Толгау - продукт многовековой истории казахской бесписьменной поэзии
Поделиться:
В казахской советской литературе стихи, несколько отличающиеся от лирического стихотворения большим объемом, обычно называют толгау. Они характеризуются исследователями как несюжетные поэмы. У Джамбула, например, есть известное толгау «Моя Родина». В ней автор с большим мастерством, реалистически рисует прошлое казахского общества, его настоящее и светлое будущее. Толгау Токмагамбетова «Кең дала», «Қуаныш жыры» и другие также выражают чувства поэта, его мысли о прошлом казахского народа, о его теперешней новой жизни. Но все эти произведения только из-за того, что в них нет действующих лиц, в казахском литературоведении считаются несюжетными. Можно ли отнести эти толгау к лирическим произведениям? Вполне. Все они, хотя и объемны, длинны и построены в лирическом плане, их можно отнести к лирической поэзии.
Слово «толгау» в казахской советской литературе указывает на лиричность произведения. Под этим словом подразумевается произведение, отражающее действительность через лирическое восприятие поэта или акына.
Литературовед Е. Исмаилов в 1938 году в статье «О толгау» пытался дать определение толгау как формы, являющейся специфической особенностью казахской поэзии. Однако к этой теме он больше не возвращался, и мнение, высказанное им, литературной общественностью не обсуждалась. О толгау он писал: «Толгау — это широко распространенная в казахской народной поэзии сложившаяся форма песни-жыра. Толгау состоит из 7-8-сложных стихов, объединенных в произвольные по объему строфы, и поется (сказывается) быстрым темпом... Если толгау длинное и по содержанию заключает в себе несколько сюжетных линий, то это выступает как толгау-поэма. Если же толгау короткое и ограничено одной темой, то это толгау-песня или же исповедь акына».
Причину широкого распространения толгау в казахской поэзии Е. Исмаилов видит в следующем: «Песенная форма толгау часто использовалась Джамбулом. Почему так? Потому, что акыны слагают жыр устно, импровизация требует, чтобы слова текли безостановочно, и, согласуясь с напевом домбры, которой акын аккомпанирует себе, они, точно ручей, падающий с гор, должны влиться в общую мысль...». Е. Исмаилов различает две формы толгау в устном творчестве: назидательная, дидактическая форма - она часто встречается в речах казахских шешен (ораторов) - и лирическая форма - это песня. Джамбул, по его мнению, мастерски объединил эти две формы и достиг высшего художественного совершенства в своих песнях-толгау. В толгау поднимаются различные темы общественной жизни, вопросы взаимоотношений людей, говорится об исторических событиях и т.д.
Совершенно правильно характеризуя природу, сущность толгау, Е. Исмаилов в то же время противоречит себе, утверждая, что толгау, в том числе такие толгау Джамбула, как «Моя Родина», не имеют сюжета. В этой связи необходимо несколько подробнее коснуться вопроса о сюжете в казахских толгау. Известно, что лирические стихотворения, несмотря на свою краткость, обладают всеми чертами художественного, образного изображения жизни. В них есть элементы обобщения, индивидуализации, вымысла и т.д. А.М. Горький называл в качестве трех основных элементов художественного произведения язык, тему и сюжет. Если, исходя из этого, проанализировать казахские так называемые бессюжетные поэмы-толгау, то можно убедиться в том, что толгау вовсе не сухие умозаключения акынов, назидательные, дидактические высказывания, а стройные художественные произведения. В них выражаются определенные идеи, идет логическое развитие мысли, раскрываются отношения людей к окружающей действительности. Все это дает нам право утверждать, что казахские толгау - это лирические стихотворения, имеющие определенную сюжетную ткань. Сюжет, воспроизводящий реальную жизнь, преломляется в лирике и раскрывается через индивидуальные чувства и переживания человека. В эпосе может быть тот же сюжет, но в нем события раскрываются путем включения чувств и переживаний людей как составной части описываемого, а не через призму, преломляющую описание событий. Что касается лирической природы казахских толгау, то надо отметить, что любое произведение, заключающее в себе определенный сюжет, цепь жизненных событий, явлений, вполне может быть лирическим, если оно написано в лирическом плане. Казахские же толгау заключают в себе повествование о жизненных явлениях, цепь мыслей и обобщений, преломленных сквозь призму индивидуальных чувств и переживаний акына или лирического героя.
Форма толгау уходит корнями в далекое прошлое казахского устно-поэтического творчества. Само по себе это явление не новое в казахской литературе. Вместе с тем толгау в известной мере отличается от произведений казахского героического эпоса, лирического эпоса, а также от поэмы казахских советских поэтов.
Итак, толгау – своеобразное произведение акына или поэта об определенном событии, насыщенное подлинными переживаниями, чувствами автора, его личным отношением к описываемым событиям. В этом отношении казахские толгау, как и русские оды, являются стихотворениями или песнями, воспевающими «величественные события в человеческой жизни, героические подвиги людей, возвышенные характеры, грандиозные явления природы».
В.Г. Белинский, давая определение лирической поэзии, так пишет об ее особенностях по сравнению с эпосом: «Эпическая поэзия употребляет образы и картины для выражения образов картин, в природе находящихся; лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы». Толгау подпадает под это определение, так как в нем налицо восприятие поэтом или акыном воспеваемого события, ясно отношение автора к нему, ясно выражена идея произведения. Таким образом, можно утверждать, что толгау относится к виду лирических стихотворений или песен, а не к виду поэм (эпических, или, как характеризуют некоторые исследователи, бессюжетных).
Необходимо заметить, что оды, если не всегда, то в большинстве своем, посвящаются разного рода знаменательным событиям, победам, торжествам и т.д. Толгау также рождались по поводу побед, торжеств, всенародного ликования. Но в истории казахской литературы известны толгау, написанные или сложенные и по поводу печальных событий, народных бедствий и т.п. В этом отношении ода и толгау не равнозначны. Говоря о некотором сходстве толгау и оды, важно на основании наличия у них общих черт отметить, что и те и другие относятся к произведениям лирической поэзии.
Говоря о лирической поэзии, В.Г. Белинский отмечает: «Длиннота лирических пьес обыкновенно происходит или оттого, что поэт, в одной и той же пьесе, переходит от одного ощущения к другому и переходы эти поневоле принужден связывать риторическими вставками, или от ложного, антипоэтического и еще более антилирического направления развивать дидактически какие-нибудь отвлеченные мысли». Утвердившееся в литературе мнение о краткости лирического стихотворения вообще не вызывает спора. Но если исходить из этого высказывания В.Г. Белинского, то следует предположить, что толгау либо не являются лирическими стихотворениями, так как они бывают довольно длинными, либо же составляют подвид лирики, наполненный «риторическими вставками» и «отвлеченными мыслями». Однако это является противоречием лишь на первый взгляд. Толгау, несмотря на свою длинноту, является лирическим стихотворением, выражающим мысли, впечатления повествующего. В том, что толгау не укладывается в установившееся в литературоведении понятие о краткости лирического стихотворения, сказывается многовековая традиция казахской литературы, которая вплоть до советского периода состояла из одной только поэзии. Природа литературы всех народов, конечно, едина, и литература любого народа может быть разделена на роды и виды, на какие делил ее В.Г. Белинский. Тем не менее, национальные литературы имеют и свою специфичность, которая сложилась на протяжении долгого времени и в которой воплотились черты национального характера данного народа. В казахских толгау отражены черты устно-поэтической традиции казахского народа. Казахские акыны-певцы обладали большим талантом и мастерством в искусстве импровизации. Они, например, умели сразу не только воспеть в стихах то или другое событие, но и запомнить эту импровизацию для повторного исполнения. Ясно, что если для моментальной импровизации требуется большое умение говорить рифмами, то для того, чтобы запомнить спетую песню или поэму, надо обладать еще феноменальной памятью.
Толгау отходит в прошлое в послевоенное время в основном потому, что оно, как форма художественного выражения, во многом уступает эпической поэме, которая с развитием казахской советской литературы вообще и поэзии в частности начала занимать все более видное место и у которой больше возможностей художественного изображения жизни, чем у толгау. В толгау поэт или акын стремился выразить как можно больше своих чувств, впечатлений и, переходя от одной темы к другой, невольно впадал в риторику.
Лучшие толгау затрагивают самые различные стороны действительности: трудовой героизм, патриотизм людей, торжественные даты, исторические события и многое другое. Такие толгау сыграли определенную роль в становлении казахской профессиональной поэзии, так как в этой старой форме писались первые произведения о новой жизни, о социалистической действительности. Вообще старые формы литературных произведений примечательны тем, что они, видоизменяясь под воздействием нового содержания, новой функции литературы, постепенно либо сливаются с тем или другим видом или формой литературы, либо же отвергаются как неприемлемые для выражения нового содержания. В этом процессе взаимопроникновения и взаимообогащения и протекает утверждение нового метода, приемов, стилей и формы. Толгау в современной казахской поэзии уступает место коротким лирическим стихотворениям или многоплановой поэме. В этом сказываются те новые явления, которые происходят в казахской поэзии благодаря умелому сочетанию поэтами национальных черт литературы с новым, социалистическим содержанием. Толгау в определенный период явилось как бы связующим звеном в процессе становления и утверждения новых форм и средств изображения, хотя в дальнейшем развитии литературы оно уже не могло выполнять эту свою функцию, не могло удовлетворять новым требованиям.
В 1930-х годах много толгау было написано А. Токмагамбетовым. Воспевая события, имеющие всенародное значение, поэт избрал форму большого лирического толгау. К числу таких произведений, кроме указанных выше, относятся еще «Мұнай бер!», «Жеңіс бұйрығы», «Ажалды жеңген алыптар» и другие, написанные поэтом в период Великой Отечественной войны. Если «Кең дала», «Қуаныш жыры» и другие толгау, написанные до войны, касаются отдельных моментов повседневной жизни, то в толгау военных лет описывается героизм советских людей на фронте и в тылу.
В «Песне радости» (1936) Токмагамбетов повествует о своем поэтическом вдохновении, о счастье возрожденного народа. В этом толгау поэт с искренним волнением говорит о бедственном положении казахских трудящихся до революции:
Өресін ойым соза алмай,
Еш болып едi еңбегім.
Ойда, қырда құлазып,
Құм қуалап шөлдедім...
Қан қақырған хандары
Жын түкірген байлары
Көтертпеді ел белін…
Темой толгау «Кең дала», «Ұлы майданда», «Мақтанам», «Алтын ошақ» и ряда других является торжество победившего социализма. В «Золотом очаге» (1936) поэт мастерски воспевает преображенную трудами тысяч людей родную землю.
Наряду с богатыми по содержанию поэмами народным акыном Джамбулом Джабаевым были созданы в 1930-х годах толгау.
В эти годы народное творчество поднялось на новую ступень. Акыны во главе с Джамбулом создавали замечательные произведения о новом колхозном ауле, о промышленном городе, о строительство новой жизни, о Родине, о Советской Конституции, о героическом труде советских людей и о многом другом. Самые актуальные, животрепещущие темы дня поднимались в произведениях Джамбула, Нурпеиса, Саядила, Шашубая, Каипа, Толеу и других акынов.
Расцвет творчества девяностолетнего Джамбула особенно примечателен. Он вызван социалистической действительностью, которая открывает все пути для развития личности. Во многих своих песнях Джамбул не переставал подчеркивать эту особенность новой жизни, нового быта, возродившего его почти потухший под гнетом баев и феодалов талант и возвратившего его к любимому искусству.
В конце 1920-х и в начале 1930-х годов Джамбулом были созданы такие замечательные произведения, как «Қазақстан тойына» (1924), «Замана ағымыз (1927), «Жастар алдындағы сөз» (1934), «Жайлау» (1935) и др.
Выдающимся произведением Джамбула 1930-х годов явилось толгау «Туган елім». В этом замечательном произведении акын пел о возрожденном казахском народе, о его прошлом, о счастливом настоящем и светлом будущем. Певец славил советскую жизнь, воспевал замечательные победы, достигнутые за годы Советской власти казахским народом.
Поделиться: