Слово о великом поэте

Поделиться:

11.07.2023 1764

В 2023 году отмечается юбилей великого казахского поэта, просветителя и философа – Шакарима Кудайбердиева. Жизнь и творчество поэта были напрямую связаны с Абаем Кунанбаевым. Разностороннее образование, широкий кругозор и справедливость помогли поэту занять достойное место в истории 1 половины ХХ века. Его стихотворения актуальны по сей день, а крупные труды изучаются в школьной программе.

В серии биографий «Жизнь замечательных людей» в 2012 году вышла книга Ерлана Сыдыкова «Шакарим», написанная в память о его отце Батташа Сыдыкулы – члене первой комиссии, собравшей воспоминания и свидетельства современников Шакарима Кудайбердиева. В произведении содержится глубокое описание жизни и творчества поэта, этапов его жизни и трудностей, с которыми пришлось столкнуться. 

11 (24) июля 1858 года в роду Тобыкты в Кенбулаке Чингизской волости Семипалатинского уезда появился на свет будущий поэт, мыслитель, музыкант и историк - Шакарим Кудайбердиев. С раннего детства мальчик был погружен в учебу. Этому способствовал его отец - Кудайберды, который старался сделать все, чтобы дать детям возможность получить образование. Так, уже с пяти лет он обучался персидской и арабской грамоте у местного муллы.

В семь лет юный Шакарим лишился отца и воспитывался у деда Кунанбая, отца Абая Кунанбаева. Смерть отца мальчик перенос болезненно. Он пытался найти уединение, а утешения взрослых казались ему лишь напоминанием того, что рядом больше нет важнейшего для него человека. Но, спустя время, Шакарим привык и все больше тянулся к Кунанбаю.

Маленький Шакарим всегда брал пример со взрослых и учился вместе с ними. Так, искусству домашнего ремесла он научился у матери, которая часто любила вышивать узоры по ткани. Шакарим мог вырезать по дереву, рисовать, вырезать узоры и разводить краску.

В подростковый период Шакарим перешел к следующему этапу взросления посредством интересных игр в компании сверстников. В своем философском тракте «Зеркало подлинного счастья» мыслитель писал о таких развлечениях, как метание асыков, игра «белая кость» и бег наперегонки. Это время стало для юноши поиском истинного счастья и настоящих друзей. 

Несмотря на игры и развлечения, Шакарим не переставал учиться. У своего старшего брата Амира он научился игре на домбре, а у дяди Абая перенимал мастерство написания стихотворений. 

Важную роль в становлении юноши сыграл Абай. Именно дядя стал первым, кто прочитал ему стихи поэтов Востока и рассказал сказки из «Тысячи и одной ночи». Эта книга стала для Шакарима первой прочитанной от корки до корки. Абай научил племянника стрельбе из ружья, что послужило началом любви к охоте. Несколькими годами позже Шакарим начал держать скаковых лошадей и приручать ловчих птиц. Его первым любимцем стал беркут Жез Туяк - Медный Коготь.

На формирование духовности Шакарима повлияли воспитание мудрого деда Кунанбая, уроки внимательного дяди Абая и изучение романтических эпосов. Первое стихотворение мальчик написал в память об отце. После этого Абай начал активное обучение Шакарима стихосложению путем чтения красивых стихов, книг, изучения метафор и других поэтических канонов. Долгие годы совместной работы Абая и Шакарима дали свои плоды. Юноша рос чрезвычайно умным и начитанным.

Шакарим продолжал оттачивать навыки игры на домбре и музыкального мастерства. Родственники восторгались им, что придавало музыканту уверенность в своих силах. Он стал исполнять кюи и славился будущим акыном казахских степей. 

Для улучшения своих знаний, Шакарим, под влиянием Абая, начал изучать русский язык. Сам Абай верил в могущество русского языка. В своем двадцать пятом слове он призывал к изучению русской грамоты и утверждал, что этот язык хранит в себе духовные богатства, знания, искусство и множество тайн. Благодаря учителю Нурпеису Шакарим быстро усвоил алфавит, стал читать простые тексты и начал активно развивать словарный запас, чтобы изучать более тяжелый материал.

В 20 лет начался новый период в жизни Шакарима. Он был избран волостным управителем. Волостную контору он устроил в своем ауле, но спустя некоторое время понял, что, сидя дома, проблемы не решить. Так, управитель часто выезжал в дальние аулы, чтобы понять, как помочь народу и какие реформы нужны волости. Он искренне желал мира и благополучия для казахской степи. Шакарим часто ссылался на традиционное общество, которое было скреплено традициями и обычаями предков. В таком обществе царила доброта и милосердие, ведь главенствующие законы передавались из поколения в поколение.В первые годы своего правления Шакарим стал налаживать сенокос. Во всем он следовал примеру Абая, который ранее удачно испытал метод силосования. В 1879-1880 годах сильные холода спровоцировали джут. Для кочевого общества падеж скота был равен экономическому кризису в современном государстве. Заготовки Шакарима помогли пережить сильнейшие заморозки, что повысило авторитет управителя. Он продолжал ездить по аулам, проводил беседы с местными жителями, чтобы понять, как поднять уровень жизни в степи. 

Шакарим не забывал и о своем литературном творчестве. Будучи управителем, он продолжал писать стихотворения, начал сочинять драматические произведения, отличавшиеся особой философской мыслью. Своими стихами поэт призывал людей к благочестию. Его литературное творчество помогало ему общаться с людьми. Позднее, он стал писать о человеческих пороках и читать их своим сородичам. 

В последний год правления Шакариму посчастливилось познакомиться с русскими ссыльными Михаэлисом и Долгополовым, сыгравшими большую роль в жизни поэта. Для развития интереса в разных науках, Михаэлис посоветовал ему книги по истории, географии и математике. 

Таким образом, период управления волостью стал важной частью деятельности Шакарима Кудайбердиева. Этот период он описал в поэме «Жизнь Забытого».

В 1904 году скончался дядя, наставник и духовный учитель Шакарима Кудайбердиева Абай Кунанбаев. Потеря близкого родственника трагически сказалась на поэте. Он отложил написание «Родословной» и забросил множество стихотворений. Долго горевать Шакарим не мог, ведь в 1905 году Алихан Букейханов предложил организовать съезд с ближайшими родственниками Абая по поводу издания его книги стихов. Это предложение зажгло в писателе новый огонь, что дало толчок Шакариму Кудайбердиеву к активному поиску своего творческого пути. До сих пор Шакарима мучало обещание, данное дяде – отправиться на паломничество в Мекку. Он принял незамедлительное решение совершить хадж, а также попасть в библиотеки великих городов Леванта. В то время Шакарим понял, что ему необходимо увидеть жизнь других народов, посмотреть на мир и расширить свои познания. 

Паломничество воскресило в Шакариме желание жить и творить. Он стал активно работать над переводами Пушкина и Толстого. В творчестве Толстого он видел отражение себя. Оба писателя призывали читателей к воздержанию от пагубных привычек, считали, что религиозная одухотвореннность ведет к постижению тайн человеческой души.  

Вернувшись к детальному изучению родословной, Шакарим Кудайбердиев сложил книги «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» и «Каноны мусульманства», которые вышли в свет в 1911 году. Книга Шакарима о священных корнях породила интерес соотечественников к казахской истории. Следующим грандиозным трудом стала поэма «Дальние предки казахов», где автор отразил сведения о казахской истории от древних времен до джунгарского нашествия 1723 года. Его дальнейшее творчество отличалось от канонов стихосложения того времени. 

В преклонном возрасте Шакарим Кудайбердиев принял решение уйти в отшельничество в казахской степи и в 1931 году погиб в урочище Чингистау. 

Его имя навсегда останется на страницах истории. Кладезь добродетели и глубоких философских мыслей поэт считался воплощением нравственности и справедливости. Творчество Шакарима отличалось от его современников. Тонкий душевный уклад и глубина мысли сделали его произведения сокровищницей философии того периода. 

Труды Кудайбердиева сохранили актуальность в современном мире. Можно с уверенностью сказать, что даже сквозь десятилетия его творчество не потеряет свою значимость. 

 

Дарья МОЛОТОВСКАЯ,

студентка факультета международной журналистики 

Казахского Национального Университета имени аль-Фараби

Поделиться: