Мальчик на быке
Поделиться:
Николай Хлудов приезжает в Казахстан почти 30-летним человеком. Уже в этот период он хорошо знаком с искусством русской реалистической школы, увлечён ею, но, скорее, как любитель. Диапазон его профессиональных притязаний широк: замечательный этнограф, неутомимый и любознательный исследователь-географ, талантливый и трудолюбивый учёный и путешественник – всё выдаёт в нём натуру неуёмную, деятельную, романтичную. В Казахстане он становится членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отделения Русского Географического общества, участвует в многочисленных экспедициях, позволяющих ему узнать и изучить новые экзотичные ландшафты, национальные обычаи, костюмы. Главный пафос его живописи – это радость первооткрывателя, встретившегося с прекрасным и удивительным миром. Природа Казахстана, ее богатство и разнообразие воодушевляли Н. Хлудова, наполняли душу восторгом, отблеск которого чувствуется в каждом произведении мастера.
Живопись Н. Хлудова носит камерный, интимный характер. Искренность, простодушие и яркость чувств художника, влюбившегося в этот край и служению которому он посвятил свою жизнь, составляют главный пафос его творчества.
Работа «Мальчик на быке» написана в самый плодотворный период в жизни Хлудова-живописца, и, несмотря на малый формат, относится к лучшим произведениям художника. 1900-1920-е годы – время его творческой зрелости, когда накопленный разноо-бразнейший натурный материал позволил художнику качественно изменить характер живописи от конкретно-детализированного к обобщённо-образному. В этом произведении присутствует свежесть и лёгкость исполнения, характерные обычно для пленэрных работ мастера. Композиционный и колористический строй картины: простота и ясность, уравновешенность и убедительность в передаче деталей, точность цветового решения, понимаемая как обязательное сходство с натурой, свидетельствуют о том, что Н. Хлудов был знаком с академическими основами живописи. Этюдные работы, к которым относится и «Мальчик на быке», написанные быстро, выглядят убедительнее и интереснее «сочинённых» композиций. Это происходит оттого, что Н. Хлудов больше чувствовал, чем знал теоретические законы живописи. Постижение окружающего мира не столько научным, рациональным, сколько эмоциональным, эмпирическим способом привело к появлению искренних, прочувствованных, но, нередко, наивных произведений. Природа обращения к методам наивного или примитивного искусства в творчестве Н. Хлудова лишь отчасти была обусловлена отсутствием (или недостаточной степенью) художественного образования. Главным образом это было связано с его личностным становлением в мире искусства. Следует обратить внимание на неизменно малый формат его работ, на тонкую кисть. Его картины как бы собраны из очень мелких деталей, прописанных с большой степенью завершённости.
Композиционная структура многих произведений Н. Хлудова, в том числе и «Мальчик на быке», имеет сходство с приёмами, так называемых, народных картинок. Лубочное начало проглядывает не только в особой манере организации живописного пространства: в выраженной уплощённости (как следствие – упрощённости) и фрагментарности изображаемого, в умении видеть каждый предмет отдельно, увлекаясь конкретной формой, прописывать его как бы на фоне, не вписывая в общее пространство картины. Но главное, что объединяет народные картинки и полотна Хлудова – это их общая «проникновенность и восторженность». Любое произведение Хлудова – это, прежде всего, фрагмент природы, органично существующий в собственной обособленной форме, как и лубочная картинка.
Об ощутимой связи с лубком свидетельствует и колорит его работ, построенный на мягких, сближенных, «натуральных» сочетаниях, стремящихся как можно точнее соответствовать природе в её реалистическом понимании. Такая своеобразная художественная дескрипция «простодушной убедительности» характерна для искусства лубка и живописи Н. Хлудова. Позднее это хлудовское стремление к упорядоченному живописному изложению, к нарративному разъяснению ярко проявится в живописной манере А. Кастеева.
Внешне статичная композиция «Мальчика на быке», полна живых эмоций, которые одушевляют образ. Мальчик и молодой бычок, неспешно шествуя по своему маршруту, вдруг остановились внезапно и с любопытством смотрят на художника-зрителя. Этот взаимный интерес полон симпатии и искренности. В крохотном формате картины уместилось многое – и бескрайность казахской степи и открытость, приветливость, доброжелательность казахского национального характера, который хорошо знал, чувствовал и любил Н. Хлудов. С любовью и симпатией прописан главный герой – вполне уже самостоятельный и смелый мужчина, несмотря на свой юный возраст и хрупкое телосложение. Зоркий взгляд художника точно подмечает и фиксирует детали: заострённо-худенькие плечи мальчика, босые ноги, простую упряжь, но вместе с тем – гордую (если не сказать величавую) посадку головы с высокой линией подбородка, прямую спину. Образ мальчика на быке просто источает уверенность и спокойствие.
Полотно «Мальчик на быке», несмотря на миниатюрный формат, пронизано воздухом, солнцем. Степной простор в пространстве этой картины является важной составляющей художественного образа. В этюдных формах обычно исключается задача передачи глобальных смыслов, но в этой картине Н.Г. Хлудова содержатся важнейшие качества большого произведения. В этом цельном, сбалансированном композиционно и колористически, полотне перед нами возникает картина мира – дома.
Поделиться: