По мотивам повести «Станция моего детства» Раушан Буркитбаевой-Нукеновой

Поделиться:

24.10.2019 3123

Раушан Буркитбаева-Нукенова — казахстанская поэтесса и писатель, автор нескольких сборников поэзии и прозы.

В этом материале остановимся на прозаическом таланте писательницы, а именно, произведении из четвертого стихотворно-прозаического сборника «Ночные зеркала».

Темы детства, родных краев, пути, в частности, в поезде красной нитью проходят через писательское творчество Р. Буркитбаевой-Нукеновой. В поезде автор чувствует себя уютнее и непринужденнее. Там легко завязываются новые знакомства, каждый чувствует себя как дома.

Вот и в повести «Станция моего детства» героиня садится в поезд, такой родной и душевный и вспоминает о своем светлом детстве и дедушке и бабушке. Дедушку звали Тлеубай, а его брата —Тлеукул, и было у них девять сестер. «Тлеу» означает «выпрошенный». Бабушку звали Тындым — затишье, она была вся мягкая и теплая.

За смуглый цвет кожи деда прозвали Карашалом — черным дедом.

Героиня росла с младшим братом Сериком у родителей, а их старшая сестра Роза — у дедушки с бабушкой в деревне. Каждый год младшие дожидались лета, чтобы не ходить в садик и не есть ненавистную кашу. В деревне они высыпались вдоволь, а бабушка вставала рано и пекла лепешки, запах которых распространялся на всю округу.

Дедушка же с утра пораньше выгонял скот в стадо на луг. К утреннему чаю он обычно появлялся на ослике с коробкой конфет в руке для внуков.

По случаю приезда внуков всегда резал барана и домашние готовили вкусный куырдак. Так как старики не признавали холодильников, они подвешивали мясо в сарае — бывшем старом доме, том самом, где родилась мать героини.

Автор приводит значение казахских имен, которые могут поведать о многом: кем был твой предок, сколько повитух принимало роды у роженицы или где родила невестка. Например, Койшибек, Койлибай — хозяин овец, Ушкемпир — три старухи, Кенжетай — последыш, Баймолда — богатый мулла, Кудайберген, Рахманберды — Бог дал, Омирзак — длинная жизнь. Чтобы отвести от детей дурной глаз, бедные родители давали обидные имена: Боккот — загаженный, Бокмурун — сопливый. Если рождались одни девочки, то последнюю называли Улболсын, Улмекен — пусть будет сын.

Детям богатых родителей давали благозвучные и религиозные имена — Амирхан, Аблай, Уалихан. Иногда называли детей созвучными именами, думая, что один ребенок удержит другого. И до сих пор эта традиция сохранилась. Так, детей называют Айжан, Нуржан, Ержан, Маржан.

Мать героини звали Жарылкасын. Жарылкау — путь Бог облагодетельствует. Это мужское имя. У дедушки было десять детей, но они умерли от болезни и голода. Осталась лишь мать. Она росла бойкой, поступила в институт, вышла замуж и осталась в городе.

И вот появились две внучки и один внук. Дедушка часто рассказывал о своей трудной молодости, особенно, о Турксибе и об электрификации села. Но не любил вспоминать время, когда батрачил у бая.

До конца жизни дедушка слушал радиоприемник и удивлялся тому, как он работает. Многое поменялось в казахских степях. Люди стартовали в космос с казахстанской земли, его потомки выросли интеллигентными, а он все ездил на своем ослике, которого часто воровали, но он всегда его находил.

Дед обладал веселым нравом и придумывал разные истории внуку. Одна из них о батыре-воине, который был справедливым и щедрым и был у него булат-меч. Перед смертью он зарыл его в степи для того, что из-за него не повздорили сыновья.

И этот булат-меч был бы хорошим калымом для невесты внука, так как ранее бедняк мог остаться без жены, если у не было средств заплатить за нее.

Летом, когда у него в очередной раз украли осла, он нашел его и вскоре заболел. Дед не доверял врачам и постепенно уходил.

По вечерам бабушка пряла пряжу и делала домотканые ковры — текемет, алаша, кииз.

В конце лета за детьми приезжали родители и старший брат Мухтар. Родители оставались на несколько дней и помогали по дому. Бабушка укладывала в дорогу молочные продукты.

Время неумолимо летело. Дедушка умер и бабушку со старшей внучкой увезли в город. Бабушка никогда не расставалась с подарком дедушки — будильником, с любовью заводила его. Когда будильник сломался, она плакала до тех пор, пока его не починили.

Так, героине приходили сладкие воспоминания из детства в вагоне, а поезд то останавливался, то снова набирал ход и вот он отходит от станции детства героини.

Писатель красиво и легко, с любовью и нежностью описывает свое детство, родных. Слово к слову, предложение к предложению встают в ряд и создают живую картину как-будто потустороннего мира деревни дедушки и бабушки. Для многих такая картина привычна и позволяет вспомнить уже свое безоблачное и счастливое детство.

С любовью и знанием дела автор описывает казахские обычаи, традиции и быт.

Раушан Буркитбаева-Нукенова — одна из немногих личностей, отличающаяся тонким мастерством написания как стихотворений и поэм, так и прозы. Она весьма чутко передает настроения и эмоции героев, доказательство тому — яркие образы и ситуации из жизни, которые буквально вырастают в умах читателей.

Фото: картина «Железнодорожная станция» Ольги Губовой, 2016 год

Поделиться: