Руслан Жубаныш: У нас каждый концерт как первый

Поделиться:

07.06.2023 3014

Tauel[dı]sız — это арт-проект современного искусства, сочетающий пение и танцы с поэзией. Цель проекта – силой искусства донести до общественности различные социально значимые проблемы в обществе, а также представить творчество современной поэзии и молодых авторов. Художественный проект Tauel[dı]sız стал победителем гранта «Тәуелсіздік ұрпақтары», Internews, также международного конкурса ARTIF Awards.

Проект впервые провел мероприятие в 2019 году. 2 апреля 2023 года в Астане прошел концерт «HIKAYA». Здесь обсуждались такие актуальные темы, как экология, медиа грамотность, война, политическая ситуация, забытая национальная культура.

За короткое время арт-проект Tauel[dı]sız смог найти свою аудиторию. Арт-проект в формате шоу, со своим стилем, понравился тем, кто устал от монотонных литературных вечеров. Tauel[dı]sız привнес свое новаторство на сцену казахской поэзии, сломав давнее отношение, укоренившееся в умах многих людей. Хочется, чтобы об этом проекте узнали как можно больше читателей, и конечно же, хочется узнать историю этого проекта, поэтому мы поговорили с автором и продюсером данного проекта. Руслан Жубаныш рассказал нам о первом концерте, о подборе произведении и о многих других фактах. 

Тauel[dı]sız - арт-проект современного формата, который принес в казахскую сцену прорыв на новом уровне. Его цель – передать актуальные проблемы общества с помощью искусства. Мы думаем, что для начала наши читатели хотели бы узнать историю создания данного проекта. Как пришла идея и как проходил процесс ее воплощения в реальность?

Я со школьной скамьи увлекался поэзией. Нужно отметить, что я учился в физико-математической школе, и был практически единственным гуманитарием среди своих одноклассников. Видимо поэтому чтение стихов и литературы было моей отдушиной, что порой в них я находил своих друзей. Постоянно участвовал в различных конкурсах, особенно запомнился самый первый – «Әбіш оқулары», который открыл для меня мир литературы. Читая стихи наших классиков, а позже в студенческие годы наших современников, я понимал, что потенциал казахской поэзии куда выше, чем ее преподносят. У нас обычно принято возвышать поэзию про родину, маму, любовь и т.д., и складывается такое впечатление, что наши поэты совсем не пишут об общечеловеческом, о сложных и моральных дилеммах. Но оказалось нет, еще как пишут! Если покопаться глубже есть стихи и про экологию, и про современное общество, и даже про политику. Видимо это та самая проблема, о которой говорят все литераторы, что у нас, к сожалению, пока все плохо с маркетингом и литературными агентами… Поэтому у нас пока не слышат и не видят молодых даровании и чтят только классиков. Но я думаю все меняется и мы потихоньку идем к этому. 

Я учился в журфаке и у нас очень много проводилось литературных вечеров, на таких мероприятиях мне часто становилось скучно: одна и та же форма подачи, стихи о любви и чтецы в черно-белых костюмах. Мне хотелось изменить все это, создать нечто интересное для большой публики, популяризовать нашу казахскую поэзию. Так, учась на четвертом курсе, в 2019 году я собрал команду и мы провели свой первый концерт в театре «Жастар». Как говорится, «Первый блин комом» это было супер волнительно, и с (не)большими ошибками :). Но тогда нам удалось отойти от принятых норм и сделать шоу! Нас тогда в команде было 7, все мы были из параллели с одного потока. 

В том году, в нашей стране происходили большие политические события: Назарбаев подал в отставку, столицу переименовали. Все это совпало с нашим первым концертом, и мы затронули эти темы, так как для нас было важно хоть как-то высказаться. Поэтому мы взяли стих Саяна Есжана о происходящем: 

Бояуы осы боямасыз күндердің

Кеше кім ем, бүгін енді кім болдым? 

Баспанасыз босып жүрген күнімде 

Астанасыз қаларымды білген кім? 

Так прошел наш первый концерт. Было порядка ста зрителей, тогда вход был бесплатным, а как мы все это организовывали без финансов и поддержки это уже другая история :)

Еще одна цель проекта - популяризация молодых поэтов, развитие современной поэзии. Мы слышали что вы уделяете особое внимание выбору произведении. Расскажите как подбираются произведения, может есть какие-то критерии?

О да! Это один из моих любимых этапов при подготовке к концертам. Мы тщательно изучаем и подбираем материал, пишем сценарий, и если не находим нужное нам произведение, то сами сочиняем или же просим знакомых поэтов написать для нас. К подбору поэтического материала мы подходим очень внимательно, и бывает даже спорим, ругаемся, чтобы утвердить какое-либо произведение. Потому что понимаем, что преподнося этот материал, мы берем большую ответственность за себя и за зрителя. Поэтому стараемся уследить в произведениях этику, hate speech и объективность. Например так было в 2021 году, когда мы проводили вечер Betperde, мы не смогли найти поэзию про женщину в современном обществе. Многие произведения не подходили по гендерно-чувствительным нормам, и многие из них транслировали или укрепляли те или иные существующие гендерные стереотипы. Поэтому кастинг директор нашего проекта и поэтесса Әсем Құлманова сама написала стих «әй-ЕЛ», и мы всей командой сидели и редактировали нужные моменты. Произведения мы подбираем под темы, которые будем затрагивать, всегда учитывая этичные аспекты вопроса.

С 2019 года вы провели 6 концертов в Астане и Алматы. Планируется ли в будущем проведение концертов в других городах?

Да, как молодая команда мы хотим расширять нашу аудиторию и довести наш месседж как можно большему количеству людей. Ведь мы действительно очень сильно стараемся и проходим, не побоюсь этого слова, через тернии, чтобы провести наши вечера. Все упирается в финансы, проводить концерты наподобие нашего требует очень много денежных средств. Пока мы работаем с грантами, но они, к сожалению, не долгосрочные и даются на определенный срок, после приходится искать новых доноров. У нас пока нет и своего пространства, где мы могли бы проводить репетиции, поэтому сейчас приходится договариваться со школами, со знакомыми и т.д. Очень хотелось бы на гастроли в регионы, так как я понимаю, что все важные мероприятия в основном проходят в больших городах, а зритель из маленького городка остается без внимания. Мы всегда ищем новые пути, находим людей, которые поддерживают искусство, и полностью понимаем, что все происходит шаг за шагом. 

Конечно же, название проекта не ускользает от внимания зрителя. "Тәуелсіз" или "тәуелдісіз"?  Почему "Тauel[dı]sız"? Или каждый зритель сам решает независим он или наоборот?

Да, вы правильно угадали. Слова «тәуелсіз», «тәуелсіздік» используются у нас повсеместно. Мы так часто говорим про независимость, про свободу, но на самом деле все зависимы от чего-то начиная от нашей страны. Поэтому была такая задумка, добавить суффикс dı и оставить последнее решение за зрителем, он сам решает: зависим он или нет

- Журналист Ыкылас Ожайулы в своем интервью после вечера «Hikaya» 2022 года сказал: «На мой взгляд, самое большое преимущество этих ребят в том, что они сохраняют натурализм. Спросите почему? Такие вещи, как «академический голос» утомляют людей. Отсутствие профессиональных артистов показывает аутентичность группы и является большим плюсом». Участники проекта Tauel[dı]sız часто обновляются. Насколько эффективно изменение состава? Как вы отбираете участников проекта, каковы ваши требования?

Да, я читал это интервью и согласен с Ықылас Ожайұлы. Именно он когда-то озвучил эту мысль, что мы получаем поддержку аудитории, благодаря именно натурализму в наших перформансах и артистах. Мы действительно не стараемся соблюдать каноны и правила так называемого «академического искусства». У нас в команде нет профессиональных режиссеров, постановщиков, драматургов. Но у нас в команде есть большая любовь к искусству, и именно она толкает нас вперед и делает наши перформансы узнаваемыми. В них чувствуется свой непохожий почерк и это мне нравится. Касательно артистов, то же самое. Перед каждым новым концертом мы проводим большие кастинги. В них мы обращаем внимание не на бэкграунд людей, где они учились и на кого, мы обращаем внимание на готовность участника на эксперименты и их чувство творчества. Часто участники к нам приходили зажатыми, неуверенными, а уходили совсем другими. Главное быть готовым к этому. А то что мы меняем каждый раз состав не особо затрудняет нашу работу, наоборот с новыми участниками мы раскрываем свои другие грани, также, я думаю то, что у нас нет постоянной труппы отличает нас от классического театра.

Новость о том, что частный мерч "Тauel[dı]sız" поступил в продажу, порадовала публику. Как вы пришли к идее производства собственного продукта? Расскажите о создании дизайна продукта. Будет ли продолжаться производство товаров?

У нас всегда была мысль иметь свой мерч, осуществить ее получилось в этом году. Было нелегко, так как ранее мы не имели опыт работы с дизайнерами в таком масштабе. Плюс ко всему, все это шло наряду с репетициями к концертам в Астане и в Алматы. Поэтому поначалу были кое-какие оплошности, но сейчас мы вошли в курс дела и уже понимаем с чем имеем дело.

Нам удалось продать основную часть мерча в Астане, поэтому для концерта в Алмате нам пришлось заказать новую партию. Я думаю для начала это очень хороший результат. Пока никаких планов касательно мерча у нас нет, но если будет спрос, я думаю, мы постараемся :) 

Проект стал победителем международного конкурса ARTIF Awards в 2022 году. Как вы стали участниками данного конкурса? И какие были ощущения, когда вам сообщили новость о том, что вы стали победителями?

Ой, ну это очень интересная история. Я в одном канале увидел, что ARTIF проводит конкурс среди арт-проектов, и что главная награда это $3000. Как говорил выше, чтобы поддерживать наш проект и организовывать концерты нам нужны немалые средства. Поэтому особо не задумываясь я подал заявку на этот конкурс. В качестве материала я выбрал наш концерт на ютубе Betperde, но про себя думал, что шансы будут малы, так как концерт полностью на казахском и без субтитров, а конкурс то международный. Но как говорится «попытка не пытка», поэтому описал все как есть и постарался донести до организаторов как нам важна материальная помощь. Награждение проходило онлайн. Мы не взяли главную награду, но меня позвали на стажировку в Европу. Это было что-то. Потому что оказалось, что в этом конкурсе участвовали 8 стран и порядка 100 проектов, а среди них мы вошли в лучшую пятерку. Поэтому мы все были ошеломлены результатом. Это наша первая международная награда. И она научила нас верить в себя ещё больше.

Как отреагировала публика, когда вы впервые вышли на сцену? Поняли ли они формат вечера и темы, о которых вы хотели рассказать?

У нас каждый концерт как первый. Мы часто после выступления слышим: «Это было смело!». А я думаю это не про смелость, это больше про правду. Но видимо для правды нужно быть смелым. И зритель видит это. 

Не всегда удается донести, то что мы хотим донести. Поэзия сама по себе очень сложное и тонкое искусство. Бывает, что мы сами не до конца понимаем, что имел ввиду поэт и были моменты, когда мы уточняли у них. Бывает и так, что зритель интерпретирует совсем по другому, то что мы хотели донести. Но это нормально. Нам не особо важно, чтобы зритель понял все. Мы оставляем решение за ним. Нам куда важнее, чтобы зритель ушел задумавшись.

- С 2019 года, думаю вы уже набрались опыта, конечно, были и испытания. Но, нам хотелось бы услышать о самой интересной, может даже смешной истории, которая вам особенно запомнилась с тех пор?

Да, были самые разные моменты. И смешные и несмешные, мы плакали и радовались. Больше всего я помню наш первый концерт. Мы часто вспоминаем его с командой, так как я думаю это были самые смешные и  «зеленые» моменты из нашей истории. 

На первом концерте у нас настолько мало было опыта, что мы делали ошибки практически на каждом шагу. Во-первых, мы провели кастинг за две недели до концерта, а репетиции длились  всего где-то десять дней. Но самое смешное не это, самое смешное то, что мы дали анонс за день до нашего концерта :). На концерт пришли порядка 100 зрителей. Мы по сей день вспоминаем эти дни с улыбкой, и радуемся, что они позади. 

- На вечере HIKAYA вы показали главные проблемы, с помощью истории различных персонажей в обществе. Там обсуждали медиа грамотность, «Январские» события, войну, экологию. Нам показалось, что есть  акцент на тему экологии, так ли это?

Не совсем так. Да, у нас один из блоков на концерте был посвящен полностью теме экологии. В особенности загрязнению воздуха в Алматы и Каспийского моря. Но не могу сказать, что на нём был особый акцент. Мне сложно выделять номера, каждый уникален по-своему, но я уверен, что каждый из них нашёл звоего зрителя. Касательно экологии могу сказать, что это одна из тем, которая присутствует в наших перформансах с нашего первого концерта. Мы стараемся поднимать темы, которые волнуют общество, которые актуальны на сегодняшний день. В этом году это было Қаңтар и война в Украине. А проблема экологии я думаю, к сожалению, у нас всегда актуальная. Вообще у меня есть мечта сделать перформанс, который будет  полностью посвящен этой тематике. Как это примет аудитория, это уже другой вопрос. 

- Проект «Tauel[dı]sız» рассказывает о проблемах людей, общества, земли а какие проблемы есть у «Tauel[dı]sız»?

Очень сложный вопрос. У нас есть правило: все что происходит внутри проекта, остается внутри проекта. Но как я говорил ранее, главная наша, не могу сказать проблема, но необходимость это материальные средства, которая влияет на все части проекта. У нас пока нет своего пространства, это тоже одна из проблем. Мы не можем позволить себе собраться вместе и обсуждать идеи до утра или проводить другие мероприятия помимо наших концертов, где мы бы могли раскрыться с другой стороны. Но я думаю все это вопрос времени, поэтому не жалуемся и дальше работаем. 

- На вечере HIKAYA были исполнены произведения молодых поэтов, таких как Асель Карибай, Турсынбек Башар, Жулдыз Молдагали, Файзулла Толтай, Макпал Жумабай, Ислам Кабыл, Асем Кулманова, Бауыржан Майтай. Согласуете ли вы с автором вопросы инсценировки? Ведь авторов стихотворении, прочитанных на вечере, тоже можно считать частью команды. Потому что эффективность вечера, зависит и от поэта. В связи с этим расскажите, пожалуйста, есть ли взаимосвязь между коллективом и поэтом?

Мы ставим в известность авторов, у которых берем произведения для концерта. Но право на выбор инсценировки, сценария, в каком-то смысле и интерпретации остаётся за командой. Сколько людей, столько и мнений. Мы иногда сами внутри команды не можем прийти к компромиссу по поводу интерпретаций, а если здесь будем обращаться к автором, я думаю процесс затянется. Поэтому стараемся делать это сами. Авторов обязательно приглашаем на сам вечер, отмечаем их авторство везде, где можно. А какими красками заиграет поэзия в конце всегда остается сюрпризом для них. Обычно после вечера поэты-авторы благодарят нас, что мы выбрали их произведение и дали им другую жизнь. Пока никто не жаловался, я надеюсь, что так будет и дальше. 

- Тauel[dı]sız - авторский проект. Есть ли аналоги проекта в Казахстане или за рубежом?

Я знаю, что в Казахстане такой проект пока делаем только мы. Насчет аналогов за рубежом точно не знаю. Но  пока не видел. 

- В каждой сфере есть вопрос получения советов, мнения от профессионала. Обращаетесь ли вы за советом к специалисту во время генеральной репетиции?

Пока такого случая не было. Но мне лично несколько раз советовали обратиться к профессионалам. Но как говорил выше, наше главное преимущество заключается в натурализме. Я, если быть честным, боюсь, что проект потеряет свой почерк, поэтому всячески стараюсь избегать посторонних, особенно профессиональных советов. Мы всегда прислушаемся к конструктивной критике, стараемся делать выводы, извлекать уроки после каждого концерта, но приглашать специалистов пока не считаем нужным.

- На вечере HIKAYA с помощью стихотворения Бауыржана Майтая "Жеткізуші" была затронута тема о том, что мы забываем национальные ценности. Какие еще национальные проблемы вы думаете поднять в будущем? Например, есть ли планы поднять вопрос о расправе врагов народа со статьей 58, вопросы о голодоморе. Это все было изучено наукой, но в поэзии…

В планах есть очень многое. Действительно арт и поэзия мощный инструмент в донесении сложных, порой болезненных тем. Если у нас будет такая возможность, я бы хотел переосмыслить наше прошлое с призмы сегодняшнего дня. Все эти разговоры о голодоморе, о деколонизации — это разговор о большой травме, которую оставила нам история. И эта травма требует терапии. Я верю, что в этом нам поможет сила искусства.

- Как вы относитесь к вопросу оплаты гонорара поэтам с целью полного раскрытия темы и выбора качественного стихотворения? Например, вы заказываете стихотворение на какую-либо тему и несколько авторов пишут на эту тему. И среди них вы выбираете самое подходящее произведение и оплачиваете гонорар данному автору.

Хороший вопрос, о котором мы все время думаем. Но пока, к сожалению, мы не можем позволить себе такую роскошь. Поэтому работаем со знакомыми поэтами или обращаемся к ним через знакомых. Но благо, в основном многие идут навстречу к нам и понимают нашу ситуацию. Конечно, хотелось бы монетизировать все это и выйти на профессиональный уровень. Но пока только но.. 

- Искусство должно быть на 100, 150 лет впереди общества. Как вы хотели бы показать будущее? Какое оно, наше будущее в ваших глазах?

Все мы знаем, что предсказание — это дело неблагодарное. Поэтому мы не стараемся показать будущее, мы стараемся рефлексировать наше настоящее, чтобы прийти к будущему не потерянными. Безусловно это вопросы искусственного интеллекта, экологии и много чего другого. Я думаю будущего бояться не стоит, в этом нет смысла. А каким оно будет, зависит от нас сегодняшних. Поэтому будут ли нами управлять роботы, произойдет ли климатический коллапс или нет все зависит от нас. От каждого. Как арт-проект мы стараемся донести это до большинства. 

- И последний вопрос, какие планы на будущее у арт-проекта "Tauel[dı]sız"?

Планов много. Но на всё требуются ресурсы. В первую очередь энергия. Мы сейчас нуждаемся в небольшой паузе. В этом году провели два концерта подряд, каждый из них был полон любви, радости и стресса. Поэтому немного отдохнем, а потом думаю с новыми силами будем покорять новые вершины. Хочется удивить, в первую очередь себя.

 

Ақмарал Жарбосын, практикант, студент II курса 

Евразийского национального университета  

Поделиться: