Наедине с Пушкиным

Поделиться:

24.02.2020 3372

На сцене малого зала Государственного академического русского театра драмы им. М.Горького прошел моноспектакль «Наедине с Пушкиным», режиссером и актером которого выступил Народный артист КР, Мәдениет қайраткері Сергей Матвеев.

Премьера моноспектакля состоялась два года назад. Постановщик — режиссер, Заслуженный артист Республики Казахстан Бекпулат Парманов.

В постановке актер прочитал лирические стихотворения А.С. Пушкина, среди которых «Осень», «Пророк». Последнее, по мнению С. Матвеева — знаковое произведение, говорящее о том, что Бог обязал быть поэта гласом народа. Далее — дуэт Мефистофеля и Фауста, монолог Скупого рыцаря из «Маленьких трагедий» Пушкина и большой фрагмент из «Пиковой дамы».

На фото: Сергей Матвеев

Сергей Матвеев поделился историей создания данного моноспектакля:

«По состоянию здоровья я выпал из репертуара на три месяца и тогда мне пришла в голову мысль сделать моноспектакль. В то время был юбилей А.С. Пушкина, 220-я годовщина со дня его рождения. Я искал материал, который мог бы заинтересовать меня как актера и режиссера и нашел. Подбирал сам музыку, многое перебрал. А все, что касается Александра Сергеевича, то я хотел показать некий срез его многогранного таланта».

Также С. Матвеев рассказал об особенностях моноспектакля как особой формы театральной культуры, которая во многом практикуется уже зрелыми, опытными, искусными актерами и данный жанр по праву представляет собой высший пилотаж:

«Наша работа на сцене — коллективный труд, на сцене всегда кто-то находится, редко когда монологи читаются. Вся ответственность, успех или неуспех лежат на всех. Быть чтецом и сыграть моноспектакль — значит взять всю ответственность на себя и ты обязан в течение часа-полутора не заставить зрителя скучать, то есть ты должен так представить материал, чтобы ему в каждую минуту было интересно находить новые ходы решений, движения, пластику. При длительном чтении можно потерять зрителя уже через пять-десять минут, если не обладать нужными навыками, нет решения и возможности осуществить это решение, так что это очень ответственный ход».

До поступления в институт в Москве, С. Матвеев был драматическим актером, а потом стал вокалистом, надо было каждый вторник выходить петь романс или арии. Будучи на сцене актером года 4-5, он поймал себя на мысли, что терялся из-за ощущения того, что зрители напротив чего-то ждут от него.

Сольное исполнение — совсем другой способ существования, по мнению актера.

Главным режиссерским решением для Сергея Матвеева было правильно назвать моноспектакль. Он долго думал над этим и пришел к названию «Наедине с Пушкиным», что можно расценить и с позиции актера, читающего произведения Пушкина, и с позиции зрителей, которые пришли послушать великого русского поэта устами актера.

Для С.Матвеева самым важным в игре является слово, произносимое при полной тишине, а не музыка, пластика, кульбиты и прочее. Он согласен с такими известными актерами, как Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Козаков относительно того, что глубокая мысль уходит, начинает преподноситься разными способами, вплоть до откровенных сцен.

О своих ощущениях после игры и обратной связи со зрителем актер сказал следующее:

«Многое зависит от зрителя. Когда видишь, что зритель приходит, чтобы увидеть, услышать, понять и соприкоснуться с творчеством Пушкина через слово, ощущаешь прилив сил.

Я играл этот моноспектакль три раза подряд с интервалом в 40 минут в Алматы и подумал, как я буду играть в третий раз. А когда я вышел на сцену и увидел, что они замерли и ждут, у меня откуда-то взялись силы».

К слову, сыграл Сергей Матвеев в данном моноспектакле порядка 30 раз.

Напомним, что на II Республиканском театральном фестивале малых форм имени лауреата Государственной молодежной премии «Дарын», режиссера, актера, поэта Рустема Есдаулетова Сергей Матвеев удостоен премии за «Лучшую мужскую роль» в моноспектакле «Наедине с Пушкиным».

Поделиться: