Во втором сезоне тексты стали более профессиональные
Поделиться:
Ежегодная независимая литературная премия Mecenat.KZ в этом году проходит второй раз. Главной целью конкурса является выявление лучшего романа о Казахстане в историческом периоде, начиная с XX века и до наших дней, либо о любом событии внутри этого периода. Организаторы премии видят свою задачу в развитии и продвижении казахстанской литературы на мировой арене, а также в выявлении общественных идеалов в современной казахстанской литературе, стимулировании литературного творчества и поиске новых направлений культурного развития и межкультурного взаимодействия.
Ерлан Аскарбеков, профессионал в области PR и организации проектов в сфере культуры и искусства, безуспешно пытался пропагандировать идею независимой и авторитетной литературной премии с 2003 года. Однако лишь в начале 2021 года ему удалось найти спонсора, который согласился финансировать эту премию. Мы решили поговорить с Ерланом Аскарбековым и спросить у него о внутренних процессах.
- Каково было ваше личное видение и цель создания литературной премии "Mecenat.kz"? Какие изменения в литературной среде Казахстана вы хотели бы увидеть?
- Мое изначальное видение было то, что потенциал наших писателей очень высокий. Глядя на достижения музыкантов, киношников, шахматистов, программистов, все более и более, я понимал, что наши писатели, особенно романисты, должны когда-то выстрелить, завоевать сначала казахстанского зрителя, потом международного. Это и есть цель создания нашей литературной премии. Создать настолько привлекательно премию, чтобы устроить честное, суровое соревнование, где самым главным арбитром является читатель и таким образом добиться появления плеяды сильнейших авторов. И соответственно, такие изменения в литературной среде мы ожидаем.
- Как вы сотрудничаете с писателями и литературным сообществом Казахстана? Какие инициативы вы предпринимаете для поддержки и стимулирования их творчества?
-Мы уже чувствуем, что во втором сезоне тексты стали более профессиональные, гораздо меньше прислали гражданских работ, откровенных нарушений и гораздо больше серьезных попыток написать очень качественный роман. Это очень радует. Второе, мы сотрудничаем в том, что мы отправляем нашу информацию, выступаем по приглашению непосредственно перед писателями в разных литературных организациях. А информацию о конкурсе писательские организации получают первыми.
- Какие критерии и стандарты качества применяются при оценке и выборе лауреатов премии " Mecenat.kz"?
- Все стандарты качества указаны в положении. Самое главное и самое трудное роман должен давать надежду, должен освещать нашу жизнь за эти 120 лет. При этом жанр может быть любой, не обязательно исторический. Читатели уже пишут рецензии. Мы со второго сезона одновременно защищались от попыток накруток. И надо сказать, что эта идея сработала. Прекратились хакерские атаки. Мы уже добились нескольких 1000 рецензий и думаем, что их будет порядка 3000 и просим их все размещать в социальных сетях. Соответственно, 1000 и 1000 людей действительно читают и интересуются этими новыми романами.
- Я знаю, что вы, как специалист в области PR и маркетинга рекламировали эту премию везде, где только возможно. А что насчет пиара самих романов? Думаю было бы круто, если бы были видео об этих романах, критики и читатели писали бы рецензии. Была бы популяризация самих романов, чтобы вызвать интерес у читателей.
- Что касается раскрутки конкретных победителей или авторов шорт листа, то мы работаем с издательством, с компанией Меломан, куда входит в том числе издательство. Сейчас есть договоренность, что оно будет раскручивать и издавать победителя. Но мы хотим попросить хозяев этой фирмы взять под свое крыло и всех участников шорт листа. Мы хотим, чтобы сам шорт лист, в свою очередь, был очень престижным местом попадания для авторов.
По поводу раскрутки романов, мы продвигаем лучшего романа-победителя. В прошлом году по результатам голосования победил роман «Кульпет», через полгода издательством “Arna-B” вышла книга тиражом 5 тысяч экземпляров. В Национальной библиотеке провели презентацию книги с участием представителей интеллигенции и книголюбителей. Автор романа Шархан Казгулов с весны проводит роуд-шоу по регионам Казахстана для продвижения книги. Здесь мы хотим выразить благодарность Министерству культуры и спорта за возможность проведения презентации в регионах. К тому же благодаря Министерству Информации и Общественного развития оказывается большая информационная поддержка как к проекту, так и самой книги «Кульпет», первому победителю литературной премии “Mecenat.kz”.
- Имеют ли право авторы рекламировать свои романы? Например запустить таргетированную рекламу или заказать пост у блогеров?
- Да, безусловно, мы не можем запретить рекламировать свои романы абсолютно. Но надо понимать, что массированная реклама для бездарного текста только ухудшит ситуацию и создаст отрицательную репутацию. На самом деле все равно прежде всего стоит качество текста. Прежде всего, хотелось бы отметить то, что совсем недавно президент Касым-Жомарт Токаев уже дважды обратился к писателям и к интеллигенции, что писатели должны писать для читателей, а не для карты, не для Министерства культуры, не для спонсоров, меценатов, организаторов других писателей или критиков. Прежде всего, нужно завоевать нашего собственного казахстанского читателя, вернуть его к нашим авторам. Необходимо писать настолько сильно, чтобы было 100 000–200 000 живых продаж внутри Казахстана. Это отличная переговорная позиция для зарубежных издательств из Европы, Китая, Северной Америки. Соответственно, путь к завоеванию мировых книжных рынков начинается с завоевания казахстанского книжного рынка. А здесь без высочайшего качества текста никуда.
- Какие значимые изменения и тенденции вы замечаете в литературной среде Казахстана с момента запуска премии "Mecenat.kz"? Какие вклады она делает в общественный и культурный диалог страны?
- Очень хорошо, что возникли несколько новых премии, благодаря этому старые премии активизировались. Очень хорошо, что писатели задумались, какими должны быть премии, конкурсы и так далее. С самого начала на открывающейся пресс-конференции мы говорили если кому-то не нравится наш механизм, пожалуйста, создавайте собственные премии. Мы хотим, чтобы в нашей стране было не менее 15 престижных литературных премии. Ну и еще раз повторюсь, раз вы читали мое интервью, то вы помните, что я все время цитирую Булгакова, фразу о том, что по паре страниц можно понять, что если это Достоевский, то это настоящий писатель.
- Как вы уже сказали в одном из своих интервью: «Формат романа является тем жанром, который "вытаскивает" за собой как сериалы, так и фильмы, а также и остальную литературу». Конечно же, я согласна с этим мнением, но насколько вы уверены, что голосующие читают все 6–8 романов, чтобы выбрать среди них лучший. Ведь каждый из них по 150–200 страниц. Может, нужно было выбрать другой жанр?
- Естественно, очень непросто написать роман. Но поэтому человек должен получить солидную, мощную награду. Кроме того, мы сократили шорт лист до шести романов. Прочесть шесть романов не обязательно, прочесть шесть глав звучит реалистичнее. Шесть глав — это вполне достаточно. Кроме того, не забывайте, что у нас половина романов на казахском и половина на русском, поэтому, соответственно, три главы за месяц – это довольно реалистично. Если на это целый месяц.
- Какова ваша роль и ответственность в качестве основателя "Мецената"? Какие важные решения вы принимали для развития и укрепления премии? С какими проблемами сталкивались?
- Моя роль и ответственность прежде всего привлекать дополнительные ресурсы от государства в виде информационной поддержки. А еще мы хотим выйти на Министерство иностранных дел и просить помощи наших атташе по культуре. Мы хотим активизировать работу с фондом и развивать контакты с нашими 250 землячеств организаций по всему миру. Ведь очень важно, чтобы наше кинопродюсеры и другие частные издатели, кроме Меломана, привыкли к тому, что нужно читать, изучать и как можно раньше трактоваться с участниками шорт листа.
Что касается проблем, мы в первом сезоне сталкивались с проблемой недоверия со стороны писателей. Оно было преодолено благодаря тому, что нам пришлось пересчитать все голоса, и, скорее всего, это придется повторять несколько лет. Мы считали голоса именно тех произведении, которые получили первое и второе место. В этом году, наверное, мы столкнулись с некой нервозностью и страхами писателей, что непременно надо выиграть именно в этом году. Это довольно забавно, учитывая то, что мы и наш меценат Тимур Турлов с самого начала говорили, что премия ежегодная, то есть вечная.
- В просторах интернета можно встретить как и хорошие отзывы о премии так и отзывы о том, что голосование не честное. Так же вас уже ни раз просят создать комиссию и принять другие меры. В общем, как я понимаю, вам тоже есть что сказать читателям…
- Каждый имеет право говорить что угодно. У нас демократия. На самой первой пресс-конференции мы четко и ясно сказали все это есть на нашем канале. Все желающие могут еще раз посмотреть эти слова. Кому не нравится наш механизм может снять свою работу, заявить об этом, и мы снимем работу с голосования. Это раз. Второе можно идти организовывать собственные проекты. Мы с удовольствием это приветствуем. Здесь принципиально никогда не будет никакой комиссии. Любая комиссия — это субъективность. Мы верим в читателя, мы верим в меритократии. Именно об этом говорил президент Касым-Жомарт Токаев. Именно об этом мы говорим в сегодняшнем интервью. Прежде всего, хотелось бы отметить то, что совсем недавно президент Касым-Жомарт Токаев уже дважды обратился к писателям и к интеллигенции, что писатели должны писать для читателей, а не для карты, не для Министерства культуры, не для спонсоров, меценатов, организаторов других писателей или критиков.
- Вам не кажется, что система голосования требует доработок? Ведь есть такая штука, как казахский менталитет, например у нас много авторов до сих пор читают только бумажные книги, пишут на листочках, не умеют пользоваться смартфоном, не говоря уже о двухфакторной регистрации. Просто во время голосования я сама помогла более десяти человек пройти регистрацию. И это были люди, которым за 50. Как я уже говорила вам лично, невозможно не помочь человеку, который реально прочитал произведение, и хочет, чтобы его голос тоже учли. В целом, как вы считаете готов ли наш народ переходу к концепции народного жюри?
- Мы верим в то, что Казахстан будет процветать. Мы верим в его будущее. Из истории литературы мы все знаем, что тот же Бальзак лет 10 писал очень слабо, пока у него не пошли шедевры. Совершенно не стыдно не выиграть премию «Меценат». Стыдно не участвовать. Вообще, если вы пишете сильные тексты или стыдно продолжать присылать одни и те же слабые тексты, очень важно извлекать уроки, анализировать и стараться писать как можно лучше, как можно сильнее, как можно оригинальнее, как можно глубже, а выигрывают абсолютно все. Это далеко не ново. И мы понимаем, что еще несколько лет будут такие же голоса. Менталитет менталитетом. Но когда надо, наши казахи, в том числе вполне традиционные, осваивают программу льготного автокредитования настолько массово, что за 18 секунд ее исчерпывает со сложнейшей регистрацией. На сайтах ВТБ и других банков все разобрались и забрали огромное количество денег из пенсионной системы. Когда-то все плакали от слов и ФЦП, и Enter, и, тем не менее, все давно привыкли.
- Я прочитала все произведения, и знаю всех авторов, на некоторых я подписана в Instagram и Facebook. На днях наткнулась на пост одного из авторов, где он просит своих подписчиков (На минуточку, у него более 15 000 подписчиков) проголосовать за него, а тех кто уже проголосовал дать ему голос от имени своих родителей и друзей. Насколько это честно по отношению к другим участникам?
- А никакого менталитета, не способного к цифровому бизнесу, нет и быть не может. Наоборот, хочу напомнить, что наш меценат в своем интервью сказал, что поверил в потенциал наших писателей и читателей именно потому, что от своих коллег местных профессионалов видел шикарное знание и понимание цифровых технологий. Вот вам и казахский менталитет. Это совершенно честно по той причине, что мы говорим изначально о профессионализации писателей. Естественно, те авторы, которые уже раскручены в сетях, будут иметь преимущество. Но еще раз повторяю, если текст бездарный, он никогда не получит поддержки. Надо понимать, что 1000 подписчиков у человека не просто так. Это заслуженный реальный рейтинг. Я не знаю, кто сейчас выиграет, но в любом случае каждый из писателей имел по меньшей мере 10 лет для того, чтобы в соцсетях или на персональном сайте создать собственную армию поклонников своими собственными текстами. Поэтому на самом деле все стоят в равных условиях. Я не согласен, что люди стоят в неравных. Наоборот, в абсолютно равных условиях.
- Давайте на несколько секунд забудем, что вы организатор. Как самый обычный читатель за какое произведение вы отдали бы свой голос?
- Я не могу ответить на данный вопрос не только потому, что любое мое заявление или действие рассматриваются чересчур придирчиво. Я на самом деле занимаюсь менеджментом процесса, контролем менеджмента. Я, естественно, заглядывал, но не более. Я скажу, что все шесть текстов прекрасные, превосходные. Для меня они все уже победили на самом деле. И считаю, каждый из них достоин экранизации как в виде сериала, так и в виде фильма. И скажу, что я уже сообщил эту информацию нескольким крупнейшим знакомым в индустрии кино и продюсерам. Я напоминаю, полноценной раскруткой победителей должны заниматься профессиональные издатели и литературные агенты. Наш проект не занимается такими условиями. Мы пиарим всю казахстанскую литературу, большую литературу.
- Возможно, вопрос покажется слишком банальным, но он нужен. Сколько произведении поступило в этом году? И насколько сложным был выбор?
- В этом году поступило 58 работ. Выбор был достаточно сложный, потому что качество резко подросло.
- Какие задачи выполняют ридеры и супер ридеры в процессе голосования и как они осуществляют предварительный отсев заявок?
- Как и обещал, год назад мы привлекли так называемых супер ридеров, которые помогли отсеять на русском языке, отсеяли два и пропустили три в шорт лист и на казахском пять. И пропустили тоже по три романа. Задача ридеров – проверка технических правил. Отсев абсолютных графоманов от этих работ. Они были, но уже гораздо меньше. И оценка соответствия качеству по издаваемой надежде. Вот это самый идеологический месседж, идеологический посыл, который мы заложили в самом начале. Супер ридеры руководствовались уже собственным литературным вкусом. Они понятия не имели, кто является автором. Мы совершенно не вмешивались в их решения. Единственное, просили их озвучить, аргументировать.
- Кто проверяет отзывы читателей? Как проходит процесс проверки отзывов?
- Наши сотрудники проводят проверку у читателей. Это довольно быстрый процесс. Единственное, что это делается вместе с другой работой. Поэтому это не делается онлайн, а примерно с начала два теперь уже где-то пять раз в сутки мы проверяем на соответствие тем правилам, которые указаны в самом начале. Надо сказать, не так уж много отзывов, которые можно назвать оккупированными или отзывы, состоявшие из знаков препинания, в общем количестве. Это очень маленький процент.
- Какие сообщения и ценности вы хотите передать через премию "Mecenat.kz"как основатель и организатор этого проекта?
- Главная ценность, которую мы хотим передать то, что наша страна прекрасна. Удивительная история и удивительная душа, что мы верим в меритократии. Мы верим в то, что честное голосование у нас делается уже второй сезон. Мы верим в то, что наши победители повлияют на и на оперное искусство, на театральное, на киноискусство, на сериалы, на массовую культуру, даже на поэзию. Мы считаем, что казахская литература, весь следующий век станет одной из доминирующих в мире. Голосование будет до начала июля. Хотелось бы обратиться к авторам. Еще раз, пожалуйста, не думайте, что не выиграть в этом году это значит проиграть проект вечный. Пишите по-новому. Переделывать этот текст по 10, по 20 раз, как мы все время говорим. Мы в этом году опросили, узнали, что в среднем все финалисты переписывали по три раза. Мы считаем, надо переписывать весь текст по 20–30 раз. Да, это может занять два года. Посмотрите на пример раскрутки, нужно раскручивать заранее, надо создать армию поклонников. И так у вас будет высочайшие шансы выиграть. Хотя опять же никто ничего не гарантирует, потому что кто знает, вдруг вы в этот момент столкнетесь просто со вторым боевым, которого, я надеюсь, мы все наконец-то найдем. В любом случае наша цель сделать премию настолько престижной, что попасть в шорт-лист это уже будет огромный выигрыш. Желаю также, чтобы авторы обязательно сказали добрые слова о текстах своих коллег. И чтобы между авторами был дух доброты, товарищества, братства. Чтобы каждый автор друг друга рассматривал как родного брата. И самое главное, что мы все вместе делаем одно общее дело. Во имя нашего Казахстана!
- Большое спасибо за беседу! Желаю процветания премии "Mecenat.kz" и побольше качественных романов!
Поделиться: