ОГНЯ УГОЛЕК ЗОЛОТОЙ...

Поделиться:

18.01.2022 5321

Ученый литературовед, писатель, профессор Турсынбек Какишев был удивительно замечательным человеком, на встрече с читателями или в аудитории студентов, где он читал лекции, всегда восхищал глубокими научными знаниями, и щедро делился знаниями, зная наперед, что они очень нужны для духовного роста народа, личностного развития каждого.

Твердый в своих убеждениях и принципах до конца жизни он оставался порядочным человеком и ученым, не говоря об его высокой внутренней культуре, он был открытым, справедливым человеком, любил и уважал людей, и сам был достоин огромного уважения и любви.

Как истинный патриот, он гордился Независимостью страны, как человека демократических взглядов, последние годы его волновали вопросы исторической оценки страны, сохранение духовно – нравственных ценностей народа, ему было чуждо деление по жузам, он вовсе не терпел бездарностей в науке и литературе.

Турсынбека Какишева можно с гордостью отнести к плеяде выдающихся литературоведов страны, в один ряд с К. Жумалиевым, М.Каратаевым, Е.Исмайловым, З.Кабдоловым, З.Ахметовым.

Жизнь и творчество Сакена Сейфуллина стали его главным направлением научной деятельности и смыслом жизни, он очень любил «своего Сункара» и всегда защищал как мог от всяких нападков, слухов, недорозумений. Он многолетними научными исследованиями изучал пути становления казахской литературной критики, которая, как он считал, на протяжении предыдущих веков больше всего была просветительской.

Будучи безустанным путешественником, с середины 70–х годов он путешествует по Кавказу, Поволжью и Дальнему Востоку, целью которого был поиск соотечественников, проживающих за пределами Казахстана, пишет книги о них, об их судьбах и любви к родной земле.

Мне не раз приходилось встречаться и беседовать с Турсынбек аға, будучи студентом четвертого курса казахского отделения филологического факультета КарГУ, довелось взять интервью для газеты «Индустриальная Караганда».

ОГНЯ УГОЛЕК ЗОЛОТОЙ... - фото 1 - adebiportal.kz

Профессор Т.Какишев ( первый справа) на встрече с читателями литературно- художественного альманаха «Азия Транзит», 17 февраля 2002 года, город Караганда

Сегодня воскресный гость «Индустриальной Караганды» - литературовед, исследователь – критик, писатель, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Казахской ССР Турсунбек КАКИШЕВ. С ним беседует наш внештатный корреспондент.

- Турсунбек Какишевич, целью Вашего приезда в Караганду является чтение лекции в КарГУ по истории литературной критики, а также по целому ряду проблем, создавшихся в литературоведении в связи с возвращением в культуру народа Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймауытова, Миржакипа Дулатова. Еще одно событие: Ваш приезд совпал с 95–летним юбилеем основоположника казахской советской литературы Сакена Сейфуллина. Вы долгие годы «искали» Сакена, хотя вы утверждаете, что это не основное направление Вашей научной деятельности. Выпущенная издательством «Молодая гвардия» в 1972 году книга «Сакен Сейфуллин» в серии «ЖЗЛ» открыла всем нам Сакена.

- Жизнь Сакена Сейфуллина - пример беззаветного служения народу:

Когда меня смерть поразит немотой,

И буду лежать под могильной плитой,

Лишь стих мой останется после меня,

Былого огня уголек золотой.

Поэзия Сакена жива в народе и долго будет жить. Не суждено было поэту «лежать под могильной плитой». Время культа Сталина сделало свое черное дело. Это горе народа, потерявшего безвинного талантливого сына в расцвете и на вершине творчества. Сакен не остался на уровне сал сери, а поднялся на более высокую ступень культуры и по форме и по содержанию. Его обаяние, поэтический талант, «мужественная красивая внешность» по выражению русской писательницы Галины Серебряковой, его ум, одаренность, организаторские способности на посту Председателя Совнаркома республики – все это воплощение его незаурядности, яркости, уникальности.

Велик сегодня интерес народа к Сакену. До сих пор любит своего Сункара его народ. На сегодня написано о нем немало и в историографии, и в литературе, и в литературоведении, и в искусстве театра и кино. После оттепели XX съезда, когда я делал первые шаги в науке, только начиналось изучение его наследия. Нелегко давалась пропаганда его творчества.

Да и отношение бывшего первого руководителя партии Казахстана Д.Кунаева не скажу, что было благоприятным.

Немало преград было, когда я готовил свою книгу – художественную биографию Сакена. Вы думаете, мне так хотелось выпустить книгу о Сакене в Москве? Никак нет. Невозможность издать ее в республике заставила меня обратиться в центральное издательство. Меня радует то, что Сакена больше читает русский читатель. Подтверждением этому является выпуск книги «Избранное» Сакена Сейфуллина, вышедшей в издательстве «Художественная литература». Думаю, что читатели и поклонники его поэзии еще ближе познакомятся и раскроют для себя поэтический мир Сакена.

- Наше общество и культура переживают очередной этап реабилитации деятелей литературы и их произведений. Обобранному народу вернули Шакарима, Миржакипа, Ахмета, Жусупбека и Магжана. Если учесть, что первый этап прошел в 1957 году, реабилитировав Сакена, Беимбета, Ильяса, наверное нынешние перемены еще сильнее будут влиять на развитие национальной культуры и самопознание?

- Почти шесть десятилетий все молчали – ни слова не было сказано о них. Клеймо и ярлыки, навешанные на лучших наших писателей просветителей, обвиняя их в национализме, препятствовали появлению их произведений, поэм, романов и исследований.

Приходит всему свое время, пришло, наконец, и время называть вещи своими именами. Перестройка, начатая апрельским Пленумом, всколыхнула национальные чувства и традиции. Ожило наследие народа. Во весь голос заговорили об экономических, политических, региональных интересах. И постановление партии «О творческом наследии Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймауытова» - факт, подтверждающий необычные перемены.

От творчества Магжана, Ахмета, Жусупбека, Шакарима и Миржакыпа напрямую зависит духовное здоровье народа – как важнейшие ценности.

Ахмет Байтурсынов – универсальный ученый, филолог, основоположник казахской лингвистики, создатель первого казахского алфавита, человек, написавший первую книгу о теории казахской литературы.

Магжан Жумабаев – поэт, стремившийся к обновлению поэтических средств, изображению всего нового, слову, созвучному и звучащему.

Есть такие художники слова, судьба которых шире и выше их дара, непосредственно выраженного в их творчестве. Именно таким художником является Шакарим.

Легкая манера повествования, панорамность изображения жизни человека, его души, уникальная портретная характеристика – таким видится романист и драматург Жусупбек Аймауытов.

Сделаны первые шаги – выпущены избранные Жусупбека Аймауытова, Ахмета Байтурсынова, готовится в свет книга Миржакыпа Дулатова. Уникальные критические материалы 20-х и 30-х годов по поводу их творчества тоже будут очень ценными в определении их вклада в национальную культуру. Сегодня предстоит огромная работа по изучению художественного наследия этих людей, природы их творчества, художественного периода и словесно-образного мышления.

- Вы многие годы в системе литературоведения успешно изучали становление, развитие казахской литературной критики, именно Вам надлежит быть первым автором научного курса казахской критики. Что можно сказать о нынешней современной художественной литературной критике?

- Коль Вы затронули историю критики, надо сказать следующее: казахская литературная критика имеет глубокие истоки. Богатая устная литература казахского народа открывает уникальные материалы для критического исследования. Критические суждения и высказывания великих казахских просветителей: Чокана, Абая, Ибрая, Ахмета сыграли огромную роль в критике. Начало столетия мы с уверенностью называем становлением и выходом на профессиональную критику, на научные аспекты изучения литературы. Тем самым положены основы литературоведческой науки.

Критика была и остается зеркалом литературы, формирующим звеном эстетического сознания читателя, первого и главного ценителя искусства. Что касается нынешнего состояния литературно – художественной критики, у нас много хороших и начинающих критиков, знающих законы литературоведческого и критического анализа, в совершенстве владеющих правилами, которыми руководствуется писатель-художник. Но, к сожалению, многим из них, не хватает открытой смелости, четкости в заявлении о тех или иных недостатках произведения. Главная беда - когда критик начинает работать на автора, а не на читателя. Критик перестает быть критиком. А ведь сейчас как: хвалят, хвалят, а произведение «умирает», остается лежать на книжных полках. Такое явно прослеживается в тенденции нынешней критики. Нужна объективность, смелость. Верю в то, что наша критика заявит о себе.

- У нас в области познания литературы работает научно – исследовательский институт литературы и искусства Мухтара Ауэзова и более десяти научно-педагогических кафедр в вузах. Как Вы оцениваете научный потенциал литературоведческой науки?

- Начало литературоведческой науки, которая по возрасту сравнительно молода, было очень плодотворным: до 70 –х годов были свои традиции, были определены основные направления, но затем долгий спад, который продолжается до сих пор.

На сегодня немало исследований по различным аспектам литературных жанров, по фольклору, но нет фундаментальности, обширности, нет научно–критического подхода, глубокого анализа. Хотя в этой науке работают достаточно ученых и аспирантов в вузах.

Рымгали Нургалиев – талантливый ученый, главный редактор энциклопедии Казахстана. Его исследования являются достижениями науки. Но, что касается научно- исследовательского института литературы и искусства, то он с каждым годом утрачивает свои позиции, хотя сегодня предпринимаются кардинальные меры. В течение 10 лет смена четырех руководителей повлияла на коллектив этого института. Институту нужны стабильность и хорошие темпы исследования.

- Ученый Б.Бурсов трактует проблему, что выходит – критик – это писатель. Вы член Союза Писателей СССР, ряд товарищей вашего поколения, я имею в виду академика Зейноллу Кабдолова, покойного профессора Мырзабека Дүйсенова, Ныгмета Габдуллина, написали несколько романов, повести и пьесы. Вы не задумывались над тем, чтобы написать что–то художественное?

- Они-то пришли из литературы в науку, а я пришел в науку и остался в науке. Моя книга «Садақ» художественно–публицистическое произведение. Я пишу много в области публицистики, имею две книги, рассказывающие о моих путешествиях по Дальнему Востоку и Кавказу. Если учесть, что я педагог, являюсь профессором Казахского государственного университета, долгие годы работал деканом филологического факультета, воспитываю аспирантов, и возглавляю специализированный ученый совет, то при всем моем желании, к сожалению, не было возможности написать что-то художественное. Нет времени...

- Ваши творческие планы?

- Сейчас работаю над учебным пособием по истории критики для высшей школы. Хочу взяться за книгу о творчестве Сабита Муканова. Об этом писателе и большом человеке собралось столько много материалов, что пора уже браться за перо. Недавно закончил статью–исследование «Сакен и Гульбахрам». Планов много. Будущее покажет.

Беседу вел студент филологического факультета КарГУ

С.Каримов, «Индустриальная Караганда», 3 декабря 1988 года

Поделиться: