Превращение искусства в жизнь – великое явление
Поделиться:
Художественный образ – это литературный герой, а может, и персонаж произведения, но все-таки это одно понятие – образ. Если образ есть образность, то образ – человек в литературе, образ в слове.
«Создание образа – это действие, присущее только таланту, и каждый образ талантливого писателя – это тип», - пишет Белинский. Значит, сегодня мы будем говорить о типе. Тип – это литературный образ, который пытается собрать и персонализировать детали жизни, чтобы избежать случайных ситуаций, благодаря высокому вкусу. Меняя жизненные модули литературного образа, каждый персонаж в произведении художника имеет свой характер, а не одного человека. Тогда это будет признано представителем группы людей в определенной социальной среде. Вот секрет типа. Каждый литературный тип, рожденный от рук настоящего художника, является, таким образом, общей личностью, похожей на всех, и настолько индивидуализированной, что не похожей ни на кого, кроме себя. Следовательно, в типе и содержании типа лежит единство общего и надменного. Таковы и его сложность как художественного образа. В романе М.Ауезова «Путь Абая» десятки, сотни персонажей. Большинство тип. Например: весь внутренний мир, в котором один Абай олицетворяет собой сложный образ, не похож ни на кого, кроме себя. И характер, и интеллект, и особая деятельность отделяют его.
В то же время Кунанбай единичный. В то же время он разносторонний, и в одном Кунанбай есть общее поведение всех людей, похожих на него и живших в то время. В то же время Кунанбай человек обыкновенный. Набор различных характеристик всей социальной среды. Так образовались Итбай и Игилик, Амантай и Дарменбай. В противном случае было бы ошибкой предполагать, что такие люди были в состоянии сильной личности, конечно, были люди как Итбай и Дарменбай Игилик и Амантай, которые были на них похожи.
Там, где есть человек, есть персонаж, и есть целый тип персонажа, который собран в литературе. Если мы оцениваем искусство с точки зрения жизни, мы судим о жизни с точки зрения искусства:
Если поскупились, то назовем Каратай.
А несведущих мы называем Мыркымбай.
Если человек ленивый, мы называем их Судырахмет.
Это сочетание жизни и искусства, превращение искусства в жизнь - великое явление. Это явление будет создано в искусстве речи только путем типизации.
Не лишним будет учесть следующие моменты литературного типа. Для этого типа характерны все более общие черты определенного социального окружения. Если накопление в литературе приводит к типу, индивидуализация ведет к характеру. Так рождается образ. Это красивое, интересное и непростое занятие для художника. В этом действии проявляется мастерство. Чем больше вы овладеваете, тем труднее писать. Его суть в том, чтобы выразительно и красиво передать чувства и секреты своего сердца сердцам других. Все, что нужно писателю это три вещи: язык, точность и краткость. В эпоху, когда ручной труд заменяется технологиями, никакая машина не может заменить работу писателя. Все великие произведения искусства создаются вручную. Точно так же работа писателя не подчиняется никаким правилам или законам.
Паустовский писал днем, Шолохов писал ночью. Хемингуэй писал, когда был вдохновлен, потому что у каждого писателя разные художественные подходы и техники: Байрон легко развил феномен, Флобер десять раз возвращался к одному, а Золя даже не пересматривал написанное. Все это всего лишь попытка создать имидж. Процесс превращения литературного образа в живого человека. Человек – это невероятно длинная история. Поведение – это внутренняя структура человека, тип - личность человека. У них разные процессы доработки. Они просто по-разному создают характер. Первый вид характеристики – прямая характеристика.
Например: в романе «Қан мен тер» А.Нурпеисов также описывает отца мальчика следующим образом: Сүйеу ел ішіне сиымсыз, тік бақай, тентек шал. Өз үйінде де жыландай ысқырып отыратын болғасын, қатын балалары қай жағынан шығып қаларын білмей, қыпылдасып болатын.
Косвенная характеристика – здесь такого прямого описания нет. Писатель не хочет определять поведение, привычки, обычаи, но определяет поведение привычки, описывая другие вещи, которые имеют отношение к нему, а не к себе или группе людей. Например, в этнографическом рассказе Мусрепова писатель жестко осмеивает и высмеивает некомпетентность жителей села Жанбыршы. Вот история дома, где чествовали гостей: Үлкен қара үйдің іші ертедегі байлықтың қазіргі күндегі жұтап кедейліктің жайын айтып тұр. Ең алдымен бұл киіз үй біткеннің ішіндегі ең жыртық тесігі көр үй. Бес – алты уығы алақандай жалпақ, сырланғандығы, зерленгендігі байқалады. Так писатель описывает изолированного персонажа, общего для группы людей. Нет прямого описания характера того или иного человека. Они показывают это, описывая дом, в котором они живут. Эта характеристика называется косвенной характеристикой.
Так же здесь имеется описание чувства печали и радости человека. Например: в книге «Путь Абая» очень интересно описывается тот момент, когда Абай впервые увидел Айгерим. Абай, спавший с Ерболом в своем гостевом доме, видит во сне свою возлюбленную Тогжан. Он скучал по ней... Пока звучит песня «Топайкөк», Абай пытается ее обнять и говорит: ««кел, келші Сәулем!» - раскрывая свои объятия. Проснувшись, он понимает, что это всего лишь сон. Тогжана нет, но ее голос слышен, будто она поет в соседском доме. Это отличный способ создать красивый, ювелирный образ, который демонстрирует тонкие нюансы человеческой психологии. Продвинутая модель. Это сложный подход. Например: рассказ Майлина «Арыстанбайдың мұқышы» начинается вот так:
Төртбақ, теке көз, шалбар бет қараны көрсең, бұл Арыстанбайдың Мұқышы екен де қой. Мұқыш екенін сездіруге өзі де құмар. Қызмет басындағы адамды көрсе, шырғалап соның маңынан шықпайды.
— Жақсы келдің, шырағым, сені көруге құмар болып отыр едік, — деп, өзіңе жастық қоя, сені мақтай сөйлейтіні де бар.
— Кеңес үкіметінің жұмысына қасық қаным қалғанша дайынмын! — деп, белсенділік көрсететіні де бар.
Онда да түсіне алмай томырықтық істесең:
— Арыстанбайдың Мұқышы дейтін белсенді кедейің мен боламын! — деп төсін қағып қоюдан да тайынбайды.
Внутренняя структура человека в литературе создается не только этими способами. Из поведения самого изображения можно многому научиться.
Характеристика, косвенная характеристика, описание человеческого горя, чувства радости. Цитирование собственной речи (монолога), беседы с другим (диалог) не является единственной целью. В литературе важно понимать внутреннее устройство человека, а также его внешний вид. Читатель хочет узнать характер героев в конкретном произведении искусства, запомнить их слова, увидеть их внешний вид, форму и внешний вид. Так рождается портрет. Портрет в искусстве речи - это не то же самое, что в живописи. Это живой образ, который не замирает, не меняется, не движется. Например: «Бұл жігіттің жасы отыз шамасында, орта бойлы, дөңгелек денелі, қысқалау мұрынды, шоқша сақалды, сұрғылт беті дөңгелек, жалпақтау, суық қарайтын, қисық біткен, кішілеу өткір көзінде және түксиген қабағында өзгеше қаталдық бар, кішкене мұрны көз қабағына үйлеспейді.(М. Ауезов «Қорғансыздың күні»).
Если в литературе мы называем портрет описанием внешности, формы, поведения человека, то это своеобразный способ и средство создания образа. Это требует особого артистизма. Портрет не обязательно должен охватывать всю анатомию человека. В каждом портрете только одна из самых отличительных черт человека должна быть четким, лаконичным и интересным.
Поделиться: