Символизм - реальный мир прошлых и будущих событий
Поделиться:
Как символ суверенитета и независимости Казахстана, разумно изучать и справедливо оценивать наше прошлое в век, когда наш флаг развевается в небе, наша культура и литература развиваются, а наши национальные традиции возрождаются. Теперь у нас есть долг изучать нашу историю, читать и анализировать нашу литературу и культуру, справедливо оценивать, распознавать глубокие корни нашего языка и искусства. Сейчас нет железной преграды для науки и образования. Сегодня можно распознать течения и тенденции начала ХХ века, которые занимают определенное место в истории казахской литературы, которое было невозможно изучать в советское время, узнать художников, которые следовали этому направлению. Можно дать справедливую оценку тем областям, которые изучались в прошлом. Одна из таких тенденций - движение символизма. Символические описания занимают особое место в нашей литературе.
Внедрение символики в литературу – это период между Первой мировой войной и Октябрьской революцией ... В начале направления символизма в русской литературе названы А. Блок и А. Белый. По мнению многих западных ученых, русский модернизм внес значительный вклад в развитие эстетических идей нового века. На волне антипозитивистского восстания начало входить новое направление в литературе - модернизм. В начале века реализм сильно пострадал от символизма. В конце XIX - начале ХХ веков в русской литературе появились два противоречащих друг другу понятия: «символический реализм», «реалистический символизм». В символическом реализме вся остальная жизнь, то есть потусторонний мир, рассматривается через повседневную жизнь.
Что касается реалистической символики, Ф. Достоевский говорит: «Человек может узнать человека только в полном реализме» [1,65]. Кроме того, о произведениях поэтов-символистов, по его мнению, человеческая душа, разум, дух, различные внутренние явления, строение тела - все сошлось воедино и «открыло путь к признанию символического бога».
Понятие «символизм», появившееся в литературе двадцатого века, было большим нововведением в то время. Это было новое направление в литературе начала ХХ века. Об этой новой тенденции сложилось много разных взглядов и мнений.
Александр Блок говорит: «Символизм - реальный мир прошлых и будущих событий. Символизм характеризуется объективностью и правдивостью - только эта правда позволяет мне по-настоящему познать смысл жизни, мира и искусства» [2, 142].
По поводу направления символизма Ш.Р. Елеукенов сказал: «Настоящим поэтом будет только художник, который интуитивно чувствует истину, грудью и передает ее определенным символом» [3,12]. По мнению поэтов-символистов, окружающая среда таинственна, фальшива, а реальность реальной жизни остается загадкой. Их работы отражают кризис того времени, отказ от правил буржуазного общества, дистанцию между фантастикой и реальной жизнью, ощущение постоянства великих исторических перемен. По мнению символистов, задача поэта - внушить людям другие жизни, разбудить слепых. Это было неожиданным развитием литературы конца девятнадцатого - начала двадцатого веков.
В работе Р. Муталиевой по исследованию течения символизма было написано о «Наследии символизма» профессора С. Бауре из Оксфорда о мировом значении течения символизма, об издании произведения Масленникова «Безумные поэты, Андрей Белый и русские символисты», также было проанализирована публикация Я.Хольтхузена «Исследования по эстетике и поэтике русского символизма».
Взгляды одного из основоположников направления символизма - В. Брюсова анализируются в творчестве Д. Максимова. В. Брюсов: «Символизм – это аллюзия, жестовая поэзия. А символическая поэзия, прежде всего, пытается передать идейную поэзию с помощью аллюзий и символов» [4, 151], - заключил он. Любой романтизм в основном ассоциируется с идеями свободы, независимости и вольности.
Существуют разные взгляды на изучение символизма. Например, некоторые говорят, что символизм находился под сильным влиянием сил общества, в то время как другие сравнивают символизм со старинным танцем «ужасного противоречия». «В этом танце люди кланяются друг другу, а затем к девушке кланяется роза. Тогда девушка написала ему, что «здесь никто не хочет быть похожим на себя» [4, 136].
В символизме существует поверье, что слово не имеет значения и не играет роли, только внешний вид. Символ, но также и поэтический образ. Этот символ часто используется как синонимы. Проблема символов давно стала предметом науки. Известно, что это особая когнитивная особенность, связанная с развитием человеческого сознания, которая является результатом углубления мировоззрения. Символ - греческое слово (symbolon) - первоначально это слово означало любое материальное значение, имевшее тайное условное значение.
В энциклопедии символ упоминается следующим образом: Символический образ часто размывается. Символ - одна из древнейших категорий в истории человеческого сознания. Первые фантазии, предсказания, древние представления, верования - явления, повлиявшие на происхождение символа» [4, 157]. То есть вы можете видеть, что происхождение символа глубокое. Однако, несмотря на долгую историю формирования символа, сегодня понятие «символ» расширилось за счет включения фольклора, литературы, мифологии, лингвистики, философии, семиотики, психологии, культурологии и т. д. и стал основным объектом исследований в области науки. Наша цель - распознать использование, образность, поэтическую природу символа в литературе.
В начале ХХ века в русской литературе усилилась декадентская тенденция. Символику своим произведениям придали ее видные представители К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый. Символисты заявили, что поиск деревни истины в реальном мире был ошибкой. По их мнению, произведение искусства должно раскрывать тайну правды. Для этого вам необходимо визуализировать мистический мир. Если удается уловить блики, найди язык и вложи его в таблицу слов – это настоящая поэзия. Особенно это касается творчества Александра Блока.
Открыли дверь мою метели,
Застыла горница моя,
И в новой снеговой купели
Крещен вторым крещеньем я.
Я так устал от ласк подруги
На застывающей земле...
И гордость нового крещенья
Мне сердце обратила в лед.
Ты мне сулишь еще мгновенья?
Пророчишь что весна придет?
Но посмотри, как сердце радо!
Заграждена снегами тверь.
Весны не будет и не надо-
Крещеньем третьим будет - Смерть [5,22].
В этом стихотворении А. Блок впервые вкушает сладкие плоды жизни, разочаровывается в них, падает из безжалостных глаз, съедает жестокие сцены жизни, ранит душу, падает, плачет и наслаждается этим, даже если он ранен, он жаждет смерти. Он считает это утешением. Это общее понятие для всех символистов.
Один из пунктов нашей статьи посвящен анализу творчества Магжана Жумабаева. Однако, чтобы сравнить преемственность с творчеством А.Блока, хотелось бы сделать обзор творчества Магжана Жумабаева.
...Өлім күйі тәтті күй,
Балқиды жаным бұл күйге.
Мені де өлім әлдиле,
Әлдиле, өлім, әлдиле...
Стихи Магжана Жумабаева стоят в одном ряду с поэзией символистов ХХ века. Таким образом, символизм, который сформировался и зародился в русской литературе, получил кульминацию в произведениях Магжана Жумабаева на казахском языке.
«Нет сомнений в том, что романтизм Магжана Жумабаева находился под влиянием литературы его времени, стремившейся к свободе» [6, 10].
В начале ХХ века наши поэты и писатели подняли казахскую поэзию на мировой уровень. Он также начал переводить классическую литературу Запада и Востока. Перевод также оказал влияние на нашу оригинальную литературу.
В начале ХХ века наши поэты не только переводили русскую и западную литературу, но и принесли свои произведения в этом направлении. Жанры формировались и развивались через перевод. Тогда наши поэты, такие как Магжан Жумабаев, внесли элементы сентиментализма и символизма. Стихи поэта, подвергавшиеся резкой критике в советское время, были в основном новыми произведениями, перенесшими литературу в этот период.
Наши поэты, поэтессы и писатели еще больше развили и обогатили богатство казахского языка, богатую устную литературу нашего народа, которая создавалась и обогащалась на протяжении веков, и использовали ее в своих произведениях. Одна из них заключается в том, что эти символы возникли в нашей оригинальной литературе и развились в произведениях более поздних авторов. Неоспоримый факт, что духовное богатство народа - единственный великий природный талант, создающий настоящую фантастику. Именно эти великие таланты познакомили мир с растущей литературой казахского народа в ХХ веке.
Символ – это один из аспектов искусства использования слов. Использование символов необходимо для захвата воображения поэта и увеличения имиджа произведения. Известно, что символ часто используется в устной литературе казахского народа. В казахских произведениях трава полыни используется как символ.
По словам Н. Арутюновой: «изображение выходит за рамки своего реального смысла, но не расширяется и не выходит за рамки обобщений, представляет новое содержание по сравнению с символом». «Символ расширяет свое содержание, основываясь на идее всего произведения, но не полностью определяет его (произведение) [4, 149]. Не все изображения являются символами. Изображение может быть распознано как символ только при определенных условиях.
В стихах Абая образ девушки представлен символом шолпы:
Білектей арқасында өрген бұрым,
Шолпысы сылдыр қағып жүрсе ақырын.
Кәмшат бөрік, ақ тамақ қара қасты.
Сұлу қызды көріп пе ең мұндай түрін?
Обратим внимание на стихотворение Магжана «Шолпы», в которой шолпы используется как символ любви:
Сылдыр, сылдыр, сылдыр...
Қанымды қайнаттың құрғыр
Шық-шық жүрекке тиеді,
Күлпара талқан боп сынғыр!
Сылдыр, сылдыр, сылдыр...
Өзекті өртеді құрғыр
Әдейі іргеден жүреді
Сұлу қыз санадан солғыр
Три писателя - Абай, Магжан, Мухтар - используют слово «шолпы» для создания образа казахской девушки, заостряют эмоциональные нити близких, и каждый создает вокруг этого образ своей героини. Тогда Абай и М. Ауэзов восприняли шолпы как деталь, отражающую и дополняющую образ девушки, а Магжан Жумабаев использовал ее как образ. Однако все три автора использовали шолпы как символ красоты и элегантности, подчеркивая, что красота – это красота не только внешнего тела, но и особой чуткости и любви.
Абай выражает свою привязанность к первой любви Тогжан, которая разбила ему сердце. Сердцебиение резонирует со звуком пульса. Магжан Жумабаев описывает свою глубокую любовь и привязанность. Чувство гнева подавляется только звоном колокола. Следовательно, символ распознается как изображение, поэтому имеет образный характер. Но для того, чтобы любое слово можно было распознать и как символ, и как изображение, оно должно иметь характер и того, и другого.
В тридцать седьмом слове Абая он собственными мыслями показывает разные пути человека к достижению высокой карьеры. «Высокая должность — все равно что высокая скала. На нее и неторопливая змея вползет и быстрокрылый сокол взмоет. Недоброжелатели начинают хвалить тех, кто еще не достиг вершины, а эти, легковерные, радуются их словам» [7, 467].
Он сравнивает высокую карьеру с высокой скалой, до которой никто не может добраться, и с тем, как человек может ее достичь, со змеей, орлом, с человеческим прошлым. Символ карьеры - высокая скала. Точно так же этот символ используется в творчестве М. Ауэзова. В художественной литературе: «Высокая карьера, высокая скала. К его голове прилетит орел, а змея усердно потрудится! На каком из них вы сидели? Если ты не орел, ты змея для своего народа?! - он нахмурился и воздержался от другого слова» [8, 284]. Также великий писатель использовал высокое каменистое место как символ высокой карьеры.
Продолжение следует...
Поделиться: