«Кокпар» Канафии Тельжанова

Поделиться:

09.07.2021 5383

Картина К.Т.-Б. Тельжанова «Кокпар» монументальна и величественна. В ней запечатлены яростная, захватывающая, беспощадная борьба, сменяют друг друга чувства восторга, смятения и отчаяния. Лица участников козлодрания, максимально приближены к зрителю, их эмоции усилены и аффектированы.

Образная, выразительная сила этой работы, построенной на гиперболизации, экспрессии и выплеске страсти велика.

Энергия, мощь, веющая с нее, усиливается, зрительно выливается в колористическое решение полотна. Пламенеет на солнце рубаха победителя, алый мак, цветущий среди трав закрепляет это властное звучание активного горячего красного цвета. Коричневые тона земли, переходящие от теплого, спокойного до звонкого , почти золотистого, в сочетании с интенсивной зеленью сочных степных трав, синими рефлексами неба на одеждах и синевы облаков на горизонте создают активную цветовую гамму.

На материале этой картины и других произведений К.Т.-Б. Тельжанова можно видеть, как сквозь ткань и плоть живописи, привнесенного в казахскую культуру ХХ веком вида искусства, проявляется, мощная творческая потенция национальной души. Именно она прессует все выразительные средства художника в единый творческий метод, внося в искусство Казахстана эпико-романтический пафос, легендарную героику возвышенных человеческих образов, не разделявших собственную судьбу от национальной. В характере мазка и композиционном строе картин живописец преломляет отголоски безмерной страсти кочевника к вечному движению и беспредельности пространств, свободу его души и духа.

Чисты и полнокровны краски «Кокпара», простые, ясные, но сильные чувства владеют его героями, схожими по своей геройской стати с образами народного фольклора. Герой художника всегда, раздумывает ли он об отношениях традиции и времени, летит ли в стремительной скачке по родной степи, участвует ли он в схватках революции или даже мечтает о будущем у костра, всегда активная действенная личность.

В этой работе наиболее выразительная сторона – экстатически властная тяга к активному действию, движению. Мысли и чувства, и тем более действия героев подчеркнуто экстравертны, очевидны в своем бурном эмоционально напряженном выплеске. Эффективная, спонтанная животворность сил человека и природы принципиальна как для этого полотна, так и для творчества художника в целом.

Избыток жизненных сил и потенций природы в картине К.Т.-Б. Тельжанова приведен не просто в движение, а в бурлящий вихрь ритмов и событий. Гармоничное равновесие духа ранних работ сменяется в его искусстве свободным взлетом раскрепощенного, почти имматериализованного духа. На этой внутренней концепции выстроено пластическое решение полотна.

Соответственно возникает обобщенный, свободный формальный строй, широта и динамика мазка, решительность ясных и чистых красочных сочетаний, необычность резких, порывистых композиционных решений. Апофеозом свободы, гимном свободе как жизненному идеалу, воплощенной в живописи стихией движения становится полотно «Кокпар»

Из книги «100 шедевров искусства Казахстана. Живопись. Скульптура. Графика»

Поделиться: