Страничка ученика: Сакен Сейфуллин

Поделиться:

18.11.2021 11718

Когда мы смотрим на жизненный путь и творчество основоположника казахской советской литературы, поэта, доблестного борца, общественного деятеля Сакена Сейфуллина, мы видим много граней великих преобразований казахской истории. Уроки истории показали нам, что Сакен, который верил в Коммунистическую партию и Советское правительство и видел его путь как путь справедливости и равенства, не терял самообладания, когда видел политические искажения со стороны руководства. Он всегда был откровенен, верил в ленинский принцип «самоуправления народов». В Казахстане он открыто протестовал против желающих сделать вывод, обвинив представителей нации в «национализме». Об этом свидетельствует его письмо Ярославскому в 1923 году. Во время своего пребывания на посту Премьер-министра Казахстана он поднял вопрос об объявлении казахского языка государственным языком, ведении государственных дел на казахском языке, увеличении выпуска книг, газет и журналов на казахском языке. Сакен Сейфуллин доказал, что так называемая «киргизская» нация – это «казах». В 1923 году он написал статью «Давайте называть казахов казахами, давайте исправим ошибки». В своей статье он сетует: «По сей день кыргызы называют казахов киргизами…». 9 июня 1923 года он опубликовал знаменитую статью «Кеңсе істерін қазақ тілінде жүргізу керек». Именно Сакен открыто выступил против политики Голощекина. Прежде всего, Сакен - великий новатор, который смог воспеть эпоху своей жизни и найти лучшие способы ее почтить. Есть также тот факт, что его музыка внесла значительный вклад в раскрытие его Богом данного таланта. Одно из отличий Сакена от других общественных и государственных деятелей – это его великая поэзия. А самый главный секрет его поэзии - новаторская реформа. Главный канал инноваций - создание имиджа современного мира. Поэты и писатели пытаются создать образ своего времени, но такой мир - замаскированное благо. Хотя Сакен посвятил большую часть своего поэтического таланта гражданской музыке, в которой преобладают политические тенденции, раскрывающие новаторский характер социальных изменений, Сакен также занимает значительное место в нашей литературе как лирический поэт. Лирика Сакена разнообразна по тематике и жанрам. Он пел о природе родной степи, бессмертной любви и настроении. При этом поэт показал эмоциональное состояние человека в тесной связи с общественной жизнью. Свидетельство тому - стихи, написанные им до революции. Как лирик новой эпохи, Сакен в своем творчестве развил этот национальный гуманизм и демократичность. Стихи Сакена о природе помогли сформировать в казахской советской литературе новую позицию. Прекрасный образ «Кокше» до сих пор хранится в сознании читателей под именем Сакен. Поэт написал множество стихотворений на эту тему.

Поэма Сакена «Аққудың айрылуы» имеет особое значение в воспевании прекрасной природы родной степи и искренней любви. Легенда о романтической любви «Аққудың айрылуы», проповедующая великую гуманистическую идею родилась таким образом, чтобы действительно удовлетворить любой художественный вкус. Мы называем «Аққудың айрылуы» лирической поэмой, потому что оно описывает только момент. Пока два лебедя праздновали на озере, кровожадный серый снайпер выстрелил в одного из них и поверг в страдания. Когда могущественная сила настоящей любви понимает, что не может жить в одиночестве, второй лебедь падает с неба на глазах у снайпера. Великая гуманистическая идея этой легенды о честной любви заключается в чувстве искренности, дружбы, любви к прекрасному. Художественная сила лирической поэмы была сильной и влиятельной.

Вторая половина 20-х годов не устраивала ни Сакена, ни его сторонников. Сам Сакен об этом сказал: «Когда я сижу на руководящих должностях, я убеждаюсь, что я не могу вмешиваться в политико-социальные дела. Я перешел в те дела, которые ни во что не вмешивается. «Аққудың айрылуы» и еще несколько моих работ были написаны именно в это время». В сборнике «Вопросы литературы и критики» 1929 года критикуют лирические произведения Сакена. Только после того, как Сакен был оправдан, «Аққудың айрылуы» заняла свое надлежащее место в его целомудрии и чувственности и истории литературы. Особое место в казахской поэзии занимает народная поэма «Кокшетау», которая началась в 1925 году, завершилась в 1928 году в Ташкенте и была издана в 1929 году. Лирический герой в поэме – Кокшетау. Все события ярко проиллюстрированы «Окжетпес», «Жумбактас», «Жеке батыр» возведены в ранг художественного образа. А образ Адак и плененной девушки, поднявшиеся до уровня художественного образа, помогают раскрыть и укрепить имидж Кокшетау. С.Сейфуллин пишет:

Жұмсамақ еңбек табы жігер-күшін

Жасамақ жер-дүниеге жаңа пішін.

Жоқ қылып қайғы, қасірет, жарлылықты

Жертобын ұжмақ қылмақ адам үшін

В этом случае поэт связывает красоту природы с трудом народа. Глубокие романтические образы в стихотворении, его восхищенные взгляды на мудрецов и деятелей, оставивших свое имя на казахской земле, являются ярким и решающим признаком того, что советская казахская поэзия прошла через процесс становления и расцвета. История и природа Кокшетау уникальны по своему вкладу в казахскую литературу и поэзию. Поэтому это было первое начало описания родной земли. Главный герой – плененная калмыцкая девушка, чтобы показать нападение Аблая на Калмыкию и ту огромную добычу, которую он оттуда отобрал. Это исторический факт, а если и нет, то необходимый способ сплести сюжетную линию произведения и создать художественный образ. Поэтому плененную калмыцкую девушку не только описали так, что у многие ею чрезмерно восхищались, но и превратили в эпос, который все казахи читают с восхищением и страстью. Он нашел прекрасное направление, которой восхищались все люди. Через пойманную калмыцкую дочь Абылай хотел узнать намерения своих героев и сказал, что должен наблюдать за их поступками или критиковать их искусство, и, наконец, дает выбор девушке. Девушка ставит три условия, потому что знает, что это последнее средство. По первому условию девушки родилась легенда об Окжетпесе. Это выражено поэтом в ярком стихотворении. По второму условию родилась песня «Жумбактас». Третье условие приводит к перекручиванию стихотворения. Когда девушка превращает свою судьбу в загадочную тайну под названием «Кептер кебі», у героев-хвастунов не хватает ума, чтобы решить ее. Человек по имени Адак, увидев, что они проигрывают в состязании по уму, не выдержав утраты чести страны, попросил разрешения у Абылая и выполнил все условия. Зрителей особенно удивляет то, что решение загадки «Кептер кебі» оказалось очень сложной. Цель Сакена - не чтить честь людей, а честь страны. Основная идейная линия поэмы заключалась в том, чтобы показать, что простой деревенский Адак – образец нравственности, справедливости и доброты, выразил словами образ их душ. В поэме Сакена «Кокшетау» рассказами «Жеке батыр», «Бурабай», «Окжетпес», «Жумбактас» не только развернула сюжетную линию, но и воплотила в словах образ их души. Именно здесь глаз радуется красочному виду, увлекательные истории захватывают душу.

Жағалай тау мен орман анталасып,

Ортада жатқан жасыл мөлдір айна,

Ойнайды сол айнадан жүзін көріп,

Кеш болса сансыз жұлдыз, алтын ай да.

Это настоящая лирика природы. Сакен не обращает внимания на каждое действие, если только он не рассказывает легенду. Он показывает ученику приятный вид природы силой слова. Кажется, автор создал пейзажную галерею «Кокшетау». Посмотрите на следующее описание:

Үйшік бар әлгі құзда үңгірлеген,

Ішіне кірсең үйдей күңгірлеген.

Аталған «Кенесары үңгірі» деп:

Көрсеңіз тәрізді іші дым кірмеген.

Конечно, в великих произведениях поэта, которые он подарил казахской литературе, мы находим много красоты и изящества, прекрасного красноречия, чудесного образа, случайного характера. Естественно сказать, что Сакен и Магжан соревновались в природе и истории прекрасного Кокше. Однако известно, что стихи Магжана были написаны рано, в 1923 году, а эпопея Сакена «Кокшетау» началась в 1925 году и закончилась в 1928 году. Итак, мы видим, что Магжан выиграл по времени. Магжан, возможно, не думал, что Сакен будет таким артистическим ответом, полным загадок и красоты, но ясно, что прозрачная, трогательная и насыщенная поэма взбудоражила Сакена и пригласила его на творческое соревнование. Очевидно, что личности двух поэтов находятся в одинаковом состоянии, их произведения находятся на одном уровне. Благодаря творческому конкурсу мы рады, что наша литература стала богаче художественной литературы и еще одним большим достижением.

Среди лирики настроения Сакена особое место занимает стихотворение «Сыр Сандық». В этом произведении, подчеркивающем искреннюю дружбу и чистоту чувств между людьми, поэт рассматривает духовный мир человека как ключевой ящик, спрятанный на вершине высокой скалы. Один из них забирается на вершину скалы и не может открыть коробку с тайной. Это могут раскрыть только верные друзья, глубоко разбирающиеся в душе. Он развил такой поиск, как создание стихотворения, раскрытие содержания, и родил «Сыр Сандық» с игривым узором.

Сыр сандықты ашып қара, /8/

Ашып қара сырласым. /7/

Сым пернені басып қара, /8/

Басып қара жырласын. /7/

Выражение стихотворения является новинкой для казахской поэзии, так как мелодия слов быстро проникает в настроение. Исследования Сакена помогли сформировать эстетический вкус людей, создав такие стихотворения. Сакен - свободный духом художник.

Қара жерден аспан асып ұшайық,

Жерді, аспанды біріктіріп құшайық.

Аспан жерді қуыршақтай қапсырып,

Алып қолға ырғап-шайқап қысайық

Яркий образ в строках этого стихотворения доказывает, что у поэта безудержное воображение. В то время как желание сделать небесную звезду украшением земли само по себе является проявлением овладения силой слова. Это доказывает, что Сакен умел смело расширять границы лиризма, не только оставляя его как проявление нежных чувств, но и развивая его, придавая ему гражданскую мелодию и вдумчивое содержание. В таких стихотворениях, как «Ананың хаты», «Анаға жауап» он добавляет к чувству тоски между матерью и ребенком новые чувства. Он утешает свою мать, которая скучает по нему, и призывает его вернуться в страну. В этих стихотворениях есть реальные образы матери и борца, хозяйки нового общества, которая воспитывала своего ребенка на борьбу за жизнь, упорно трудясь в старой жизни. Таким образом, Сакен, как лирик, стал поклонником доброй морали, постоянной дружбы и священных чувств материнства. Мухтар Ауэзов сказал о нем: «В поэтических пассажах Сакена высокомерные слова звучат с каждого хребта, «жабы емеспіз, тұлпармыз», «құладын емес, сұңқармыз» встревожили проснувшееся стадо прошлого. Все, что заканчивается в его произведениях, понятно. Чувство выдающейся целостности, рожденное от целостной личности. Его искренность - самая сильная эмоция, которую можно вызвать, зажечь, испарить. Искренняя честность. Поэтому путь к этому - не путь человека, считающего каждый шаг, а путь реальной жизни с уклоном, путь настоящего поэта. Источник смысла, поле деятельности лидера, великое произведение должно рождаться от такого достойного источника», - мудрый человек ясно понимает великую поэзию Сакена и однозначно определяет его место в литературе. Таким образом, мы видим, что произведение, основанное на жизненных реалиях, на каком бы уровне оно ни было написано, не останется незамеченным. Это естественное явление. Таким образом, произведения, написанные с настоящей поэтической силой, особенно стихи и поэмы, были жемчужиной вклада Сакена в казахскую поэзию. Достоинство этих произведений со временем будут уважать и передавать новым поколениям.

Их история – пример для нас. Многие наши поэты и писатели, овладевшие казахским языком, доказали коренным казахам, что такое жемчужина слова. Но талантливых людей мало. Но казахская литература в мире поэзии ХХ века не уступала на мировой уровень. Напротив, он стал развиваться по-новому. Если добавить поэту эмоции и красоты, то можно ожидать от него настоящих шедевров. Таким был Сакен Сейфуллин, оказавшийся на глазах у казахов. героем. Казахи назвали его героем, когда увидели красивых мужчин. До конца своей жизни он был великим учителем, который вкусил горький вкус войны и учил детей. Он не погасил свечу в сердце мощного поэтического искусства. Радикальные перемены в общественной жизни двадцатых годов, динамика современного развития, стремительная смена исторических событий создали в поэзии Сакена второй образ той эпохи - скоростной поезд-экспресс. «Наша жизнь – это экспресс», - воспевал он. Поэт-новатор, понимавший, что образ тулпара, каким бы быстрым и чистым он ни был, не может отражать темпы развития и характер новой социальной конструкции:

Бұрын атым тұлпар еді — бәйге көк,
Енді, міне, пойыз болды, тұлпар жоқ.
Ұзақ жолға
Тұлпар қол ма?
Мейлі жорға,
Тұлпар міну — Сарыарқада жүрсең тек.
…Ісі ерен
Ұқсас көрем

Отарбаны біздің осы тұрмысқа! — писал он. Сравнение скорости развития новой страны со скоростным поездом - экспресс можно найти и в других произведениях Сакена. Поэт убежден в будущем новой жизни, в творчестве ее основоположников.

Роль труда и техники в современном мире - содержание многих стихотворений Сакена. В стихотворениях «Қара айғыр», «Аэропланда», «Аспанда» в поэтике Сакена Сейфуллина часто встречаются символы экспресса, поезда, самолета, которые воспринимаются как индикатор новой жизни. Бесконечные расстояния, неизмеримые океаны, горы без перевалов, звезды на небе, каменные ворота - в фольклоре, в народном представлении это трудное препятствие на пути к мечте. Сказители новой жизни призывают «избегать прошлого» и налаживать новую жизнь. Согласно традиционному в народной литературе образу, поэт описывает паровоз в образе скачущего тулпара - черного жеребца, «кричащего от ярости», «ревущего». В стихотворениях «Біздің Сәуле», «Маржан» Сакен создает приятный образ казахской женщины, которая является активным строителем новой жизни. В лирической поэме «Бұлшық ет» все действие, движение, динамика, рычаг развития - человек, который выкопал камень, вырыл яму, нажил состояние, построил железную дорогу и заканчивает поэму такими строками:

Ширатылып түйілген,

Болаттай күшпен иілген,

Бұлшық етті білек пен

Балтырдан күшті дене жоқ.

Это компактная, артистичная и мастерская поэма, в которой красиво и подробно изображено физическое здоровье и сила человека. Мелодии настроения. Сакен Сейфуллин – автор прекрасных текстов, умело и эффектно изображающих радости и печали человеческой души, различные душевные состояния, нежные тайны страстного сердца. Тексты лирики Сакена разнообразны. Любовь к родному краю, природным явлениям и явлениям, секреты любви, ностальгия, картины времен года, забота о животных, матери и ребенке – вот основные темы лирики поэта. Он был особенно чувствителен к природе и с радостью воспел это в своих стихотворениях. Знаменитая поэма поэта «Көкшетау» начинается следующими незабываемыми картинами одного из самых живописных и архитектурных уголков казахской земли:

Арқаның кербез сұлу Көкшетауы,
Дамылсыз сұлу бетін жуған жауьн.
Жан-жақтан ертелі-кеш бұлттар келіп,
Жүреді біліп кетіп есен-сауын.
Сексен көл Көкшетаудың саясында,
Әрқайсысы алтын кесе аясында.
Ауасы - дертке дауа, жұпар исі,
Көкірек қанша жұтса, тоясың ба?
Мөп-мөлдір Бурабайдың суы күміс,
Көргенде шаршаған жан алар тыныс.

Из этих стихотворений мы получаем впечатление, что на фоне восьмидесяти проиллюстрированных в нем прозрачных серебряных как зеркала озер, окутанных голубыми башнями, омываемых мигрирующими облаками, мы видим своими глазами живописные пейзажи прекрасной природы Кокшетау, наслаждаемся мускусным воздухом, слышим своими ушами шуршание синей снежинки и шепот густой сосны, пышных белых берез. Поэт-мыслитель, сказитель красоты рисует природу, связывая ее с настроением человека, живущего в ней, с созидательным трудом. Чувства героев Сакена на пути борьбы ради страны, к месту, где он родился и вырос, раскрываются через волю природы. Например, в стихотворении «Қамаудан» узник, зажатый в руках врага, находит подспорье в природе родной земли:

Тас үйдегі тұтқынды
Аяған адам жоқ болды.
Аяды бірақ табиғат,
Көңілім соған тоқ болды.

Природа подбадривает пленника и вселяет в него надежду на свободу. В стихотворении «Сагындым» рассказ о молодом человеке, который всегда был на свободе, тоска сочетается с красивыми картинами природы и впечатляющими сценами из жизни народа. Веселое настроение лирического персонажа, основанное на переменах в степной жизни, поэт изображает в своих стихотворениях «Қырда», «Далада» через игривую, радостную степную строчку:

Есіп кеп, майда желдер таудан асьш,
Құшақтап аймалайды, амандасып.
Естіген, көрген-білген сырын маған
Айтысты қуанысып, сыбырласып.
…Күлімдеп гүл шашақтар басың иді,
Құшақтап майда ескек жел беттен сүйді:
Қуаныш сырын айтқан ғашығындай,
Ескектің көкірегіме лебі тиді.

В песне «Ақша қар» чистота природы противопоставляется грязному миру. В стихотворениях «Күздігүні далада», «Жаздыгүні далада» сельская жизнь изображена через образ природы. Секреты любви часто раскрываются в контексте аплодисментов и поддержки природы. Поэт свидетельствует о прекрасной природе снов и тайнах любви. Эти характеристики характерны для стихотворений «Тау ішінде», «Біздің жақта», «Жазғы түнде». Загадочная природа родного края смиряется с тайнами сердец и страстей молодежи и производит на читателя особое впечатление. А в стихотворениях «Письмо к матери», «Ответ матери» тонкое лирическое чувство материнской и детской любви, ностальгии, жалости, биения сердца, слез и волнения сердца очень удачно с семью или восемью слогами. Поэт написал стихотворение «Сыр Сандык» в виде письма другу. Внутренний ритм и мелодия этого стихотворения, в которой переплетаются чувства и тайны, мысли и образы, шелестят как шелк. Поэт говорил о честности и нечестности, таланте и ревности, карьере и совести, дружбе и вражде. Сакен воспевает о настроении человека, секретах и ​​сравнивает это с сундуком с ключами на вершине высокой горы. Только настоящий человек, понимающий душу друга может открыть этот сундук.

Әр адамның ішкі сыры —
Берік қойма сақталған.
Сол қойманың бір түкпірін
Достың досы-ақ ақтарған.
Кейде ашуға сол түкпірді
Іздейді жан жақынын.
Шертеді жан сырлы жырды,
Сырлас жанын шақырып.

В стихотворении настоящие друзья, которые могут понять вашу душу, противопоставляются «косвенным друзьям, которые, когда будут рядом только тогда, когда у вас все хорошо, а когда вам нужна их помощь, они отворачиваются, и на этом вся дружба заканчивается». Таким образом, Сакен не только эмоционально воспел лирику, но и дал ему новые возможности, наделяя его гражданской музыкой, вдумчивым содержанием. Создавал лучшие образцы казахской лирики, был вдохновляющим певцом добрых и прекрасных чувств, постоянной дружбы и любви.

Одна из неизменных черт творчества Сакена Сейфуллина - частое использование им аллегорического подхода к символическому образу. В его стихотворении «Утрата лебедя» изображение лебедя, которое в древних казахских представлениях (легендах) является символом чистоты и красоты, безграничной преданности любви, используется для воспевания вечной и высокой любви. История происходит на берегу красивого озера в Арке. Поэт выливает слова стихотворения на коралл и сначала рисует красивую картину озера.

Арқада бір жер бар еді

Жібек самал саясы

Саяда бір көл бар еді

Сырлы кесе аясы.

Маржан құмы, күміс суы

Көл еді кең айнадай.

Мұнарытқан торғын буы,

Көк кестелі айнала…

Әдемі еді мөлдіреген

Айна көлдің өрнегі.

Лирический персонаж изредка приходит сюда отдохнуть. На этот раз, как обычно, он побаловал себя и лежал на берегу озера, любуясь его видом. Он удивлен новыми чертами, которых он раньше не замечал. Поэт видит, что жизнь на озере кипит. Какой замечательный способ обмануть людей!

Однако поэт во всем этом разочарован. Потому что «песня лебедя - желание сердца» - лебедя не видно на поверхности озера. С приходом лебедей жизнь поверхности озера кардинально меняется, она становится более яркой и живой. Когда женатые лебеди встречаются и пребывают в хорошем настроении, торжественность любви становится радостью жизни. Поэт тоже радостно и увлеченно поет. Создает лучшие жемчужины любовной лирики.

Жалғыз аққу жырақтағы

Әнге салды «келем» деп.

Сыңар аққу құрақтағы

Тұрды күтіп, көлеңдеп.

Сыңқылдатып, жарып көлді,

Жұпар майын жағынып;

Жұбайына аққу келді,

Алыс жерден сағынып.

Читая эти стихи, создается впечатление, что мы смотрим все, что в них говорится, с лирическими персонажами. Мы восхищаемся чувством прекрасного поэта и его способностью превращать ее в картину живой души. Гармония в мире природы: серебряная луна, водная завеса на ее краю, прекрасные лебеди, целующиеся и развлекающиеся на воде - все это прекрасный образ. Тем временем серый снайпер, прячущийся среди камышей, стреляет и убивает одного из лебедей. Таким образом, каменное сердце, символ любви и красоты, чистоты, становится жертвой жестокости. Трагически описывается горе и беспомощность лебедя, потерявшего пару. Одинокий лебедь, навсегда потерявший спутника жизни, оплакивает потерю спутника, не в силах найти место для своей души:

Сыңсып аққу суды шашып,

Шырқ айналды зәлімді.

Сұр мергенге төсін ашып:

«Мені де ат!» — деп жалынды.

Талант поэта настолько силен, что будто речь идет не об обыкновенной птице (будь то лебедь), а о двух благородных молодых влюбленных, как будто сама история происходит на наших глазах, мы чувствуем себя живыми свидетелями этого, нам действительно становится грустно, что пересыхает в горле. Лебедь, потерявший пару, теперь считает свою жизнь бессмысленной и бесполезной. Поэтому он просит снайпера: «Стреляй и в меня тоже!». Снайпер не сделал это сколько бы он ни умолял. И в конце он упал с неба и умер на глазах у Серого Снайпера, который не посмел убить его.

Төмен ағып қадалды да,

Найзадай боп шаншылып,

Сұр мергеннің қақ алдына

Жығылды аққу шаншылып!

Поэма воспевает искреннюю любовь, уверяет, что в настоящей любви - смысл и красота жизни. При этом поэт указывает, что нарушение гармонии как в жизни, так и в природе приводит к непоправимой трагедии, и призывает людей быть осторожными.

Красоту мира можно описать в стихах поэта Сакена. Уроженец Жезказгана Сакен акын находится в самом сердце казахского народа. Потому что сама жизнь дает нам образцы для подражания. Мы должны ими гордиться.

Использованная литература:

  1. Ахметов Ш. Қазақ совет балалар әдебиеті. –Алматы: Мектеп, 1985.
  2. Ахметов Ш. Қазақ совет балалар әдебиеті тарихының очерктері. –А: 1992
  3. Қабдолов 3. Сөз өнері Алматы;Мектеп ,1982.
  4. Әдебиеттану терминдерінің сөздігі Алматы;Ана тілі,1998.
  5. Байтұрсынов А. Ақжол. - Алматы, 1991.
  6. Тебегенов Т. Әдебиет тарихы. Алматы, 1999.
  7. Жұбанов А. Замана бұлбұлдары. - Алматы, 1963.
  8. Мағауин М. Қазақ тарихының әліппесі: Деректі толғам. - А., 1995
  9. Келімбетов Н. Канафин Ә. Түркі халықтары әдебиеті. Оқулық-хрес. А.,1996.
  10. Әбдиманұлы Ө. XX ғасыр бас кезіндегі қазақ әдебиеті.-Алматы, 2002
  11. Қыраубаева А. Ғасырлар мұрасы. Алматы, 1988.

Поделиться: