервью!

Фото: из аккаунта Лили Калаус

Поделиться: