Страничка ученика: Ыбырай Алтынсарин

Поделиться:

19.10.2021 7500

Признаком национальной духовности является приверженность культурному наследию, приближение к глобализации и самосохранение наций. В стремлении к этой цивилизации мы должны сохранять национальный девиз и дух. Ыбырай занимает значительное место в народном просвещении в истории литературы и культуры. Он является одним из основателей казахской письменной литературы и языка. Внес в литературу новые темы, внес передовые идеи. Он создал произведения на основе напряженных интриг и образов, развил литературу не только по содержанию, но и по видам через жанры, которых раньше не было. Его стихи с глубоким смыслом, короткие и трогательные рассказы заняли особое место в истории нашего искусства. Особенно четко в его произведениях и переводческих произведениях прослеживаются все основные требования к детской литературе, в частности, небольшие размеры произведения, простота конструкции, чистый и понятный язык, художественное и интересное изложение в соответствии с понятием и возрастом ученика и многое другое. В своих рассказах Ы. Алтынсарин эффективно использовал противоположные слова и, взаимодействуя с ними, создавал произведения, имеющие высокое воспитательное значение.

Имя Ыбырая Алтынсарина, верного сына казахского народа, национальной гордости, основоположника казахской педагогической науки, ювелира слов, переводчика, общественного и культурного деятеля 60-х годов XIX века, занимает большое место в истории общественного мнения и культуры.

У Ыбырая Алтынсарина другой образ жизни, рабочая среда, социальная сфера. Во-первых, Ыбырай своими руками воплотил в жизнь мечту Чокана и Абая увидеть родной народ из числа культурных народов. Он – педагог-новатор, который создал новую школу для разных народов, записал и собрал учебные пособия.

Во-вторых, писал свои произведения на двух языках. В-третьих, в разные периоды Ыбырай оставался со своим народом и разделял все его тяготы.

С точки зрения сегодняшнего дня, творчество и жизненный путь Ыбырая состоят из инновационных идей и действий. Если обратиться к исследованиям, посвященным творчеству Ыбырая, то он предстает первенцем, основателем, лидером во всех своих начинаниях. Например, Ыбырай стал первым детским писателем в истории казахской литературы.

Бір Аллаға сиынып,

Кел, балалар, оқылық, - так начинается знаменитое стихотворение, призывающее подростков к грамоте, получению знаний, обогащению нематериальным, духовным богатством.

Ыбырай Алтынсарин – первый ученый-методист, основавший педагогику и методику начальной школы, педагог-специалист в области психологии детей младшего возраста, автор учебников, методических пособий начальной школы. В организации библиотечного дела, в подготовке казахских учителей, в повышении профессиональных навыков Ыбырай занимал лидирующие позиции. Профессиональные школы на казахской земле обрели формальный характер и расширили свое поле деятельности по Евразийскому образцу.

Ыбырай – не только учитель, но и поэт, писатель, один из выдающихся людей, занимающих важное место в истории казахской литературы. Его становлению крупным ученым-педагогом, педагогом способствовали разнообразные общественно-социальные условия.

В свое время великие просветители-демократы, такие как Шокан, Абай и Ыбырай, объединившие судьбу казахского народа в единстве с русской культурой, оставили неизгладимый след в нашей истории. В этой связи вклад и заслуга Ыбырая Алтынсарина огромны. Он не только призвал отстающих от культуры и образования людей овладеть искусством, техникой соседней страны, но и внес неоценимый вклад в непосредственное осуществление этого благородного дела. Впервые в казахской степи открыл предметные школы русского языка, написал в них учебники на основе русского алфавита, сам преподавал и прилагал усилия для подготовки учителей, отвечающих новым требованиям.

Учебник, составленный Ыбыраем, был основан, прежде всего, на педагогических воззрениях и методах обучения и воспитания русских, оставленных европейцами, но учитель не стал их воспринимать без разбора, а, напротив, взял материалы, входящие в него, в соответствии с понятиями казахских детей, и сам добавил в хрестоматию, где сочинял рассказы, стихи, посвященные этому требованию. Таким образом, великий учитель-просветитель вложил все свои силы в то, чтобы наполнить наш народ источником знаний и приобщить к другим культурным странам. Он проложил путь в этом направлении и посвятил ему всю свою сознательную жизнь.

Особое влияние на становление общественных, педагогических, научных взглядов Ыбырая оказали такие русские друзья, как В. В. Григорьев, Н. И. Ильминский, Я. П. Яковлев. Благодаря их непосредственному совету, помощи он не только повысил свой опыт и знания, но и ознакомился с трудами революционеров-демократов России, таких как И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Т. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, сделал образцом для своей хрестоматии учебники Л. Н. Толстого, И. И. Паульсона, К. Д. Ушинского. Сделал из них много переводов и использовал в воспитательных целях. Даже через Н. И. Ильминского познакомился с известным татарским ученым X. Фаизхановым и долгое время переписывался с ним.

В письме к Н. И. Ильминскому (1864 году, 16-го марта), который непосредственно помог ему открыть первую казахскую школу, Ыбырай написал о том, что его мечта сбылась и он открыл школу, в которую вошли 14 казахских детей. Писал о том, что дети тоже были в восторге, и всего за три месяца они уже научились читать и писать по-русски и по-татарски. Он прилагал все усилия для того, чтобы потом они не стали взяточниками, старался воздействовать на них гуманно.

Продолжение следует...

Поделиться: