Доение красной верблюдицы
Поделиться:
Монументальность в выборе как сюжета так и колорита прослеживается в произведении художника – «Доение красной верблюдицы», которая экспонируется уже долгие годы в Государственном музее искусств им. А.Кастеева. Колористическая одаренность художника, тонкое чувство цвета, грамотная композиция, легкий мазок широкой кисти – мастерство А.Сыдыханова, проявившееся в ранних работах и надолго оставшееся основным кредо мастера.
Восьмидесятые годы стали показателем апогея творческого пути художника. В полотне «Доение красной верблюдицы» чувствуется явное стремление к созданию образа монументального, значимого, глубокого и даже, вселенского смысла. Изображение верблюда в картинах художников Казахстана стало своего рода показательным, явившись как символом космоса, так и символом стойкости и нерушимости.
В работе присутствует гармония живого начала, вода льющаяся из сооруженного водосбора-колодца несмотря на «соприкосновение» металла, стала в картине животворящим родником. Вторя небольшой диагональности композиции полотна, она разрезает ее на планы, параллельно идущим линиям желто-охристой земли, падающих теней.
Главные герои картины, с присущей для них спокойствием и неспешностью, женщина, сливающая в ведро надоенное молоко, вторая фигура женщины в алом, казалось бы, испепеляющем в цвете платье, гармонично расположены в композиции, немного прикрывая действо происходящее на заднем плане – доение верблюдицы. Написанная широкими мазками фигура верблюдицы, со вскинутой вверх головой, соединяет землю и небо, став тем самым объединяющей, стягивающей к общему знаменателю всех персонажей картины. Даже фигура мальчика в центре картины, с характерным для детей спешностью, игривостью не нарушают монументальное восприятие всего полотна.
Вчитываясь в произведение можно наблюдать интерес художника к символам, с последующей интерпретацией знаков во многих полотнах девяностых годов. Стала ли она отправной точкой в создании поздних работ мастера? Видится поиск художника не только в наработанных композициях и сюжетах, но и в смысловых, колористических, тоновых нагрузках. Выписывая большими пятнами героев картины, мастер уходит от бытоописательности, внося в картину философское прочтение. Это не просто день из жизни степного народа, но и одухотворенное, эпическое, изначально смысловое действо.
А именно рождающее и кормящее, сохраняющее и воспитывающее существо – верблюдица и, образ матери, символ – родительницы, охранительницы очага. Неслучайным видится изображение мальчика – свидетельство оплота и веры, надежды и будущности человека.
Абдрашит Сыдыханов начав свой путь в называемой в истории изобразительного искусства Казахстана группе «шестидесятников» прошел большую школу жизни, школу искусства. Ставя своей целью, создание профессиональной художественной школы, вместе с друзьями соратниками О.Нуржумаевым, С.Айтбаевым, Т.Тогусбаевым, М.Кисамединовым и другими знаменитыми мастерами живописи и графики, А.Сыдыханов осуществил поставленные еще тогда, далекие шестидесятые годы задачи, а именно опираясь на традиции казахского народного искусства, внести как можно больше жанровости, с ее тематикой и сюжетами, своими художественными системами.
Поделиться: