Наша жизнь или о городской прозе
Поделиться:
Есть знаменитое высказывание колумбийского писателя Г.Маркеса «Возможно, в этом мире для кого-то ты - просто человек, но для кого-то ты – весь мир». Да, это правда, что важно показать себя в толпе людей или расширить кругозор одного человека и повлиять на его мировоззрение в целом. В чем первичная миссия поэтов и писателей? Какие только сложные процессы не переживает душа писателя в поисках ответа на этот вопрос. Психологические переживания, жизненные и бытовые ситуации все это – «семена» для будущих сочинении. Эти семена произрастают в твоем сознании, цветут. Писатель в первую очередь пишет о своей окружающей среде, он разносторонне раскрывает себя и свой внутренний мир.
В XX веке с ростом темпов всемирной урбанизации, и в эпоху, когда степной народ переехал в город, стали писаться произведения, наполненные новыми идеями. Из этого мы узнали и почувствовали о влиянии окружающей среды на литературу. Оглядываясь назад, можно сказать, что городская проза адаптировалась к такой смене исторической памяти и социально-экономическому развитию или упадку страны. Образы городских беззащитных нищих, сирот-вдов или, наоборот, самонадеянных богачей не раз становились «героями» классического произведения. Главными прототипами этих произведений были горожане, оказавшиеся в психологическом стрессе, невольно привыкшие к однообразной жизни, которая непрерывно повторялась от рассвета до заката, и даже находясь в толпе они остаются одинокими. Благодаря высоко интеллектуальному мышлению писатели увидели такие проблемы и представили их читателю. Таких примеров в мировой литературе немало. Например, особое влияние на развитие городской прозы оказали, записки Эрнеста Хемингуэя, рассказывающие о Мадриде, «Белая гвардия» Михаила Булгакова, рассказывающая о киевлянах в годы Гражданской войны 1918 года, Роман Орхана Памука «Музей чувств», рассказывающий о Стамбуле, роман Джонатана Фоера, писавшего о городе Нью-Йорк. Здесь каждый писатель по-своему оценивал жизнь города, «оживлял» те теневые элементы, которые не замечали массы, а также ощущая в нем войну и мир, предательство и произвол, любовь и отчаяние меняется его взгляд на мир.
В русской литературе начало городской прозе положили Ф. Достоевский, А. Чехов, М. Горький, М. Булгаков, а в 60-70-е годы XX века М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, В. Маканин, Д. Гранин развили этот жанр и дали новый характер. По сути, писатели всячески воспевали русские города и стремились донести до широкого круга читателей кипящую в них жизнь города. Романы публициста, писателя Юлии Трифоновой «Студенты», «Утоление жажды» и повести «Обмен», «Другая жизнь», наверняка, знакомы читателю. В романе «Утоление жажды» автор берет за основу приключение, развернувшееся во время строительства водоканала в Туркменистане. Основная идея произведения - символизировать жажду внутреннего мира человека через жажду горожан. Большое количество таких серьезных произведений-прославило имя Юлии Трифоновой среди русской публики. В целом, высказывание некоторых идей, основанных на одной истории или единственной детали, – это давно существующий подход. Уровень эстетического вкуса художественной литературы-явление, непосредственно связанное с тенденциями, развитием степной и городской прозы. Хотя мы рассматриваем их по отдельности, невозможно исключить их бесконечные, взаимосвязанные процессы.
***
Несмотря на то, что в казахской литературе такая тема не используется в широком масштабе, существует достаточно полно и всесторонне освещенных произведений. Конечно, для общества, приспособленного к кочевой жизни, кочевому быту, этот жанр поначалу казался чуждым. Тем не менее, само время подтолкнуло к написанию, популяризации городской культуры, ее суетливой жизни. Было бы подвигом признать, что древние города вошли в новую форму и стали своеобразным миром. Такие стереотипные темы, как отдаленная деревня, женское равенство, барымта, земельный и споры за вдову, постепенно начали терять интерес. В кровавую советскую эпоху не было литературной свободы, новых поисков, и можно было писать только на эти темы. Однако были и такие писатели, как М. Ауэзов, которые напоминали о плодородной степи казахов, об их честолюбивом характере и чистых традициях. Было бы абсурдно сказать, что ситуация в начале двадцатого века, когда европейская культура постепенно проникала, была намного лучше. Но сама эпоха дала казахским писателям идею и историю. Национально-освободительное восстание 1916 г., Октябрьская и Февральская революции 1917 г., голод 1921-22 и 1931-32 гг., репрессии 1937-38 гг., Великая Отечественная война послужили основой для развития городской прозы и прозы в целом.
Без преувеличения можно сказать, что повесть известного писателя Жусупбека Аймаутова «Певец» - яркое проявление городского стиля письма. Образ города в произведении связан с мыслями автора и ведет к поиску. Рассказ начинается так: «Жетишатыр – хороший город. Полно казахов. Летом и зимой – кумыс, развлечения – «катание». Айт, свадьба, сватовство, скачки, борьба. Пьяница, Драка. Женщины гуляющие между домами...С приходом лета пароход, паром, лодка, зеленый остров, густой лес... Веселое настроение... Гармонь-горн... Веселье... Впрочем живой город». Главный герой произведения – Амирхан (прототип А.Кашаубаев). В рассказе Амирхан описывается как обладатель чистого голоса, настоящий певец. Огонек чувств между Амирханом и Актамаком тоже лег в основу произведения. Самое главное-эти события разворачиваются в городе Жетишатыр (Семей), который имеет глубокую историю. Из приведенного выше примера можно понять, как русская культура проникла в этот город.
Еще один отрывок из рассказа «Певец»: «По другую сторону - казахская степь. Это многолюдный город с двумя мечетями, церковью и рекой. Деревянные, кирпичные, крытые, деревянные дома будто говорят: «Кто здесь будет жить, кроме казахов?» и как будто их лица кривые, глаза узкие, и сами они очень скромные». Да, в этих словах нет прежнего веселого настроения. Здесь – другой образ города. Теневой образ. Горькая правда в тексте доказывает, насколько упал казахский быт. Первый радостный текст был адресован русским, но это, по его словам, подчеркивало бедственное положение казахов. Здесь мы видим, что Ж. Аймаутов, противопоставляя взгляды двух текстов, прояснил образ города, ярко и смело описал положение двух народов.
***
«Все позволено безбожному обществу, неверующему ... ничто не чуждо. И такие печали на свете дадут не горящее сердце, больное сознание уму, а только дикие чувства». Так начинается рассказ «Казино» известного писателя Аскара Алтая. Главный герой – господин Жошы, чей разум наполнен ядом прошлого. Мы не зря говорим «прошлое». В молодости отец не разрешил ему жениться на любимой девушке. С тех пор гнев и негодование, месть и жестокость, не дали ему найти свое место в жизни, и стали причиной того, что он слоняется по уголкам города. казалось, заставляли его бродить по всем уголкам города. Через Жошы автор, кажется, описывает горькую жизнь города, а также многих горожан, чья судьба не сложилась. Жошы не женат. Но у него есть «любимая» по имени Есилай, к которой он иногда приходит в казино. Есилай хочет выйти замуж за Жошы. Но Жошы не хочет этого.
– Почему ты говоришь «унижался ради нее»? Из-за той девушки?
– Да, из-за нее. Тогда... а сейчас ради другой... Ты этого не поймешь!
В диалоге двух героев кроется сама жизнь, то есть ее образ без прикрас. Зачем казалось бы абсолютно здоровому человеку привязывать сеья к другому? Это болезнь или тщеславие? Говорим «здоровый», а действительно ли здоров? Нет. Жошы – типичный образ сотен, возможно даже тысячи человек. Куда не глянь в городе, везде сауны, казино, «процветают» развлекательные центры. Стоит ступить через порог, вас моментально провозглашают в «ханы». Для чего? Все ради денег, конечно же.
Еще один отрывок из рассказа: «Зимнее настроение в городе стало улучшаться. Кажется, что поток конкурирующих автомобилей зовет куда-то вдаль. Но ужасная жестокость, охватившая их умы и мысли, никуда не делась. Он прикреплен к одной из самых слабых частей сердца».
Автомобили соревнующиеся «друг с другом» – настоящее соперничаящееся общество. Общество, в сознании которого царит жестокость, одержимо поспешностью, равнодушием. Даже не ему, он рабо своей ненасытности. Когда человек за деньги отдаляется от брата, от среды, в которой вырос, а самое главное-от семьи, настроение становится осенним, а жизнь-мраком. «Слабое» место человека – духовное пространство. Если это пространство заполнить корыстью, безусловно откроется первый «занавес» деградации.
***
Повесть писателя Мираса Мукаша «Шыргалан» - одно из произведений, передающих атмосферу городской прозы. Мы не ошибемся, если скажем, что это самое актуальное и приключенческое реалистическое произведение на сегодняшний день. События разворачиваются в столице и складываются из различных ситуаций между руководителем и работником, отцом и семьей. Главный герой – Рустем. Автор, скоординировавший его судьбу и белую метель столицы, в целом как бы отмечает состояние жителей города, указав на некоторые неразрешимые проблемы. Действительно, читая рассказ, на мгновение погружаешься в непроизвольную глубокую мысль, жалея себя и окружающую нас среду. Обеспокоенный тем, что богатое, «интеллигентное» сообщество, которое следует только правилам города, презирает и высмеивает простых людей, писатель сумел передать социальную проблему в одном рассказе. «горьким языком, ядовитыми чернилами». Произведение завораживает с самого начала.
«...И, конечно же, понятно, что если ты не успеешь вовремя достичь намеченного рубежа, то останешься ни с чем». Да, оторванные от древней культуры, горожане что только не делали для собственного блага? На какие только риски не шли? Нет времени беспокоиться о целой жизни, а не только об одном дне. Вот почему у людей нет времени не только навестить друг друга, но и просто поздороваться, пожать друг другу руки. Автор вложил в образ Рустема, в его действия такую поспешность. Но Рустем устает от всего этого, злится. Но что делать, жизнь не стоит на месте.
Одна из актуальных проблем в столице – язык. Здесь давно забыты стихи поэта Кадыра «Ана тілің – арың бұл»...
«...Рустем начинает обижаться на одного из ожидающих в очереди.
– Не толкайся, айналайын. Встань немножко поодаль. Зайдешь же.
Он тоже какой-то непутевый, который ищет неприятностей, сразу закричал:
– Ағай, что вы толкаетесь?
– Какой я тебе «ағай»? Мне тридцать четыре года.
– Вы выглядите как мой папа...
– А ты выглядишь как моя бабушка.
– Хам...»
Язык героя, спорившего с Рустемом, должен был быть написан именно так. Ведь есть люди, которые, если смотреть реалистично, становятся свидетелями таких ситуаций. Делая женщину, с которой столкнулся Рустем, вздорной и конфликтной, М.Мукаш предлагает читателю нашу жизнь без прикрас. Дальше делать выбор, думать и анализировать – дело самого читателя. Однако, отойдя от главной позиции, здесь главное, необходимо обратить внимание на то, как писатель закручивает историю. «Он тоже какой-то непутевый, который ищет неприятностей» говорит автор. В этих словах и есть загвоздка ситуации. На первый взгляд кажется, что нет ничего особенного в этих словах, но здесь горькая правда. Человек, который не ищет конфликта, он уровновешенный, спокойный, милосердный. Это закономерность. Так, в результате упадка эстетического вкуса интеллигенция слилась с толпой, а толпа слилась под команду «непутевые». Таким образом, в результате упадка эстетического вкуса интеллигенция была поглощена толпой, толпа подчинялась «непутевым». Глупо говорить, что я это остановлю, но разоблачать, говорить это-долг перед нацией.
***
Этим не ограничиваются произведения городской прозы в казахской литературе. Мы знаем, что в творческой мастерской известных писателей Кадирбека Сегизбаева, Мухтара Магауина, Ерболата Абикенулы данная тема хоть и иногда, но появляется. Особенно много молодых писателей. Әсіресе, жас жазушылардың қарасы көп. Нет никаких сомнений в том, что все еще будут написаны захватывающие произведения с новым стилем, новыми образоми, новыми историями. В заключение приведем отрывок из вышеприведенного рассказа М. Мукаша:
«...Вскоре несчастный отец зарезал быка и отправил деньги. Хотя внутренне он и был сильно огорчен, но кроме как слушаться дяди, другого выхода не было. И в один день он оказался совершенно новым молодым специалистом акимата. Он был опустошен, но у него не было другого выхода, как послушать своего брата. И вот однажды он стал новым молодым специалистом акимата».
Картина: А. Шалаев "Городской пейзаж"
Поделиться: