Страница ученика: Софокл
Поделиться:
Софокл – выдающийся древнегреческий драматург, чье влияние на мировую литературу и искусство трудно переоценить. Он занимает выдающееся место среди великих трагиков и считается младшим современником и учеником Эсхила. Софокл пришел на литературную сцену в пору расцвета афинской демократии и смог с легкостью преемственности перенимать лавры своего учителя, став любимым драматургом своего времени.
Софокл был человеком, одаренным множеством талантов. Он обладал даром не только в искусстве драматургии, но и в музыке. Его способности в области ритма и сценического пространства были выдающимися. Его физическое здоровье, внешняя привлекательность и трудолюбие вдохновляли современников.
Софокл был неотъемлемой частью афинской общественной жизни. Он участвовал в почти 30 драматургических состязаниях, и в большинстве случаев он занимал первое место. Его творческий наследок включает в себя 123 пьесы, но до наших дней дошли только 7 из них. Среди его наиболее известных произведений - трилогия о царе Эдипе, "Антигона", "Электра", "Филоктет", "Трахинянки", и "Аякс".
Софокл также был активным участником афинской общественной и политической жизни. Он поддерживал Перикла, выдающегося лидера афинской демократии, и занимал важные общественные посты, такие как казначей и военный стратег. Его влияние было несомненным, как в мире искусства, так и в сфере общественной и политической деятельности.
Софокл олицетворял идеал гармоничного человека в греческой культуре. Он вдохновлялся духовными и нравственными ценностями, и его персонажи отражали высокие нравственные качества. В его трагедиях герои часто вынуждены сталкиваться с судьбой и несправедливостью. Он показывал, как человек может проявить героизм и моральное совершенство в лице неверных обстоятельств.
Продолжая в традициях Эсхила, Софокл придал трагедии полноту и искусство. Там, где герои Эсхила часто служили марионетками в руках богов и внешних сил, у Софокла персонажи стали более человечными, более самостоятельными в своих поступках, хотя они всё равно были ограничены своими знаниями. В результате человек стал безысходно зависим от своей судьбы, не в состоянии изменить уготованное ему будущее. Классическим примером "трагедии рока" является "Царь Эдип", где герой, несмотря на все усилия, не может избежать предопределенного катастрофического исхода. Некогда могущественный правитель обрекает себя на позор.
Однако вместе с этим Софокл представляет нам идеализированных героев, обладающих высокими нравственными качествами. Например, в "Царе Эдипе" мы видим Эдипа, который ищет убийцу, не подозревая, что это он сам, и в конечном итоге наказывает себя за свои проступки. Точно так же Антигона из одноименной трагедии выполняет свой моральный долг, даже если это обрекает ее на смерть. Софокл искусно вырисовывает человеческие характеры, используя контраст между персонажами. Его пьесы обычно раскрывают сложные предыстории, и многие детали становятся ясными в ходе развития сюжета. Завершение часто является развязкой, и прошлое проецируется на настоящее.
Давайте теперь поговорим о произведении Софокла «Царь Эдип». Это произведение представляет собой трагедию о судьбе и свободе, где свобода человека не заключается в возможности делать, что ему хочется, а в способности принимать ответственность даже за то, чего он не желал. В городе Фивы правили царь Лаий и царица Иокаста. Царь Лаий обратился к дельфийскому оракулу и получил пророчество, предсказывающее его гибель от собственного сына. В связи с этим он решил избежать судьбы и поручил пастуху унести своего новорожденного сына на горные пастбища Киферона и бросить его на съедение диким зверям. Однако пастух почувствовал жалость к младенцу и передал его другому пастуху из Коринфского царства, не раскрывая его происхождение. Младенца удочерил коринфский царь, так как у него не было наследника, и царь назвал его Эдипом.
Эдип вырос крепким и умным молодым человеком, всегда считая себя сыном коринфского царя. Однако слухи достигли его, подсказывая, что он всего лишь приемный ребенок. Желая раскроить свою истинную природу, Эдип отправился к дельфийскому оракулу. Там ему было предсказано, что он предназначен убить своего собственного отца и вступить в брак с собственной матерью. Эдип ошарашен этим жутким пророчеством. Решив избежать своей судьбы, он решил не возвращаться в Коринф и отправился в путь, без конкретного направления. На одном из перекрестков он встретил колесницу, на которой сидел выдающийся старец с гордой осанкой, окруженный несколькими слугами. В результате случайной стычки, старик умер, и вспыхнула драка, в которой все слуги были убиты, кроме одного, который сумел сбежать. После этого события, Эдип продолжил свой путь, прибыв в город Фивы.
В это время наступило беспокойство: перед городом Фивы появилась таинственная Сфинкс, женщина с львиным туловищем, которая предлагала прохожим загадки. Те, кто не мог разгадать загадку, подвергались ее ужасной ярости и разрывались на части. Царь Лаий отправился искать помощи у оракула, но по пути был убит неизвестным. Эдипу Сфинкс задала загадку: "Кто идет на четырех утром, на двух днем и на трех вечером?" Эдип быстро ответил: "Это человек: утром его жизнь начинается в детстве, днем в зрелом возрасте, а вечером в старости с посохом." Сфинкс, пораженная правильным ответом, бросилась с скалы в бездонную пропасть, и Фивы были избавлены от ее ужаса. Радостный народ провозгласил Эдипа мудрым и справедливым правителем и дал ему в жены Иокасту, бывшую жену убитого царя Лаия, и взял его брата Креонта на должность советника.
Много лет спустя на Фивы обрушилось божественное наказание: моровая чума опустошала город, скот погибал, урожаи уничтожались. Народ прибег к Эдипу и сказал: "Ты, Эдип, мудр и богобоязнен, спаси нас опять". Эта просьба открывает события в трагедии Софокла: народ стоит перед дворцом, и Эдип выходит к ним. "Я уже послал Креонта узнать мнение оракула, и он уже возвращается с ответом". Оракул сказал: "Это кара богов за убийство царя Лаия; вы должны найти и наказать убийцу". Кто-то спросил: "Почему мы не искали убийцу раньше?" Оракул ответил: "Вы были заняты проблемой с Сфинксом и не обращали внимания на это". Эдип заявил: "Хорошо, теперь я об этом позабочусь". Хор обратился к богам с молитвой: "Помилуйте нас и отвратите свой гнев от Фив, пощадите наш народ!"
Эдип вынес свой приговор: "Найдите убийцу Лаия, изолируйте его от общества и изгоните его из Фив; да проклянут его боги!" Он тогда не осознавал, что этим приговором он проклинает самого себя, но это станет ясно позже.
В городе Фивы живет старый слепой прорицатель по имени Тиресий. Эдип обращается к нему и просит помочь раскрыть убийцу царя Лаия. Однако Тиресий сначала отказывается, предостерегая Эдипа от разгадывания этой тайны. Эдип, раздраженный, начинает подозревать прорицателя, предполагая, что Тиресий сам может быть виновным. Тиресий в ответ говорит, что убийцей является Эдип сам, и советует ему наказать самого себя.
Эдип, в свою очередь, начинает подозревать, что Креонт, его жена Иокаста и Тиресий сговорились против него. Напряжение растет, и они обмениваются оскорбительными словами. В это время Иокаста, жена Эдипа и сестра Креонта, вмешивается в разговор. Эдип говорит ей, что Тиресий обвиняет его в убийстве Лаия ложными пророчествами. Иокаста пытается убедить Эдипа, что все пророчества - бессмысленные предсказания, так как Лайи было сказано умереть от руки собственного сына, но они бросили младенца на гору Киферон и думали, что он умер, а Лайи умер на распутье убитый неведомым путником. Эдип спрашивает о деталях встречи на распутье и узнает, что Лаий был похож на него и его сопровождал старый пастух, который сумел убежать.
В этот момент на сцену выходит вестник из соседнего Коринфа. Коринфский царь умирает, и коринфяне обращаются к Эдипу с предложением стать новым царем. Эдип, вспоминая пророчества, которые предсказывали ему убийство отца и брак с матерью, сначала отказывается из-за страха перед царицей-матерью. Однако вестник из Коринфа разоблачает семейную тайну и рассказывает Эдипу, что он не является настоящим сыном коринфского царя и царицы, так как его нашли младенцем на горе Киферон и воспитывали приемные родители. Эдип жаждет узнать правду о своем происхождении и спрашивает у Иокасты, своей жены, не ли это тот самый пастух, который передал его коринфским царям. Иокаста, осознав, что Эдип это и есть тот младенец, умоляет его не расследовать это далее, но Эдип настаивает на своем. Пастух, сопротивляясь, наконец признается, что Эдип - сын умершего царя Лаия. Теперь Эдип осознает, что судьба и пророчество сбылись, и его жизнь полна ужасов. Он узнает, что его жена-мать Иокаста повесилась, а в безумии и отчаянии Эдип сорвал с ее платья золотую застежку и вонзил себе иглу в глаз, чтобы навсегда остаться во мраке и не видеть ужасов своих поступков. Хор, свидетельствуя о трагедии, говорит, что ничто не стоит на месте, и даже мудрость и величие могут привести к разрушению. Эдип, с окровавленным лицом и ослепшим, выходит из дворца, представляя собой ужасное зрелище.
Креонт, теперь уже прощаясь с обидами, умоляет Эдипа остаться во дворце, говоря, что только близкие люди могут разделять муки друг друга. Однако Эдип настаивает на своей просьбе быть изгнанным и прощается со своими детьми, выражая свою грусть: «Хотя я не вижу вас, но сердце мое полно горя...»
Хор, завершая трагедию, поет о значении этого момента: "Смотрите, граждане фиванцы, вот Эдип! Он, разгадывая загадки, был могучим царем, тот, которому все завидовали... Это значит, что каждый из нас должен помнить о последних своих днях, и счастливым можно назвать только того, кто в своей жизни избежал бед и страданий до самого конца.
Творчество Софокла отличается великолепным композиционным мастерством. Пьесы строятся логично и гармонично, их персонажи олицетворяют "очаровательную сладость и величие". Хор, в свою очередь, дополняет диалоги, придавая им драматизм. Пьесы Софокла так совершенны и симметричны, что его сравнивали с "Фидием литературы".
Софокл оставил неизгладимый след в истории литературы и искусства. Его работы продолжают вдохновлять и учить современное поколение о глубоких человеческих ценностях и непреложности нравственных принципов.
Слова Гёте о Софокле подчеркивают его мастерство и важность в истории литературы: «Никто не знал сцены и своего ремесла, как Софокл.» Его вклад в развитие трагедии как жанра и в искусство драматургии трудно переоценить.
Поделиться: