Современные дети и книги оказались по разные стороны баррикад

Поделиться:

23.08.2021 5601

Но ни угрозами, ни мольбами я не мог убедить

ее прочитать что-либо иное, чем так называемые

«книги комиксов» или рассказы в журнальчиках для

американского прекрасного пола. Любая литература

рангом чуть выше отзывалась для нее гимназией,

и хотя она была не прочь когда-нибудь попробовать

Сказки Шехерезады или «Маленькие Женщины»,

она категорически отказывалась тратить «каникулы»

на такие серьезные, ученые книги.

Владимир Набоков, “Лолита”

В преддверии нового учебного года поговорим о наболевшем. Современные дети и книги оказались по разные стороны баррикад. Сложно сказать однозначно, почему так произошло. Если раньше детвору ещё можно было заманить "Гарри Поттером" или "Сумерками", то сейчас неокрепшие умы всецело заполонил интернет. Но только ли во всемирной паутине дело?

Сознательные родители бьют тревогу - дети не читают. Причём дети как дошкольного, так и старшего школьного возраста. Но почему-то не признают, что в первом случае вина лежит на них самих. Простая стратегия: всунуть чаду в руки смартфон, так что ближайший час можно посвятить себе. А кто ж захочет разбираться в заковыристых буковках, когда на экране всё так красочно и весело?

Визуальная составляющая медиа-контента продвинулась настолько, что у литературы не осталось шансов. Что плоские картинки из книжки могут показать такого, чего ещё не сделали работники Pixar? Попытки заставить ребенка читать дают обратный эффект. Некоторые вовсе пускают дело на самотек - не хочет сейчас, авось через пару лет дорастет.

Каламкас, родитель:

"По словам сына, он единственный мальчик в его окружении, которого заставляют читать. Ему 10 лет, и я до сих пор приучаю его к совместному чтению. Сам не хочет - приходится использовать родительский авторитет. Покупаем современные переводы бестселлеров, с казахской детской литературой сейчас беда - советские произведения детям неактуальны. Хотя мои старшие дочери, 14 и 16 лет, читают постоянно, сами покупают книги, причём чаще на английском".

Но если насчет малышей можно спорить, то с учениками старшей школы сложнее. У них подход к чтению осознанный. Тут безответная любовь, непонимание родителей, максимализм - не до книжек, в общем. Да и проблема мобильных телефонов никуда не делась. Если во время очного обучения педагоги ещё как-то справлялись с интернет-зависимостью, то с переходом на онлайн-обучение шансы сравнялись с землёй. Проконтролировать успеваемость почти невозможно, плюс родители трубят во все стороны - у детей садится зрение. Так что раньше читать было попросту скучно, а теперь не позволяет здоровье.

Справедливости ради, школы тоже хороши. Учебная программа постоянно претерпевает изменения. Количество часов на разные предметы варьируется, и литература почему-то попадает в список ущемленных. Как можно урезать предмет, воспитывающий нравственность и критическое мышление - одному министру образования известно. Ниже представлено стандартное расписание уроков литературы в средней и старшей школе:

5-7 класс - 2 часа в неделю;

8-9 класс - 3 часа в неделю;

у 10-11 классов количество часов зависит от направления: естественно-математическое - 2 часа, общественно-гуманитарное - 3 часа.

На казахскую литературу и вовсе выделен один час в неделю независимо от класса. Одним словом - негусто. К примеру, на изучение романа "Тихий Дон" одиннадцатиклассникам даётся три часа, то есть сто восемьдесят минут. Если из каждого выкинуть десять минут на технические вопросы, остаётся сто пятьдесят. Как за два с половиной часа разобрать книгу из четырех томов? Никак.

И тут возникает вечная дискуссия в адрес классики - убрать нельзя оставить. Если бы на литературу отводилось больше часов или хотя бы один факультатив в неделю, то тяжеловесную классику можно было бы оставить. “Доктора Живаго” слависты разбирают годами, а бедным школьникам полвека истории пытаются вбить за полтора часа. Ещё один камень преткновения - дети не понимают архаизмов, которыми сочатся стихи Державина и Ломоносова. Да и сопровождающий текст в учебнике написан так, что мухи мрут, пролетая мимо.

Оксана, учитель русского языка и литературы:

"На дистанционке проводить уроки литературы трудно. С чтением практически ничего не изменилось - дети читать не любят. Читают краткое содержание, чтобы ответить на вопросы СОР и СОЧ (суммативное оценивание за раздел пройденного материала, суммативное оценивание за всю четверть). Хотя некоторые классы радуют - ребята не просто проходят произведения, но и активно обсуждают их на уроке. Не все, конечно, но остальные слушают, задают вопросы. Чтобы было интереснее, мы с ними научились делать буктрейлеры (прим.автора - короткие видеоролики, в произвольной форме рассказывающие о какой-либо книге).”

Хорошее подспорье школьникам дают аудиокниги, ролики и лекции на YouTube. Существуют сайты вроде "Брифли", на которых пересказывают книги максимально сжато. Если нет времени, но очень надо - они выручают. Другое дело: как за пять минут пересказать книгу из шестисот страниц, чтобы у читателя не закипели мозги? Или относительно небольшую “Мастера и Маргариту”, но с рекордным количеством сюжетных линий?

Самое время вспомнить про клиповое мышление. Термин появился в середине 90-х годов прошлого века и обозначал особенность усвоения информации. Человек с клиповым мышлением воспринимает мозаику из быстро сменяющихся образов. Поэтому современному обывателю проще посмотреть двадцать роликов в Тик-Ток, чем один двухчасовой фильм. Не мы такие, а наше сумасшедшее время. Не могут дети, выросшие на боевиках Марвел, воспринимать классику. Особенно когда условный Обломов десять страниц подряд лежит и размышляет о бренности бытия. Вот если бы он делал это хотя бы на бегу, а лучше не делал вовсе - другое дело.

Нередкое явление, что люди не любят Достоевского со школьной скамьи. Как запихали "Преступление и наказание" кулаком в горло - так всё. Фёдор Михайлович - личность выдающаяся. И книги его не зря считаются мировыми шедеврами. Но они рассчитаны на взрослую аудиторию. Слишком сложно неокрепшему мозгу воспринять сразу и мудрость, и специфику времени, и тяжесть повествования.

Семён, ученик старшей школы:

“Мне нравится читать, а вот большинство моих сверстников делает это бездумно или только потому, что “надо”. Со школьной программой в целом всё неплохо, но иногда смущает выбор произведений авторов. К примеру, у Куприна есть много интересных рассказов: “Мелюзга”, “Река жизни” или “Телеграфист”. Но преподают переоцененный “Гранатовый браслет”. Также считаю, что в программе не хватает современной литературы, даже авторов 20 века очень мало. Возможно поэтому школьники и не любят читать.”

А стоит ли игра свеч? Классика нужна, но в умеренных объемах. Школьнику надо показать, что эти произведения, как и их авторы - то, на чем держится общество. Да, их непросто понять, да, они требуют особого отношения. Но если в голове это уложится, то лет через двадцать уже взрослый человек сам подойдет к книжной полке и возьмет томик Лермонтова. А если продолжать пугать ничего не понимающих старшеклассников Чернышевским, высок риск получить общество сплошь из набоковских Лолит.

Наталья, родитель:

“Я уверена, что будет ребенок читающим или нечитающим, зависит от того, как к чтению относятся родители. На данный момент, по собственному желанию моя дочь (14 лет) читает комиксы. Я сначала возмущалась, потом почитала сама то, что ей нравится - сюжеты неплохие, довольно интересные, хоть и своеобразные. Поэтому я решила - пусть. Сейчас это, потом, глядишь, заинтересуется и другой литературой.”

То же касается и читателей помладше. Ни один умный дядя или тётя не переубедит кроху, если тот никогда не видел собственных родителей с книгой. Проблема решается просто. Родителю стоит сходить в книжный магазин и на время вообразить себя ребенком. Взять то, что с удовольствием прочитал бы сам. В конце концов, загрузить книжку с картинками на ненаглядный планшет и предложить как альтернативу очередной виртуальной игрушке. И тогда не только родители, но и чтение станут ребенку верными товарищами по жизни.

Алёна Тимофеева

Поделиться: