Символизм - инструмент поэтического описания
Поделиться:
Символизм – один из наиболее продуктивных приемов поэтов для создания поэтического образа. Символизм - инструмент поэтического описания. В казахской литературе М. Жумабаев, С. Донентаев, Б. Кулеев и другие поэты использовали символ как средство искусства. В художественной литературе то воля автора, то непроизвольная бытовая константа (фиксированная тема) играет важную роль в тематическом поле. То есть это онтологическая основа явлений жизни (жизни, смерти, света и тьмы, огня и воды) и антропологических, духовных начал человеческой жизни, состоящих из мировых и природных начал, универсалий. (Чуждение и приспосабление, высокомерие и послушание, созидание и разрушение, грех и благочестие).
В казахской лирике эти основы нашли отражение в стихах Магжана Жумабаева. Это вечные темы, составляющие основу художественной литературы, а также аспекты личного авторского познания, влияющие на культурно-исторические и экзистенциальные настроения. В этих поэтах особенно выражено экзистенциальное настроение, которое рассматривается как личное авторское познание. В то же время следует отметить, что в стихах Магжана культурно-исторические явления имеют особое выражение. Магжан Жумабаев - один из поэтов, которые внесли бессмертное наследие в нашу литературу, привнеся новизну в казахскую литературу своей поэзией, богатой таинственностью и мистикой, артистизмом и мыслью.
«В казахской литературе Магжан внес много новшеств, перевел русскую символику (образ) на казахский язык, превратил стихотворение в мелодию (музыку), создал звуковой образ, провел новые измерения. Он усилил романтизм и даже обострил его», - сказал Ж. Аймауытов, отметив, что Магжан Жумабаев привносил в казахскую литературу варианты русского символизма и сентиментальности.
Он вводил новшества не только посредством переводов. Также через его стихи, образы, мелодии, образы, структуру стихотворения и т. д. поднял казахскую литературу на новый уровень. Такую же методику и методическую поэзию в постабайскую казахскую поэзию ввел Магжан Жумабаев.
Красота и великолепие стихов Магжана Жумабаева, его красноречие и поэзия, его артистизм и вдумчивость не раз покоряли читателя, и пленили всех. Эта сила поэзии Магжана Жумабаева была полностью признана его современниками, как открыто, так и загадочно написано и передано. Комментарии Жусупбека Аймаутова раскрыли секрет лирических стихов Магжана Жумабаева. Талантливого поэта Ж. Аймаутов сравнивает с Пушкиным. Поэзия Магжана Жумабаева была признана и оценена правильно и справедливо.
Мухтар Ауэзов писал о Магжане: «Конечно, я люблю Абая больше всех казахских писателей. После него я люблю Магжана. Люблю его европеизированность, яркость, солнечность. В его стихотворениях я как будто вижу и чувствую красивую девушку, которая, родившись в простой селе казахских поэтов, попадает во Дворец культуры и красоты в Европе и живет там в мире и согласии со всеми людьми. Магжан – великий поэт культуры. С внешней точки зрения кажется, что он, как правило, выходит за пределы одного времени. Поскольку он вышел из незрелой казахской общины, но, в конце концов, распространителями литературы будут не поэты, которые присоединились к газете и подобрали баланс своей повседневной жизни, они будут поэтами, опередившими свое время и продвинутыми. Не может быть полноценной литературы без четкого обозначения литературы. Следовательно, слово Магжан – это слово, которое можно использовать, чтобы смотреть в будущее и держаться подальше от прошлого. Кроме того, я считаю нас всех сомнительными и очень ненадежными» [1]. Творческая жизнь Магжана сегодня стала предметом исследования наших литературоведов. Есть исследовательские работы о жизни и творчестве поэта. Магжан акын своим неповторимым характером и загадочным миром занял свое место в сердцах людей, привнеся в казахскую поэзию свои произведения, характерные для искусства символической поэзии.
Сегодня наши ученые справедливо оценивают труды Магжана Жумабаева. Например, ученый Б.Ибраим пишет: «Творчество М.Жумабаева - это эстетическое явление, художественная новизна, которая подняла казахскую литературу колониального периода на уровень мировой литературы, добавила психологические и художественные круги, новые узоры и краски к мировой поэзии. Он обогатил эстетический мир нашей поэзии новыми красками, сложным миром эмоций и поднял его на новую высоту. Очевидно, лирический герой стихов Магжана Жумабаева - это не то же самое, что персонажи казахских стихов. Он искренне раскрывает свои чувства, эмоции и душевные перевороты.
Б.Ибраим отмечает, что новизна Магжана Жумабаева в поэзии - «умелое использование эстетических построений, художественных концепций, расширяющих возможности живописи, обогащающих художественный мир».
Его стихотворения «Мені де өлім әлдиле», «Жел», «Ой», «Күзді күні», «Алдамшы өмір», «Сағындым», «Сарғайдым», «Түс», «З-ға», «Бүгінгі күн өмір, өлім менікі» и другие написаны поэтом в состоянии безысходности. «Поэзия Магжана Жумабаева изолирована, как звезда Шолпан в двадцатом веке истории казахской поэзии... Магжан Жумабаев – великий поэт-реформатор, радикально изменивший казахскую поэзию. Магжан Жумабаев придает стихотворению романтический тон. Он ищет иной связи между человеком и природой ... » [6, с. 73-74].
В стихотворениях «Қысқы жолда», «Жазғы жолда» поэт не останавливается ни на веселом, веселом образе лета, ни на суровой, жестокой форме зимы. Описывая природу, поэт сравнивает судьбу страны с его явлениями:
Ызғарлы жел долданып,
Екі иіннен дем алып,
Ішін тартып осқырып,
Кейде қатты ысқырып,
Аңдай ұлып бір мезгіл,
Екі санын шапақтап,
Біресе сақ-сақ күледі.
Кейде кенет баяулап,
Жер бауырлап жаяулап,
Аузы-басы жыбырлап,
Асып-сасып сыбырлап,
Жерді жапқан кебінді,
Сүйіп ақырын құшақтап,
«Әпсүн» оқып үреді.
Изображая жестокость природы, он изображает судьбу беззащитных и несчастных людей. В поэзии вообще, в литературе вопросы огня и воды, света и тьмы, жизни и смерти - вечные темы, связанные с человеческой природой. Опыт человеческого духа, уходящий своими корнями в космическое существо, глубоко овладел этими проблемами в художественном горизонте его бытия. Тонко изображена его многогранность и доброта. Эту онтологическую особенность можно увидеть в одном из стихотворений Магжана Жумабаева.
«Есіл жазым өтті!» -деп,
«Бәйшешегім кетті!» -деп,
«Санадан жүз сарғайып,
Қасіретті мол жас зайып
Қараңғы ұзын түндерде
Үстіне қара жамылып
Күрсініп жер жылайды.
Природные явления и времена года, такие как ветер, шторм, ураган, облака, туман, лето, зима, осень, считаются космическими субстанциями. Мировые антиномии принимаются вместе с противоречиями человеческой жизни. Чередуются свет и тьма, жизнь и смерть. Вечные природные явления, богатые неиссякаемыми тайнами и загадками с незапамятных времен. Человеческие действия называются абстрактными понятиями. Таким образом поэт изображает противоречия в обществе, неравенство и несправедливость, невзгоды жизни. Если мы обратим внимание на другую строчку стихотворения:
«Құласа күшті қара ағаш,
Қыс өтіп тағы жетсе жаз,
Жас балапан - қайыңдар,
Оларда не уайым бар,
Өткендерді еске алып,
Бұралып жас сұлудай,
Қосылып ән салар»
Каждый поиск чего-то нового в творчестве поэта создает состояние противоречий и истощает усилия поэта по разрешению внутренних конфликтов. И единственная сила, которая может преодолеть внутренние раздоры – это горе. Горе - это инструмент поэта, чтобы задушить душу, снова дать ей силы и энергию. Его заунывные стихи часто имеют эмоциональную окраску, кажущуюся борьбой с горем. В такие моменты горе показывает бездействие для души поэта, а злость, наоборот, перекатывает настроение и приводит к непроизвольным действиям. Внутренний мир поэта полон противоречий, поэтому бывает много моментов, когда преобладает обида. В стихах поэта присутствует образ внутреннего конфликта. В стихах Магжана Жумабаева бездонная река, темная ночь, дитя ночи, солнце, огонь, степь, волны, синь, синяя река, бездна, смерть, печаль и кровь, тайна жизни, дитя, задувшее огонь неизвестной души и другие языковые единицы через ритм преобразуются в образы. Суть образности произведений Магжана Жумабаева определяется названиями, выражающими настроение (скука, тоска, мистическое удовольствие, гневная грусть и т. д.).
Посмотрим на образы в стихах Магжана Жумабаева «Қысқы жолда», «Жазғы жолда», густой туман, волны, снег, бури, сильный ветер, холодный ветер, заблуждения, единственный человек в степи, желтая степь, тайна, удушье, светловолосая фея, тайна, озеро все мертво, умирает от бессознательного состояния, умирает от слез, дороги и т. д. Все это не окружающий нас мир извне, а человеческая душа, которая создана изнутри, сформирована из глубин и сделана из тайн. Это внутреннее ощущение поэта.
...Жас балапан жүрегім
Десе де табам керегін
Көріп теңіз тереңін
Қайғыға батты тұнжырап.
Алтын үміт үзілді,
Тәтті қиял бұзылды,
Көкке тіктім көзімді,
Жұлдыздардан жол сұрап.
В стихотворении поэт ищет неизведанное, ищет тайну. Молодое сердце, золотые надежды, сладкие мечты разбиты, и ему грустно. «Дария жаным өледі», - говорит поэт. Глубина его горя выражена эпитетом «глубокое море». Неизвестный мир, неизвестная тайна, скрытая внутренняя тайна, таинственная душа, бездна и т.д. Используя эти понятия, поэт изображает внутреннюю тайну. Стихи созвучные данными произведениями «Жұмбақ», «Өмір», «Жұлдыздарға», «Жиіленді қара орман», «Мені де, өлім, әлдиле».
Секрет, который можно увидеть в стихотворении «Жұмбақ»: безграничная сладость степи. Степь, единственный оставшийся человек в мире, просто игрушка в ладони. Душа истощена, а внутренний мир небезопасен. В пустыне, в мире, прямо под ногами чувствуешь тяжелое дыхание неизвестного, испуганного человека. Как будто гигантское тело готовится двинуться с места. Чувствуется запах смерти. В этом случае только видение и мудрость не погубят человеческую душу.
Қараңғылық қоюланып келеді
Қараңғылық қоюланып келеді,
Пеш ішінде шоқ ақырын сөнеді.
Күлімсіреп жанымдағы жас бала
Қызық көріп сөнген шоқты үреді.
Шоқ үстінен кішкене ұшқын ұшты да,
Біразырақ шоқ қызара түсті де,
Дереу сөніп, тезірек күлге айналды,
Астындағы ыстық күлді құшты да.
Пеш ішінде шоқ ақырын сөнеді,
Сөнген шоқты үріп бала күледі.
Ой басты ма? Әлде көзім талды ма,
Мөлт-мөлт етіп көзіме жас келеді.
Когда изнутри доносится неизвестный голос, угли, и ребенок, который его подул, и душа, сидящая у костра, становятся загадкой и начинают менять свой внешний вид. Появляется неизвестное понятие. Все это внутренние признаки концепции страдания. В то же время в стихотворении отражена высота творчества поэта. Противоядие, все горе, внутреннее напряжение человека - проявляется в появлении слез. Мастерство поэта, сила поэта - передать через белый образ без использования таких слов, как горе, страдание, невзгоды, боль. Мистические слова Магжана Жумабаева - это не знаки, направленные на познание внешнего мира, а образы, рожденные поисками тайн внутреннего мира, из глубин души.
Загадочное и красочное стихотворение Магжана Жумабаева «Мені де өлім әлдиле» - это уникальное произведение, которое ассоциируется с символистами, которые беспрепятственно в новый мир русской поэзии и воспели правду о своей жизни и людях. Произведение, написанное в том же направлении, относящееся к поэме «Әлдиле, өлім әлдиле» Бальмонта, одного из представителей символизма. Это произведение представляет собой вершину символизма Магжана Жумабаева. В нем изображена внутренняя тайна тонкого поэта, момент печали. В произведении, демонстрирующем индивидуальность и мудрость поэта, писатель изображает внутренний круг человеческих эмоций благодаря силе символического подхода.
Бетінен алма қан тамған,
Тілінен тәтті бал тамған
Бұйра толқын шашы бар,
Күлкісі меруерт шашылған.
өзі-гүл жаңа ашылған,
дәл 15-те жасы бар.
Сұлу көп жас төгіпті,
Тұншығып жасқа өліпті...
Нельзя убить юную красавицу с жемчужной улыбкой и кровью на лице, а лирическая героиня стихотворения задыхается в слезах, то есть задыхается в горе. Смерть молодого лирического героя вместо стресса растапливает душу – вызывает страх. Стихи Магжана Жумабаева полны таких глубоких загадок, которые притягивают наши чувства «как река на краю земли».
Вечный лес, вечный, как мир, равный солнцу на небе, засыпает, измученный бесконечностью. Часть природы, вечно немой старый лес, вечна, как сам мир. Чувствуя свое величие, он, казалось, предпочитал покой. Она находится в глубоком сне, и ее сны естественны. Естественно, беспокойный ветер, когда-то тихо обнявший его, заставил вздохнуть. Ветер – источник дремлющей материи и мира. Его крики «волшебства» добавляют идиллии тишины. Как будто лирический главный герой, измученный горькой жизнью, уставший и душой, и телом, ищет тишины и покоя. Если вечно немой старый лес хочет войти в мирные объятия вечного мира, душа лирического персонажа, желающего быть дитем природы, тоже жаждет покоя.
Ұйықтасам мен орман боп,
Тәтті-тәтті түс көріп.
Бетімнен тұрса
Өмірден, алдамшы өмірден жел жүріп,
«Әпсүн» оқып үшкіріп
Начало ХХ века стало поворотным в казахской литературе. Русская революция начала века полностью изменила казахстанский регион. Первый - это политика колонизации казахских земель царским правительством. Во-вторых, в казахстанской области зародилось национально-освободительное движение против царской власти. Стремление к свободе было популярным. Но он не мог управлять этим систематически, и зарождающаяся буржуазия - националистические ученые - повернула это и использовала в своих целях. Известно, что любое литературное направление, художественный метод является результатом определенных исторических событий и социальных явлений.
Анализируя изучение символа в последовательности языка, литературы и культуры, мы можем сделать вывод, что изучение символа как уникального явления в использовании каждого поэта, изучение того, является ли каждый поэт символом, который выражает и определяет его собственная подпись. Поэтому исследования в этой области очень перспективны. Это позволяет как всесторонне и глубоко изучить сложную природу символа, так и возможность узнать творчество гигантов казахской литературы.
В целом символизм просуществовал до ХХ века, хотя он и не называется символизмом, но использование элементов символизма можно увидеть в наших литературных произведениях. Например, такие стихи были основаны на восточной литературе. Элементы символизма вошли и в казахскую поэзию из восточной литературы. Основоположниками этой традиции являются такие выдающиеся восточные классики, как Абдрахман Жами, Рами и Науаи.
Казахские поэты, переводя русские произведения, внесли в казахскую литературу неповторимый характер, сочетающийся с европейским стилем. С этой переводной литературой пришло проникновение сентиментализма и символизма в казахскую литературу. Переводя наши поэты и писатели искали у русских символистов нового персонажа. Литература - великое достояние народа, историческое достижение нашего народа. Литература, с одной стороны, это наследие, передаваемое из поколения в поколение, с другой - это произведение искусства, духовное сокровище. Наши духовные богатства разные. То есть методы описания в литературе разнообразны. Один из наших поэтов вооружен романтическим подходом, а другой - мастером символического подхода. На волне антипозитивистского восстания начало входить новое направление в литературе - модернизм. В конце XIX и в начале XX века в литературе существовало два конкурирующих понятия: «символический реализм», «реалистический символизм». В символическом реализме вся остальная жизнь, то есть потусторонний мир, рассматривается через повседневную жизнь.
По мнению поэтов-символистов, окружающая среда таинственна, фальшива, а правда реальной жизни остается загадкой. В их произведениях отражается кризис той эпохи, отказ от правил буржуазного общества, разрыв между фантастикой и реальной жизнью, ощущение постоянства великих исторических перемен. По мнению символистов, задача поэта - внушить людям другие жизни.
Поделиться: