Вадим Гарин. Сколько весит дом?
Поделиться:
Утром я решил приготовить кабачковую икру на зиму, для чего взвешивал пакет с кабачками старым пружинным безменом из прошлой жизни.
Федька, чтобы напугать меня, крадучись пробирался под стол, но увидав непонятный инструмент, остолбенел от любопытства:
— Дедушка, что это ты делаешь?
— Взвешиваю кабачки безменом. Это весы такие.
— Как это? У мамы другие весы. Она на них всё вешает. И себя и помидоры, и картошку… у неё весы стоят на полу, она на них залазит! Меня тоже вешала – двадцать один килограмм. А как ты вешаешь?
— Во-первых, Федя, надо говорить правильно. "Залазит, вешает"! Если ты определяешь вес чего-либо, надо говорить взвешиваешь, а не вешаешь. Вешают бельё на верёвке. И не залазит, а залезает, становится на весы... а разновидностей весов много. У мамы бытовые механические напольные весы, есть электронные весы и множество других. У меня старый бабушкин безмен. Она им пользовалась ещё в прошлом веке. Надо держать его за кольцо, а груз - на крючок и смотришь, до которой отметки опустится рычажок. Смотри…
— Он стоит на тройке!
— Значит в пакете три килограмма кабачков.
— Здорово! А мне можно что-нибудь взвесить?
— Можно, - даю ему безмен. Федька хватает его и сразу же убегает к себе в дом через дырку в заборе.
Федькина мама и папа уже уехали на работу. Они закрывают ворота, чтобы Федя не гонял на велосипеде по дачной дороге. Но он – хитрец: просит меня или бабушку, чтобы ему открыли нашу калитку и мы идём ему навстречу. Жалко пацана. Друзей-ровесников у него здесь нет, а с нами, стариками ему скучно. Правда днём он с бабушкой играет в футбол. Я-то не могу… только болтаю с ним о том, о сём. От разговоров он быстро устаёт и хватает планшет. Часами сидит, играет в компьютерные игры.
— Дедушка, - спрашивает вернувшийся Федя, размахивая безменом - можно я твой костыль измерю? Федя запыхался и вспотел. Его оранжевые трусы под стать яркому солнцу. На даче у Феди от жары скрыться негде: перед домом огромное «футбольное поле» с огородом, а высаженные вдоль забора деревья отбрасывали спасительную тень совсем в ненужную сторону.
— Взвешивай, если хочешь, но смысла в этом не вижу. Подлокотный костыль лёгкий и мне с передвигаться с ним вполне комфортно и легко.
— Дедушка, - удивлённо орёт Федька, - в костыле нет и килограмма! А почему весы ты зовёшь безменом?
— Опять ты Федя коверкаешь слова. Не "зовёшь", а надо говорить "называешь". Ты в этом году идёшь в школу, и если будешь говорить неправильно, над тобой будут смеяться. Спросят: Федя, ты откуда такой дремучий объявился?
— Я с дачи, - быстро выпаливает Федя, мне мама завтра будет школьную форму покупать. Я поеду с ней в город.
— Вот, вот. Скоро ты станешь школьником, и говорить надо на правильном русском языке, а не на дачном! А эти весы, Федя называют безменом потому, что когда-то в восточной части современной России жили тюрки, а на их языке, измеряющий вес инструмент, называли «визмен». Русские люди слегка «подправили» это слово и весы стали называть безменом. Есть и другие объяснения: возможно слово «без-мены» обозначало «без обмана». Первая версия мне кажется наиболее убедительным.
— У нас жили турки?
— Не турки, а тюрки. Они родственники монголов, кочевники. То есть кочевали по степям вместе со своим скотом. А их обычаи, язык проникали на Русь. Так и тюркское слово «везмен» стало использоваться русскими людьми в слегка изменённом виде.
— А-а-а, понял! А можно безменом взвесить… дом? Я хочу узнать, сколько он весит?
— Во-первых, безмен может измерять вес только до десяти килограмм – дом намного тяжелее и прочно связан с фундаментом, а во-вторых, зачем тебе понадобилось знать, сколько весит дом? В принципе это не сложно подсчитать и без взвешивания, разложив на элементы, зная их количество и вес каждого, но зачем это тебе понадобилось?
— А если я захочу перенести наш дом, когда вырасту?
— А зачем его переносить? Глупая затея, Федя. Вообще-то известны случаи перемещения домов, но это делается в исключительных случаях, как правило, с целью сохранения уникального объекта, а ваш дом таковым не является. Да и рассыплется он от малейшего сотрясения: сложен из газосиликатных блоков. Вырастешь – сам построишь себе большой, прочный и красивый дом.
— Ну, хорошо, не буду дом взвешивать, так и быть. Федя уселся на скамейку и почесал затылок:
А сколько весит семь яблок и шестнадцать помидоров?
— Приехали! Как это тебе приходит в голову? Почему именно семь и шестнадцать? Как это связано? Уму непостижимо! Взвесить-то просто: так же, как и кабачки, но зачем? Почему именно семь яблок и почему шестнадцать помидоров? И зачем их взвешивать вместе?
— Потому…
— Почему?
— Потому, что я могу съесть три помидора, а шестнадцать – никогда!
— А ты будешь есть помидоры с яблоками?
— Нет, яблоки я потом съем! Помидоры надо посолить, а яблоки сладкие!
Поделиться: