Рай под ногами матери
Поделиться:
Одной из особенностей духовной жизни казахов, которая складывалась веками, было воспитание безоговорочного уважения к матери и девушкам. Это следует понимать как уникальную черту нашей нации, которая умеет ценить особое место и характер матери в обществе. На основе национального воспитания, которое с древних времен укоренилось в нашем сознании, мы должны быть чрезвычайно довольны человеческим поведением наших предков, умевших с любовью относиться к матерям и дочерям.
Женщины занимают особое место в казахском обществе. Есть пословица: «Если женщина качает одной рукой колыбель, то другой - весь мир». Будущее нации в руках казахских женщин. Поэтому казахские женщины - основа семейного общества, оплот воспитания. Сохраненные в памяти народа любовь и подвиги таких великих женщин, как Тумар, Зарина, Бегим, Бопай, Карашаш, Домалак ана, Абак, Айганым, Кунбике, Зере занимают особое место в истории народа и запомнятся будущим поколениям. Наши матери, как и другие героические матери нашей истории, своим умом и непоколебимым мужеством вели людей и боролись. Поэтому имена наших великих матерей в истории стали племенным девизом. Если мы посмотрим на генеалогию, мы увидим, что есть много матерей, имена которых стали названием целой племени.
И в честь сегодняшнего праздника мы хотим рассказать вам истории наших великих матерей.
ДОМАЛАК АНА
В истории Домалак ана была третьей женой предка Байдибека, ставшего главным би Старшего жуза, предком и героем многих племен. Ее настоящее имя - Нурила. Она является прородительницей племен албан, суан и дулат, составивших основу Старшего жуза казахского народа. Наша Домалак ана - одна из самых проницательных и изобретательных матерей в истории. Согласно легенде, она была невысокой и пухлой. Поэтому в народе ее называли Домалак ана. По воле деда Мактым Агзам Домалак ана вышла замуж за Байдибека в девятнадцать лет. Согласно местным источникам, ее прозвал «Дихнат Мама» мужчина турецкого происхождения Кара Хайдар. «Дихнат мама» - персидское слово. На казахском языке это означает «Святая Мать».
Легенда о том, что этот человек был особым, святым, до сих пор передается из поколения в поколение. Предания гласят, что перед смертью Домалак ана сказала своим родным: «Не трудитесь хоронить меня около Байдибека. Приведите белого верблюда, погрузите на него мои останки и идите вслед за ним. Где верблюд опустится на колени, там и суждено будет покоиться». Так они и сделали. Позже внук Домалак ана Дулат приглашает мастера из Бухары Абдулла Шери и сооружает над могилой бабушки четырехъярусный купольный мавзолей.
АЙША БИБИ
Линия легенд об Айше Биби до сих пор рассказывается в стране как символ любви. Согласно историческим данным, Аиша Биби является дочерью Сулеймена Бакыргани, средневекового поэта, философа и ученика Ахмета Яссави. Ее мать, Анбар бегим, была дочерью Карабурского хана, аристократического царя Карахана. Все они были святыми своего времени. Могила ее дедушки находится в Сузакском районе под названием Святой Карабур. Осиротевшую в раннем возрасте Айшу воспитывала бабушка Улыкпатша. Позже, когда ее мать вышла замуж за Зенги Ата, ученика Сулеймена Бакыргани, ее воспитал отчим. Однажды Айша влюбилась в батыра из Карахана, который приехал в ее родные края. Двое любящих друг друга молодых людей соглашаются провести вместе остаток жизни. Тогда уехавший на родину Карахан батыр не скоро вернулся, поэтому влюбленная девушка решила отправиться на поиски героя. Мечтая увидеть возлюбленного, она просит отчима благословить ее и говорит, что она уйдет. Зенги Баба, который был против этого, дал отрицательное благословение. И все же Айша была готова на все ради любимого и уезжает, несмотря ни на что. Когда она подъехала к Таразу и достигла реки Аса, ее укусила змея, и она ушла в мир иной. Услышав это, Карахан Баба очень расстроился и построил над могилой Айши особый мавзолей в память об ее вечной любви.
Разве не удивительно, что наши матери в казахских степях верные, мужественные, добрые, отважные и мужественные?! Как женщина она воплотила в жизнь благородное достоинство человеческой силы, и теперь она открывает истину искренней любви своим потомкам...
Об этом свидетельствует тот факт, что сегодняшняя молодежь приходит к мавзолею Айша Биби как к священному месту, символу вечной любви, непорочности и чистоты.
Если вы заглянете на страницы истории, то увидите в историографии наших предков, жаждавших свободы в самом сердце Великой степи, сколько добрых дел наши матери взяли на себя, помогли решить судьбу народа и спасли целую нацию от исчезновения. Не секрет, что многие наши матери, которые запомнились в памяти страны как герои легенд и сказок, в свое время стали общественными активистами и благодаря мудрости народа решали судьбу этой же страны. Очевидно, что роль женщины сыграла важную роль в жизни казахского народа.
Вы неизбежно убеждаетесь, что биографии красавиц Великой степи полны правды и честности. Историк, профессор Берекет Карибаев в своей статье «Қазақ хандығы дәуіріндегі ханымдар» сказал: «Некоторые ценные качества, которые не изменились, не потускнели, навсегда остались с нашим народом. Одним из них, и единственным, было почитание Матери с духовной точки зрения. Уважение к матери глубоко укоренилось в истории казахского народа, наряду с историей государственности, этногенезом казахского народа, культурой и духовной жизнью нашего народа. Его древние проявления можно увидеть в поклонении Умай Ана, богине продолжения рода и процветания всех тюркоязычных народов, в средние века, которое длилось более тысячи лет». Все вышесказанное иной раз доказывает нам, что «рай под ногами матери».
Поделиться: