Стилистические особенности фельетона
Поделиться:
Фельетон (feuilleton, feuille - лист) - литературное произведение публицистической направленности. Он используется как литературный термин с 19 века. Французская газета The Journal de Deba назвала фельетоном свои дополнительные страницы. Во время Французских революций первой половины XIX века на этих страницах были в основном статьи с критикой общества. Позже термин «фельетон» перешел с Франции на Германию, а затем на Россию. Определенные страницы немецкой и русской прессы назывались Feuilletons, на которых публиковались общественно-политические статьи, критические произведения и литературные обзоры. Со временем фельетон превратился в сатирический жанр, высмеивающий недостатки того или иного предмета. Впервые он появился на казахской земле в начале 20 века. Это было расширение казахстанского издательства. Журнал «Айкап», издаваемый в основном учителями, поэтами и писателями, а также критиками, оставил неизгладимый след в истории развития культуры казахского народа, открыл знаменательный период. Первый казахскоязычный журнал «Айкап» назвал один из своих основных разделов фельетоном. В первый год своего выхода журнал ставил своей целью научить казахов красиво выражать свои мысли простыми словами. Раздел фельетона состоял из художественной литературы и очерков, различных статей о жизни казахов, художественной литературы, исторических данных.
С января 1911 года по сентябрь 1915 года журнал «Айкап» регулярно выходил на казахском языке в издательстве «Энергия» в Троицке. Этот журнал сыграл особую роль в общественно-политической жизни нашего народа, популяризации нашей литературы и культуры. Он был напечатан арабскими буквами и выходил один раз в месяц, а затем два раза в месяц. Издателем и редактором журнала был М. Сералин. Журнал «Айкап» опубликовал множество статей о политической, социальной и культурной ситуации в стране. На страницах журнала «Айкап» опубликованы первые стихи С. Сейфуллина, первые статьи Б. Майлина и несколько стихотворений С. Донентаева. В начале 20 века журнал «Айкап» оказал большое влияние на рост и развитие демократических поэтов и писателей. Неслучайно вокруг этого журнала собиралось все больше и больше демократических казахских поэтов и писателей. Журнал получил широкое распространение, старался максимально отвечать потребностям страны, работал на удовлетворение культурных устремлений и, в определенной степени, хорошо справлялся с привлечением демократических идей к людям по сравнению с другими СМИ. .
Благодаря «Айкапу» стали известны имена многих казахских писателей. М.Дулатов и А.Галимов, которые, овладев своими художественными качествами, быстро приоткрыли завесу казахского прозаического жанра. И имена Б.Майлина и С.Торайгырова впервые упоминаются на страницах журнала «Айкап». В 1940-50 годах А. Токмагамбетов развил этот жанр. Позднее в этом жанре работали О. Аубакиров, С. Адамбеков и другие. Среди них у Беимбета Майлина есть 132 фельетона. Его фельетон юмористический и выглядели как простая шутка. Писателю нравится оптимистичный настрой людей, юмористический, остроумный, он объединяет в сюжете рассказа самые распространенные забавные явления жизни, ставит перед ними идейную задачу. Фельетон иногда представляет собой целый пафос произведения, а иногда светится мелким штрихом, деталями в эпизоде.
Фельетон рассказов Майлина обнаруживается в сюжете, в описании персонажа, в портрете, в названии персонажа, в описании ситуации вокруг него. У писателя есть такие фельетоны как «Айт күндері», «Талақ», «Кәдір түнгі керемет», «Құрымтайдың жігітшілігі», «Желдібай Жындыбаев», «Даудың басы – Дайрабайдың көк сиыры», «Арыстанбайдың Мұқышы» и другие.
Поделиться: