Одно из благородных качеств человечества – искусство речи

Поделиться:

16.05.2021 3131

С древних времен до наших дней жемчужины человеческого разума доходили до нас через слова. Это бессмертное слово, которое передает будущим поколениям все события и явления жизни, цвета и яркость жизни. Одно из благородных качеств человечества – искусство речи.

«Если мы можем выразить наши мысли о чем-то, то есть о нашем воображении или нашем состоянии ума, словами, это становится искусством речи. Вытеснение мыслей, воображения, состояния ума, логики, границ, графика, словесного выражения – это словесное выражение. Произведение – это слово, созданное таким образом...» [1,147-148], - писал Ахмет Байтурсынов.

Радиожурналистика – это тоже большая отрасль искусства речи. Сердце и опора радио – это специалисты и квалифицированный персонал. Как массовое общение, оно имеет две стороны: создатель информации - творческий коллектив и аудитория. В этом случае повысится подготовка будущих специалистов для системы вещания. Есть множество учебников, представляющих собой набор теоретических и практических знаний, необходимых радиожурналистам, которые оставляют методы вещания, приемы технической специализации – инженеров, и создают внутреннее содержание этой информации. В настоящее время журналистику преподают в десятках вузов Казахстана, и ежегодно десятки студентов получают дипломы и направления в радиокомпании.

Радиожурналистика признана как одно из средств массовой информации, так и отрасль науки со своими особенностями и характером, методами и аспектами. Сегодня радиожурналистика считается межотраслевой наукой. Это сложный и живой организм, постоянно развивающееся явление, сочетающее лингвистику и культуру речи, психологию и социологию, исторический обзор, философию и общение. Однако у этих сложных отношений тоже есть основы, общие законы и принципы, и это вполне систематично. Это мировые и отечественные исследования и опыт, отраженный на страницах учебника.

Поле мировой цивилизации таково, что достижения научно-технического прогресса должны служить интересам человечества, а также отвечать индивидуальным духовным потребностям каждого человека, интересам наций, этносов, малых групп и создавать условия для их гармоничного взаимодействия. развитие и процветание. Образование – главное оружие торжества принципов гуманизма и высокой ответственности. Одним из таких средств массовой информации является радио, которое разработало и доказало свою жизнеспособность.

Можно сказать, что казахстанская радиожурналистика, история которой насчитывает почти 90 лет – это хорошо изученная наука с устоявшейся школой. В разные годы этому способствовали исследователи: Р. Сагымбеков, М. Барманкулов, С. Козыбаев, Н. Омашев. Исследователи казахстанской журналистики: Б. Кенжебаев, К. Бехожин, Т. Амандосов, Т. Кожакеев также сделали выводы о радио.

Сегодня электронные СМИ играют важную роль в развитии современного общества. Речь и слух важны в человеческих отношениях. Основа радио, объединяющая эти две способности, прокладывает путь для передачи информации и одновременно влияет на умы миллионов людей, исходит от природы и окружающей среды. Шорох листвы, щебетание птиц, шелест воды, человеческий голос, свист колес, звон колоколов, звук мотоциклов, музыка - все это естественные колебания в воздухе, которые мы слышим и воспринимаем. Звук не только обеспечивает жизнь и безопасность, но и дает настроение, духовно обогащает, поднимает сознание, вдохновляет, бодрит или утешает, дышит, помогает перейти из одного состояния в другое. Человек живет своей свободной волей, движимый естественными ритмами (биоритмами), в соответствии с которыми колеблются его пульс, дыхание, способности и внимание. Сегодняшнее радио - одно из самых уникальных СМИ, которое учитывает не только биологические и физиологические свойства человека, но и его душу, то есть его психологию.

Природа радио как средства массовой информации основана на этих естественных законах и отношениях. За сто лет наука радиожурналистики развивала свои основные принципы. Что касается природы радиовещания, то три его основных свойства впервые упоминаются и признаются в науке [2, 28].

Первая естественная черта радио – это скорость. Никакой другой инструмент в существующей медиа-системе не может обеспечить такой эффективности. Газетная информация может длиться от нескольких часов до нескольких дней, проходя через несколько сложных процессов, чтобы добраться до читателя: сбор данных, набор текста, нумерация страниц, воспроизведение и транспортировка. В последние годы телевидение начало вести прямые трансляции с места событий посредством космической связи. Однако он дорогой и требует дорогостоящего технического оборудования, поэтому его недостаточно для одного из двух телеканалов, поэтому его редко используют только крупные компании. Чтобы восполнить этот пробел, в последние годы стало более распространенным использование радио, т.е. стали более распространены прямые телефонные трансляции. Интернет, который присоединился к средствам массовой информации за последние 10 лет, также имеет свои ограничения. С момента размещения информации на сайте во всемирной паутине ее можно читать откуда угодно. Для этого потребитель должен потратить время на поиск веб-сайта, распространяющего информацию, а также иметь профессиональные навыки, чтобы найти доступ к информации на нем. Радиожурналист может идти посреди сюжета и рассказывать то, что он видел и слышал вживую. В последние годы быстрое развитие и широкое распространение мобильных телефонов дало новый импульс этому процессу, расширив возможности радио. Радиокорреспондент может общаться и работать в прямом эфире через центральную студию, доставляя информацию, будь то чрезвычайные ситуации или быстро меняющиеся спортивные соревнования. Современные коммуникационные технологии позволили транслировать радиоинформацию в прямом эфире с небольшими затратами. Другими словами, ни телевидение, ни Интернет не могут превзойти радио по скорости доставки информации потребителю. «Радио остается быстрым, гибким и недорогим средством массовой информации [3, 76].

Первые исследования языка и стиля радио начались в 20-30-х годах двадцатого века. В то время было опубликовано несколько небольших работ и статей. Однако в таких исследованиях часто делаются первоначальные выводы и заключения. Кроме того, в исследованиях того времени часто не хватало глубокого и всестороннего освещения проблемы. Однако даже тогда хотелось бы поднять некоторые вопросы. Первые работы были опубликованы в «Говорит СССР», «Советское радио и телевидение». Были высказаны мысли и мнения. Это были первые поиски. Началась работа по поднятию вопросов, которые еще не были выявлены, и по созданию новой теории и практики. Таким образом, такие ученые, как Бернштейн, были одними из первых, кто начал исследования. Кроме того, такие ученые, как М. Зарва, В. Вакуров, В. Ружнеков, И. Андроников. В их работах изучались темы, связанные с радиовещанием. После этого объем исследований постепенно расширялся, и рассматривались концепции по другим темам. В этом случае язык радио рассматривается не в одностороннем порядке, а в связи с литературным языком и общими правилами языка [4,11].

Радиопрограммы, которые транслируют культуру и язык, религию и историю казахского народа на протяжении веков, а также другие национальные ценности, очень важны. Как и другие формы журналистики, радио имеет долгую историю. Учитывая, что наше социальное развитие до обретения независимости связано с Россией, а родиной радио является эта страна, мы разделяем развитие казахстанского радиовещания на следующие этапы:

1. Радиовещание на казахских землях в 1921-1927 гг.

2. Массовое развитие радиовещания в 1927-1941 гг.

3. Советское радио в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

4. Радио в послевоенные 1946-1950 годы.

5. Радио в тоталитарном государстве 1950-1985 гг.

6. Реконструкция радио и реклама 1985–1991.

7. Радио нового периода 1991-2009 гг.

Во всей информации о деятельности радиостанции в начале ХХ века ее работа измерялась количеством слов, а теперь радиопередача измеряется не словами, а текстом или часами. Более того, не всегда было возможно, чтобы все областные центры и крупные уездные поселения в любое время могли послать радиограммы, а не только радиопередачи. В то время маломощные станции могли работать только определенное количество часов, и не во всех центрах и поселках были одинаковые радиостанции.

Тем не менее в начале 1920-х годов трудящиеся республики знали о событиях в стране с помощью радиостанций, работающих в Оренбурге, Семей, Гурьеве, Актобе, Александровском форте и принимающих радиостанций в Кызылжаре, Кокшетау, Акмоле, Кереку, Усть-Каменогорск, Костанай. Например, Костанайская радиостанция работала более 5 часов в сутки.

«Красный ускоритель» появился в Костанае, «Красный фермер» в Федоровском районе, «Красная роща» в Боровском районе. В каждом выпуске были материалы о главной статье - о контрреволюции в Советской России, пламени революции, борьбе с голодом, мелких налогах, хрониках и фельетонах. Было организовано пропагандистское «окно». Издательство «Кенес курылысы» выходит 3 раза в неделю; совместно с Федоровским районным отделением РОСТА подготовлено 10 номеров газеты «Кызыл Дикан» и 12 номеров «устной» газеты [3, 56].

Преимущество других местных «устных» газет было в том, что они были местными. Именно этот локальный масштаб, адаптация всего материала к месту выхода газеты, к определенной аудитории - вот первая и главная особенность «устной» газеты, а также ее отличие от печатных газет. В то время газета приводила только общие доводы. Местная «устная» газета фокусируется на конкретных и исключительно местных причинах. Это неизбежно заставляет слушателя задавать вопросы и предъявлять к себе требования. Сортировка сообщений по одному ярлыку. Затем следует еженедельный мини-обзор, в котором материалы сгруппированы по отдельным вопросам, а затем - сценические выступления. В общей практике использовались два основных типа «устных» газет: первый тип - чтение вслух. Читать газету нужно было так, чтобы население не имело доступа к печатной газете, а также в условиях низкой грамотности. Во время такого обучения были подготовлены время, место, достойный дом, специальные студенты, а материалы обычных газет были обработаны таким образом, чтобы они не утомляли слушателей и были быстро поняты.

Перед ним стояла другая задача: вовлечь местные группы в «газетный круг читателей» и подготовить нового сознательного и внимательного читателя газеты.

Второй тип «устной» газеты отличается. Лучше было бы назвать его «словесным» иллюстрированным журналом. В первую очередь это декорации в соответствии с событиями прошлого и тематикой дня: музыкальные и литературно-драматические декорации, картины, сцена, карикатуры, политические карикатуры, памфлеты, фельетоны, злободневные сатирические анекдоты. Второе место здесь заняли собственные материалы газеты.

«Устная» газета была близка к театру пропаганды, театру сатиры. Таким образом, в состав этой газеты входили ведущий, актер, чтец, драматург, художник-миниатюрист и куплетисты.

«Устную» газету не читают, ее слушают. Его содержание должно быть простым и понятным для всех. В связи с этим сообщение в «устной» газете передается иначе, чем в печатной. Огромный объем информации приводит к путанице и чрезмерному использованию. А информация в «устной» газете не только понятна, но и лаконична, коротка и проста.

Лучшей формой репортажа для устной газеты была рецензия. Однородные, фрагментированные, прерывистые телеграммы и заметки объединены в единый связанный обзор. В начале такого обзора дается краткая аннотация, за которой следует выбранный документальный материал. Тогда материал сообщения становится пропагандистской статьей. Первое появление радио со временем приобрело свои особенности. Изначально он появился как радиооборудование, но со временем превратился в аудиторию, которая получает, обрабатывает, распространяет информацию и имеет пропагандистское значение.

Под радиостанцией понималось место, оборудованное первым спецоборудованием. Позже концепция радиостанции была дополнена новым, дополнительным содержанием. Теперь его называют не только техническим местом, но и местом размещения информационных радиовещателей и специального персонала для редакционной, публицистической работы [5, 35].

В результате долгих дискуссий 1 января 1929 года Всесоюзное радио начало работу по заново определенному и скорректированному расписанию вещания. Соответственно были реорганизованы вещательные программы республиканских радиостанций. Важнейшим условием этой трансформации стал принцип дифференцированной отчетности.

Радио вошло в систему СМИ в то время, когда пресса столкнулась с большими трудностями. Анализ ситуации в прессе того времени проводился в документах XI съезда РКП (б). В нем говорилось, что партийно-советская пресса находится в серьезном кризисе. Наиболее характерными чертами кризиса были: а) резкое сокращение количества газет и уменьшение их тиража из-за нехватки средств, отсутствия бумаги и ее дороговизны, чрезмерных затрат на печать; б) плохая коммуникация с населением, недостаточный охват текущих потребностей и запросов работников, слабое освещение вопросов местного строительства; в) отсутствие партийно-политической сдержанности газет; г) незавершенная система распространения газет, особенно среди рабочих и крестьян.

При этом радио не только дополняло прессу, но в некоторых случаях меняло свое место в информационной системе и служило для организации и просвещения масс. Он стал инструментом повышения эффективности газет, получения новой информации от редакции, ознакомления слушателей с содержанием актуальных выпусков, отправки текстов для копирования в крупных городах страны.

Язык радио должен быть простым, понятным, остроумным, образным, выразительным, мелодичным. Кроме того, если обратить внимание на мнение исследователей радиоязыка, можно увидеть следующие моменты. Например, ученый А. Шнайдер сказал в своей работе: «Язык радио должен быть языком речи, а не языком книг, не языком газет». Исследователь Дж. Гальперин сказал: «Сама природа радио требует разговорной речи». Б. Михайлов также сказал: «Язык радиовещания - это разновидность литературного языка». Другое мнение резюмирует А. Фриш: «Качество его (т.е. радио) зависит от речи» [5,53].

Основная задача редакции – выделить из новостей общества самые важные темы. Это должны быть новости, затрагивающие политические и социальные вопросы. Источниками информации могут быть различные государственные органы, отечественные и зарубежные информационные агентства, пресса и другие радиостанции. Основными чертами радиопередачи являются актуальность, сюжет, новизна, важность, правдивость, точность. Иногда редактор не имеет возможности проверить подлинность информации из Интернета, факса, телефона, телетайпа или телезрителей. Поэтому иногда транслируется непроверенная информация. Если мы говорим о шоу-бизнесе, конечно, мы могли бы позже признать свою ошибку и извиниться. Однако иногда непроверенная информация может привести к скандалам.

Хроническое сообщение короткое, длится 10-15 секунд. Также есть трансляции продолжительностью 30-40 секунд. В нем описаны важные вопросы и приведены примеры. В радиопередачах используется документальная аудиокассета, записанная на месте происшествия. Такая радиопередача похожа на небольшой репортаж. В информационной радиотрансляции могут принять участие журналисты, другие специалисты и эксперты. Здесь факт – основа радиожурналистики.

Структура радиовещания важна из-за быстрой доставки новостей. Вот почему важно усвоить первое предложение, которое привлечет внимание аудитории. Факты, основные идеи, названия, географические названия повторяются в начале и в конце сообщения. Следует отметить: язык и стиль журналистского текста; четкость голоса, дикция ведущего должны соответствовать требованиям.

Язык информационного сообщения должен быть простым, понятным для общественности, кратким стилем, версией. В информационных сообщениях не следует использовать:

- Географические названия, которые неизвестны многим (если хотите сообщить, что произошло в селе, лучше сказать в такой-то селе недалеко от Астаны).

- Использование сокращений. Во-первых, это, вероятно, будет сложно произнести. С другой стороны, слушателю это может быть непонятно.

- Не используйте слишком много терминов.

Язык общей информации должен быть ближе к стилю речи. Журналист не может показывать свои профессиональные навыки по радио. Для этого такие информационные жанры, как радиоинтервью, радиорепортажи, радиорепортажи, позволяют в полной мере продемонстрировать навыки журналиста [6,76].

Один из основных жанров радиовещания - информационные программы. В 1980-х и 1990-х годах наряду с государственным радио стали появляться частные радиостанции. У каждого из них было свое направление и формат. Все они обязательно сообщали новости общественности. В 1990-е коммерческие и государственные радиостанции искали ответы на вопрос, когда лучше всего транслировать последние новости. В результате возникает конкуренция, а там, где есть конкуренция – качество. Информационный жанр процветал и развивался. В радиожурналистике существует множество типов информационных программ, которые дают полную картину общественной жизни и удовлетворяют потребности аудитории.

Это одна из причин, по которой роль журналиста в современном обществе возрастает. Проблема решается через информацию. За счет этого повышается ответственность журналиста. Современные журналисты должны быть талантливыми. Необходимо иметь сильный характер, безоговорочную любовь к нации, уметь проявить себя, выступить, отстоять мнение. Главное оружие журналиста – знания, и он должен постоянно искать, изучать и совершенствовать свои знания. Обладатель слова, обладатель ручки должна быть трудолюбивой. Журналистика – это профессия, основанная на опыте и навыках, которые со временем укрепляются.

Использованная литература:

1. Байтұрсынов А. Шығармалары.- Алматы: Жазушы, 1989. - 320 б.

2. Омашев Н. Қазақ журналистикасы. 3-ші том. – Алматы, 2008.

3. Омашев Н. Радиожурналистика негіздері. – Алматы, 1983.

4. Бернштейн С. Язык радио. – М., 1977.

5. Радиоискусство. Теория и практика. – М., 1983.

6. Справочник звуковое вещание. – М., 1993.

Поделиться: